Урок 8. Коллоквиум

Ведение уроков и начитывание материала предполагают проверку знаний. Когда приходит час икс, ученикам обычно кажется, что все против них сговорились и учителя нашли очередной повод к чему-нибудь придраться. Но с позиции учителя контроль знаний - это способ проверить себя, узнать, насколько доступно он способен излагать материал, воспринимают ли ученики его слова и не даром ли проходит его труд. Собственно, целью сегодняшнего урока и является проверка способности восприятия читателем излагаемого материала.

Научные исследования на стыке филологии и психологии доказали, что вариантов восприятия художественного произведения существует почти столько же, сколько существует людей, прочитавших данное произведение. Редко случается, чтобы люди воспринимали художественный текст совершенно одинаково. Когда же речь идет о тексте публицистическом или рекламном, тут уж авторы стараются, чтобы разночтений было как можно меньше, ведь целью такого текста или, например, видеоролика является донесение до реципиента вполне определенного послания. Примером тому в данном случае являются новостные блоки, в которых упоминается Украина.

Со времен провозглашения Украиной независимости стало модно говорить о том, что россияне и украинцы - братья. Причем вспоминают об общем героическом прошлом чаще всего тогда, когда кто-то это самое прошлое якобы предает. Говорить о братстве и при этом держать дулю в кармане стало правилом хорошего тона среди украинских и российских политиков, а среди обывателей об общих славянских корнях чаще всего вспоминают в момент, когда спор на межнациональные темы достигает апогея и переходит на личности. Кто-то один о братстве вспоминает, а кто-то другой обязательно отвечает ему, что не брат, мол, ты мне.

Несмотря на постоянные спекуляции на теме братства, очевидно, что неприязнь между россиянами и украинцами возрастает с каждым днем. Благодаря ведущейся в наши дни информационной войне российским политикам скоро не придется делить Украину на восточную и западную, так как число симпатизирующих России восточных украинцев падает почти после каждого блока российских новостей, в которых упоминается Украина.

Информационная война, как комплекс мероприятий по информационному воздействию на массовое сознание для изменения поведения людей и навязывания им целей, которые не входят в число их интересов, была известна еще в древности. Например, в Библии упоминается о Гедеоне, который однажды так запугал противника во время войны, что тот растерялся и ударил по своим же войскам. Примеров информационного воздействия на моральную стойкость противника хватает и в истории древнего Рима, и в эпоху феодализма. Но особую важность информационные войны приобрели в ХХ веке.

Канадский социолог и философ Герберт Маршал Маклюэн еще тридцать лет назад выдвинул тезис о том, что в наше время экономические связи и отношения все более приобретают форму обмена знаниями, а не обмена товарами. А средства массовой информации сами являются "природными ресурсами", которые увеличивают богатства общества. Главным становится доступ к информационным ресурсам и знаниям, а войны все больше ведутся в инфопространстве с помощью различных видов информационного вооружения - газет, журналов, телевидения, сплетен и т.д.

Совсем недавно благодаря усилиям российских и британских СМИ вокруг Украины разгорелся очередной информационный скандал. Начало ему положила публикация в газете "Зеркало недели" от 19 апреля сего года. В материале сообщалось, что в одном из киевских магазинов автору статьи предложили за 250 долларов приобрести сорокасантиметровую куклу Гитлера производства Тайвань. Понятно, что цену, превышающую прожиточный минимум, за игрушку может выложить разве что коллекционер, а коллекционировать можно все, что не запрещено законом. Тем не менее эта новость вызвала необычайный резонанс.

Покочевав по интернету, статья несколько изменила смысл, и в ее немецком варианте уже значилось, что кукла Гитлера была произведена в Украине. Российскому журналисту Кадченко, видимо, показалось, что подобного искажения недостаточно, и 23 апреля в эфире Первого канала появился репортаж, в котором он сообщал о том, что кукла Гитлера стала хитом весенних продаж в Украине и что в магазинах уже выстроились очереди желающих приобрести игрушку для своих детишек.

Когда информация добралась до британских СМИ, там не только не пожелали проверить ее достоверность, но и добавили несколько красочных штрихов. Оказалось, что в Украине идет массовое производство кукол Гитлера, и если игрушка окажется популярной, то производители запустят серию игрушек по тематике Третьего рейха, включая огороженные колючей проволокой концентрационные лагеря, а также газовые камеры и крематории.

Вот так за неделю, благодаря наличию товара для коллекционеров, Украина получила имидж страны, исповедующей фашизм. И все это незадолго до празднования Дня победы.

Еще одним примером информационной битвы является недавний инцидент, связанный с Лужковым. Неизвестно, то ли мэр Москвы эмоционально высказывал свое мнение, то ли, подобно библейскому Гедеону, вносил смятение в стан врага, но 11 мая, выступая в Севастополе на концерте по случаю 225-й годовщины основания ЧФ РФ, Лужков заявил, что Севастополь не входил в состав территорий, которые Никита Хрущев в 1954 году передал Украинской ССР, поэтому вопрос о принадлежности этого города остается открытым.

Учитывая тот факт, что Севастополь является украинским городом, подобные заявления не могут быть не чем иным, как попыткой разыграть очередной политический скандал. Мерой пресечения в данном случае стал запрет СБУ на въезд Лужкова на территорию Украины.

МИД РФ поспешил возмутиться и сообщить, что данное решение расценивается как недружественный шаг, идущий вразрез с обоюдными усилиями по выстраиванию атмосферы доверия и взаимопонимания в российско-украинских отношениях.

Из этого заявления следует, что до 12 мая 2008 года (дня, когда было принято решение о запрете на въезд) в российско-украинских отношениях царила атмосфера доверия и взаимопонимания. Впрочем, дули для того и прячут в карманах, чтобы их издалека не было видно.

Кроме тяжелой артиллерии в виде СМИ, в информационной войне также принимают участие добровольцы. Чаще всего такими добровольцами являются люди, пользующиеся определенным авторитетом в обществе. Вот, например, 9 апреля на киевской презентации своей новой книги Евгений Гришковец заявил, что "у современного литературного украинского языка нет перспективы на развитие". При этом автор признался, что украинского языка он не знает и не пребывает в курсе новостей, касающихся украинского литературного рынка. Следовательно, не читал, но мнение имеет.

Можно долго говорить о том, хотел ли он кого-нибудь обидеть и права ли была журналистка, назвав его конъюнктурщиком, но в результате какой-нибудь украинский подросток, любящий творчество Гришковца, обязательно откажется читать литературу на украинском языке. Потому что сам Евгений Валерьевич считает ее неперспективной.

Та же история с фантастом Сергеем Лукьяненко. Он хоть и является известным агрессивным украинофобом, но аудиторию среди украинцев имеет достаточно обширную. Одни говорят, что им все равно, какое мнение имеет автор об Украине, - главное, что книги его интересны. Другие же вместе с писателем подсмеиваются над тупыми грязными хохлами, видимо, не подозревая, что Лукьяненко имел в виду и их тоже.

Часто в семьях бывает так, что родственники друг друга не любят, иногда даже презирают, но на праздники собираются вместе, садятся за стол и, провозглашая тосты за здоровье, почти искренне друг другу улыбаются. В этом смысле россиян и украинцев действительно можно назвать братьями. И конфликтов между ними было бы гораздо меньше, если бы при просмотре новостей люди чаще задумывались, кому выгодно распространять ту или иную информацию и с какой целью это делается.

       
Print version Распечатать