"В Десятникове при всей многослойности есть что-то очень ранимое..."

Осенью прошлого года поклонники творчества Леонида Десятникова получили роскошный подарок - компания "Bomba Music" выпустила запись первой оперы композитора "Бедная Лиза" по одноименной повести Н.М.Карамзина. Это сочинение молодой автор написал на собственное либретто, будучи студентом Ленинградской консерватории. В 1980 году опера была поставлена Юрием Борисовым в Московском камерном музыкальном театре Бориса Покровского и сохранялась в репертуаре четыре года. После этого "Бедную Лизу" не исполняли более двадцати лет. В 2005 году в рамках празднования 50-летнего юбилея Леонида Десятникова ранний опус обрел вторую жизнь. Пианист, продюсер и страстный пропагандист музыки Десятникова Алексей Гориболь не только возродил "Бедную Лизу", собрав исключительно удачный состав исполнителей, но и утвердил ее в статусе популярного произведения: только в России опера с успехом прошла в обеих столицах, была показана на Карельском международном фестивале в Костомукше и в Перми.

Следующим этапом стал выход диска, о котором в интервью "Русскому журналу" рассказал сам Алексей Гориболь.

"Русский журнал": Алексей, с чего началось победное возвращение "Бедной Лизы" на столичные (и не только) концертные площадки?

Алексей Гориболь: Все началось с пожелания Гидона Кремера, который пригласил Десятникова на два своих фестиваля - в Сигулде и Локкенхаузе, Австрия. Он хотел, чтобы в рамках ретроспективы музыки Десятникова, приуроченной к его 50-летию, обязательно прозвучало и одно из самых ранних сочинений - опера "Бедная Лиза". Состав тогда был такой: Марат Галиахметов (тенор), Юлия Корпачева (сопрано) и солисты оркестра "Кремерата Балтика". Все прошло очень удачно, и мы решили, что оперу нужно показать в Москве и Санкт-Петербурге, включив ее в афишу большого юбилейного фестиваля "Любовь и жизнь поэта". Здесь уже играли музыканты-петербуржцы во главе со скрипачом Владиславом Песиным. Это были молодые артисты темиркановского оркестра, "молодая Заслуга", как я их называю: Олеся Тертычная (флейта), Алексей Богорад (альт), Тарас Трепель (виолончель), Юрий Ущаповский (скрипка). К сожалению, Марат, который замечательно пел Эраста в Риге и Австрии, был очень загружен в Большом театре и на сезон фактически "выпал" из наших проектов, поэтому мы ввели Эндрю Гудвина. Он очень понравился всем музыкантам. Так собрался состав, с которым мы прошлой осенью и записали диск.

О певцах хочу сказать особо. Юлия Корпачева - актриса, певица, очень близкий нам человек. В свое время я рекомендовал ее Гидону Кремеру для исполнения "Русских сезонов" Десятникова. Это теперь уже знаменитый опус, написанный для скрипки, сопрано и камерного оркестра. Фактически двойной концерт. Юля тонко сделала эту работу, точно попала в стиль. В Десятникове, так же как в Чайковском, Шумане, Малере, при всей многослойности есть что-то очень ранимое, какая-то незащищенность, что-то очень щемящее. Юле удается это прочувствовать, донести до слушателя. Это настолько глубокие вещи, что одним мастерством не обойтись - нужен талант.

То же самое - Эндрю Гудвин. Он тоже "наш" музыкант. Еще до того, как он заменил Марата в "Бедной Лизе" и все очень по-своему в ней сделал, мы с ним много сотрудничали. Сначала был Бриттен - кантата "Святой Николай" и первый Canticle, затем мы сделали сложнейшую сольную программу, в которой были разные сочинения, от Бетховена до Десятникова. Энди, несмотря на то, что он австралиец, удивительно идет русская музыка. Он постепенно вживался в нее, обрастал знанием, входил в стиль. Потом у них с Юлей сложился великолепный ансамбль.

РЖ:Идея увековечить этот ансамбль, сделав запись "Бедной Лизы", принадлежала вам?

А.Г.: Идея принадлежала всем участникам проекта. Мы играли оперу несколько раз, и каждый раз нам не хотелось расставаться. После исполнения в Санкт-петербургской капелле, уже на банкете, сами музыканты неожиданно предложили сделать запись. Это был тот редкий случай, когда инициатива исходила не от автора, а шла "снизу". На запись у нас ушло всего два дня. Это, кстати, были буквально последние дни пребывания Гудвина в России - он как раз переезжал на ПМЖ в Лондон.

РЖ:Леонид Десятников так и не подключился к работе над диском?

А.Г.: Напротив, он был на репетициях, и ему, естественно, было приятно, что мы взялись за эту работу. В ней были свои сложности. Мы очень подробно монтировали, потом долго думали, выпускать или нет. Дело в том, что все мы, двенадцать человек, включая автора, - перфекционисты. Нам все время казалось, что что-то можно сделать лучше. Дабы разрешить сомнения, я даже советовался с некоторыми экспертами, чьему мнению доверяю. Они послушали и дали однозначный ответ: "Ну, конечно, выпускать!" Я думаю, здорово, что эта запись появилась именно сейчас, уже после "Детей Розенталя". Тем, кто действительно интересуется музыкой Десятникова, будет интересно услышать, с чего все начиналось, увидеть истоки стиля.

РЖ:Говорят, что за эту оперу Десятникову в консерватории поставили четверку с плюсом...

А.Г.: Четверку. Но сейчас мы можем тем экзаменаторам смело поставить четверку с минусом - за то, что не рассмотрели шедевр. Судите сами: в двадцать лет молодой человек, который учится на четвертом курсе (это был даже не диплом), приносит в качестве экзаменационной работы оперу на такой сюжет. Юрий Борисов, тогда еще тоже очень молодой человек, избирает ее для своей режиссерской дипломной работы в театре Покровского. Событие абсолютно беспрецедентное. Забавная деталь: автор явился на премьеру в армейской форме (Леонид Аркадьевич служил в армии) и выходил на поклон после премьеры в чужом пиджаке, который ему дали друзья.

Надо сказать, что опера шла с успехом. Известно, что в театр приезжал Святослав Теофилович Рихтер. Недавно была опубликована его дневниковая запись, где он пишет о том, что "Бедная Лиза" ему очень понравилась: "...Превосходно пела Маша Лемешева, и скупая музыка была к месту". Жаль, что мы узнали об этом отзыве в тот момент, когда диск уже был сдан в печать. Эти слова могли бы стать эпиграфом к альбому.

Не могу не сказать, что потрясен внезапной смертью нашего друга, дорогого и прекрасного Юрия Борисова, который, к счастью, успел услышать запись, представить ее публике в доме у Святослава Рихтера. Мне очень важно, что он высоко оценил эту работу.

РЖ:В одном из интервью Леонид Десятников сказал, что во время создания "Бедной Лизы" он испытывал сильное влияние Стравинского. Вы ощущаете это в музыке?

А.Г.: Нет, скорее в "Бедной Лизе" "живет" Чайковский. Плюс русский городской (бытовой) романс XIX века. Влияние Стравинского можно заметить разве что в каких-то тембральных вещах, в скупости и аскетичности состава. Но такие составы были и у Бриттена. Например, опера "Поворот винта" тоже написана для небольшого количества инструменталистов.

РЖ: Как-то Леонид Десятников признался, что может до бесконечности работать над своими сочинениями, доводя их до совершенства. Наверное, и в свой ранний опус он на новом витке развития внес поправки...

А.Г.: Да, он сделал редакцию, но принципиально в опере ничего не поменялось. То, что мы записали, - это произведение молодого Десятникова, в котором тем не менее уже есть все характерные черты его самобытного стиля: и ирония, и трагизм, данный сквозь призму этой иронии, и изящество стилизаций, и изысканнейшая фактура, ритмика. Ну и, конечно, выдающийся мелодический дар.

РЖ:Почему вы решили выпустить диск на "Bomba Music"?

А.Г.: Эта компания издала серию, практически целый пакет, дисков к юбилею Микаэла Таривердиева. В этой серии оказалось и два моих альбома - "Двое в городе" и "Вокальные циклы". Мне очень понравилось, как они издают диски. Когда речь зашла о том, кому отдать "Бедную Лизу", я сразу подумал, что обращусь к ним. Вера Таривердиева познакомила меня с руководителями, и, надо сказать, они практически не думая согласились. И я за это очень благодарен, потому что современная академическая опера - это не совсем их профиль. Надеюсь, что они будут довольны спросом на нашу работу и мое сотрудничество с ними продолжится.

РЖ:Есть какие-то дальнейшие планы по поводу "Бедной Лизы"? Может быть, новая постановка в одном из московских театров?

А.Г.: Конкретных планов нет, но я думаю, что ее будут ставить. Издательство "Композитор" готовит к выпуску сто клавиров. Причем есть идея присоединить к ним CD с записью, чтобы у заинтересованных людей были на руках все материалы. Сам диск, насколько я знаю, продается очень хорошо.

Беседовала Елена Чишковская.

       
Print version Распечатать