Улучшение отношений США – РФ возможно и необходимо

От редакции. Предпоследний номер «РЖ – Тема недели», посвященный теме «Как США думают о России», вызвал дискуссию в среде интеллектуалов. Эта дискуссия приобретает особую актуальность накануне визита президента США Барака Обамы в Москву. Мы возвращаемся к дискуссии и предоставляем слово американскому политологу, исполнительному директору двухпартийного «мозгового треста» «Партнерство во имя безопасности Америки» Мэтью Рожанскому.

* * *

Я не разделяю мнения о тенденции к «ухудшению» в американо-российских отношениях после окончания холодной войны. Совсем наоборот, возникновение независимой России с рыночной экономикой помогло двум странам тесно и продуктивно сотрудничать, что было бы невероятно в советские времена.

Нынешний период в отношениях я бы расценил просто как менее продуктивный, чем он мог бы быть. Ключевой проблемой возникновения напряженности является неспособность договориться.

У США и России в прошлом десятилетии были общие интересы в области борьбы с наркоторговлей, распространением оружия массового поражения, борьбы с исламским экстремизмом, развития энергетики и борьбы с экологическим кризисом. Но эти проблемы редко стояли во главе повестки дня прямых контактов лидеров. Вместо этого предполагалось, что американские и российские цели взаимно исключают друг друга или что Соединенные Штаты и Россия извлекают пользу из противоположных концепций мирового порядка (однополярность и многополярность). Я уверен, что эти предположения были неверными.

Трудно описать «господствующее общественное мнение» по отношению к России в сегодняшней Америке. Трудно избежать стереотипов взаимной подозрительности. Поскольку Россия не представляет ежедневной, постоянной угрозы для безопасности США, могут быть и те, кто убежден, что Россия больше вообще ничего не значит. Это заблуждение, но вполне объяснимое в стране, где вопросы внутренней жизни всегда доминировали.

Внешняя политика вызывает намного больше интереса у высокообразованного меньшинства, чем у более широких слоев общества. Однако большинство президентов заканчивают свой срок, концентрируясь на вопросах внешней политики. Президент Обама намерен достичь успехов как во внешней, так и во внутренней политике, и уже по этой причине он признает, что Россия станет важным партнером.

Администрация хочет строить отношения с российским руководством с чистого лица, что означает попытку найти точки соприкосновения. Администрация стремится найти общую платформу с Россией по возобновлению контроля над ядерным оружием, по возобновлению режима нераспространения. Не существует иного выбора, кроме как достичь договоренностей по угрозам, представленным Северной Кореей и Ираном.

Улучшение отношений возможно и абсолютно необходимо. Доверие и продолжение диалога на всех уровнях необходимы, чтобы добиться практических успехов. Я бы выделил следующий «реестр пожеланий» для прогресса в сотрудничестве США и России:

– скорейшее заключение соглашения в рамках проекта START и более надежное укрепление «основной договоренности» в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия;

– стабилизация «южного фронта» (от Турции до границы с Китаем), включая конструктивные рабочие отношения с исламским миром;

– сотрудничество в модернизации мировой финансовой системы, включая полную нормализацию двусторонних торговых отношений;

– замена устаревших механизмов безопасности в Евро-атлантическом регионе на меры коллективной безопасности, которые включали бы США, Европу и Россию;

– обращение к проблемам воздействия углеводородного топлива на изменение климата в контексте равноправных отношений между нефтепроизводящими бывшими советскими республиками и западными странами – импортерами нефти;

– расширение участия России (и других постсоветских государств) в международных соглашениях о правах человека и повышение их обязательств в этой сфере.

Президент Медведев поддержал президента Обаму в новых амбициозных целях американо-российского сотрудничества, и я ожидаю, что его правительство приложит все усилия для их достижения. Выполнение обязательств обеими сторонами перед июльской встречей в Москве крайне важно, но не надо придавать слишком большого значения формально определенным датам. Гораздо важнее, чтобы два правительства постоянно находились в состоянии диалога, чтобы при возникновении разногласий всегда оставалась «открытая линия» для их разрешения.

       
Print version Распечатать