Вертикаль 2

Ложные предпосылки

Вопрос об укреплении вертикали власти был поставлен Владимиром Путиным в связи с необходимостью преодоления негативных последствий ельцинской эпохи. Главным образом речь шла о дезинтеграции государства и приватизации власти.

Впервые концепция строительства вертикали власти была представлена президентом в Послании Федеральному собранию 2000 года. Основным мотивом той его части, которая посвящена реформе власти, стало преодоление негативных последствий в государственной политике предшествующего периода. Там же формулируется понятие вертикали власти и дается оценка ельцинской эпохи.

Что-то с приходом Путина все равно должно было измениться: смена курса, реформы и т.д. Когда молодой президент меняет старого, от него ждут свершений. Путин использует настроения политэлиты для того, чтобы провести системные изменения, которых, возможно, в то время от него и не ожидали. На пути системных изменений президент ставит две цели: предотвращение дезинтеграции государства и отделение бизнеса от власти. Достижение этих целей должно подтвердить состоятельность Путина как президента.

О преодолении дезинтеграции Владимир Путин объявил уже во втором Послании 2001 года. Но, как оказалось, опасность была преодолена не до конца. Путин постоянно возвращается к этой теме, и именно дезинтеграция стала одной из причин, которой он объяснял в 2004 году изменение в системе выборов губернаторов. На пресс-конференции 23 декабря 2004 года Путин отвечает на вопрос об изменении системы выборов губернаторов следующим образом:

"Мне представляется, что с учетом огромной территории Российской Федерации, огромного количества проживающих народов и этносов на нашей территории со своим укладом жизни, со своими политическими традициями, с большой очень, к сожалению, угрозой терроризма и дезинтеграции - в современных условиях это очень оптимальное решение"1.

Сравните это высказывание Президента с другим, сделанным за полгода до принятия решения:

"Мы прошли, как здесь сказал один из выступающих, опасную черту дезинтеграции и роста экстремизма, я согласен с этим. Опасную черту, за которой маячило государственное разложение и общенациональная трагедия. Эту черту мы прошли. Эта ситуация, на мой взгляд, действительно преодолена"2.

Возможно, повестка дезинтеграции была навязана Западом, всеми этими многочисленными прогнозами и докладами, в которых Россия как целостное государство исчезает с мировой карты. Наверняка существуют и специальные программы по территориальному расчленению России. Ибо не сложно подпитывать надежды, за которые готовы платить, и причем хорошо платить.

Семантика единства как противоположности дезинтеграции своим референтом имеет кавказский сепаратизм. Ключевым моментом здесь является оценка степени реальности угрозы, а также готовность власти непосредственно реагировать на этот вызов. Стоит помнить, что признание угрозы дезинтеграции формирует повестку общей политической неуверенности. И если она, подобно фантому, будет возникать и после 2008 года, возникнет вопрос: а выполнил ли Владимир Путин свою историческую миссию? Остается совсем немного времени, чтобы покончить с этим фантомом и отвезти его труп на кладбище ложных предпосылок.

Аналогичная ситуация складывается и с проблемой приватизации властных полномочий. Путин неоднократно заявляет о том, что необходимо отделить бизнес от власти:

"Если мы говорим о бизнесе, то это не значит, что представители бизнеса имеют право приватизировать государственные институты власти. И те люди, у которых больше денег, должны руководить обществом вне рамок существующих государственных процедур и институтов. Это как раз значит, что те самые олигархи, о которых вы упомянули, не должны, не имеют права влиять на принятие государственных решений иначе, чем через легитимные органы власти и управления, через парламент, допустим"3.

Но есть сомнения, что данный процесс можно довести до конца. От ситуации к ситуации борьба с лоббизмом и не в меру политически активными бизнесменами либо сворачивается, либо вновь возобновляется. Причем отделение бизнеса от власти вовсе не означает, что аналогичная операция будет проведена и в отношении государства. Напротив, для ограничения влияния бизнеса на власть государство увеличивает свое влияние на бизнес. Последние кадровые перестановки в администрации стали убедительным тому подтверждением.

Казалась бы, угрозы вертикали власти - проблема самой власти, которую она должна решать так, чтобы кроме власти она никого не касалась. Однако в российском варианте угроза власти мгновенно становится главной угрозой общества, а враги власти объявляются врагами всего общества. Наличие угроз и врагов принуждают государство, по выражению Путина, брать в руки дубинку. Владимир Путин со всей присущей ему откровенностью признался в одном из интервью, какие методы работы с "плохими олигархами" он предпочитает использовать:

"Я бы не сказал, что государство и олигархи стоят друг против друга с кинжалом в руках. Это скорее западноевропейская традиция. У нас в руках скорее большая дубина, которая называется палицей, одним ударом которой можно все решить. Но мы ее еще ни разу не использовали, мы просто взяли ее в руки, и это уже вызвало определенный резонанс. Но если будут злить, то придется использовать"4.

Все-таки пришлось.

После "дела ЮКОСа" дубинку решили не убирать в темный угол, а положить где-то рядом. И, очевидно, не на всякий случай. ЮКОСа не стало, но олигархи от этого существовать не перестали. А вместе с ними остается и угроза приватизации государственных институтов, которая способна обостриться в любой момент.

Грех жаловаться на последствия ельцинской эпохи пять лет спустя. И последствия эти приняли более постоянную форму угроз, внешних и внутренних, степень которых варьируется в зависимости от текущей ситуации. Но, похоже, срок годности у них подходит к концу.

Примечания:

1Официальный сайт Президента РФ.

2Из заключительного слова на общественном форуме народов Кавказа и юга России. 26 марта 2004 года, Сочи // Официальный сайт Президента РФ.

3Из интервью канадским телекомпаниям Си-би-си, Си-ти-ви, газете "Глоб энд мейл" и телекомпании РТР. 14 декабря 2000 года, Гавана // Официальный сайт Президента РФ.

4Из интервью В.Путина французской газете "Фигаро". 26 октября 2000 года, Москва, Кремль // Официальный сайт Президента РФ.

       
Print version Распечатать