Судьба СНГ зависит от политической воли

У украинских политиков есть коллективное понимание того, что СНГ представляет собой полурабочий механизм, который ныне функционирует в инерционном режиме и уже не является интеграционным объединением. Это остаток "бракоразводного процесса" постсоветского периода, который в том числе регулирует важные для Украины вопросы социальной политики, в некотором смысле сохраняет кооперационные связи в промышленности и экономике в целом. Это понимают и в окружении Януковича, и в окружении Ющенко, и в окружении Тимошенко.

Часть окружения Ющенко рассматривает СНГ как инструмент сохранения постсоветского пространства под контролем России. Подобное понимание присутствует и в окружении Тимошенко, поскольку именно Терехин, бывший министр экономики в правительстве Тимошенко, а сейчас – член партии "Реформы и порядок", входящей в Блок Юлии Тимошенко, в свое время призывал к выходу Украины из СНГ. Также необходимо понимать, что сейчас в окружении Ющенко доминируют прагматики, а не идеалисты. Они рассматривают СНГ с прагматических позиций, а не с идеологизированных, как националисты.

В окружении Тимошенко очень влиятелен Григорий Немыря, который рассматривает СНГ только в качестве инструмента обеспечения основных интересов России.

В общем, для Ющенко и Тимошенко однозначно приоритетным является интеграция Украины в Европейский союз. СНГ в их понимании является структурой, которая не способствует ускоренной евроинтеграции.

Что касается Януковича, то именно благодаря политике его правительства, членов его окружения, таких как Николай Азаров (бывший первый вице-премьер и министр финансов), удалось фактически похоронить идею ЕЭП.

Есть прагматизм у всей политической элиты, есть осторожное отношение к любым интеграционным объединениям на постсоветском пространстве, и отсутствуют стратегические модели развития интеграции на этом пространстве. Таких моделей нет ни у Тимошенко, ни у Ющенко, ни у Януковича.

Любые модели интеграции Украины с Россией воспринимаются украинской элитой в прагматичном ключе. Есть осторожное отношение к активному участию в интеграционных объединениях, таких как ЕврАзЭС и ОДКБ. Скептически относятся к СНГ, и проявляется интерес к ШОС. Но вместе с тем вся политическая элита вне зависимости от политической принадлежности, будь то "регионалы", "бютовцы" или "нашеукраинцы", осторожно относится к любой интеграции на постсоветском пространстве. Они оценивают ее с точки зрения обеспечения собственных интересов.

Что касается возможного выхода Украины из СНГ, то это политические спекуляции, подогретые СМИ. В реальности никто не рассматривает идею выхода из СНГ.

Тем не менее необходимо отметить двойственный подход нынешней политической власти к СНГ. С одной стороны, власть говорит, что Украина является страной-учредителем СНГ. Но Украина не парафировала Устав СНГ. Таким образом, мы участники, но в то же время не члены СНГ. Такая двойственная позиция позволяет балансировать и принимать участие в тех мероприятиях СНГ, которые выгодны нынешней украинской политической власти. А в тех мероприятиях, которые ей невыгодны, она не принимает участия.

В то же самое время все политические игроки – и "нашеукраинцы", и "бютовцы", и "Партия регионов" – понимают, что СНГ пока еще является инструментом диалога на постсоветском пространстве: встреч президентов, правительств. А кроме того, это депозитарий многосторонних договоренностей в социальной и социально-экономической сферах, которые еще продолжают действовать. К примеру, дипломы Херсонского университета признаются для поступления на работу, скажем, в Тамбове или Красноярске. Это важно для Украины, и это прекрасно понимают в политической элите.

Что касается интеграции с Россией, то я думаю, что пока речь не идет о каких-либо новых интеграционных объединениях с РФ. Возможно оживление переговорного процесса в рамках ЕЭП. Возможен также постоянный интерес нового президента или нового состава кабинета министров к этому проекту.

Что касается ЕврАзЭС, то речь идет о возможном рассмотрении предложения Януковича по формату сотрудничества Украины с этой организацией и далее – ассоциированного членства в ней. Но пока речь не идет о членстве в ЕврАзЭС, поскольку наличие Таможенного союза и его активное становление вызывают определенные опасения у тех же бизнесменов и прагматиков в окружении Януковича. Кроме того, указывается на негативный опыт участия в этом интеграционном объединении, скажем, Узбекистана и его выход из ЕврАзЭС. Указывается на определенные вопросы к ЕврАзЭС со стороны Казахстана и, более того, Белоруссии.

Для того чтобы вести какую-то политику по отношению к СНГ, на постсоветском пространстве необходима политическая воля. На данном этапе она на любом (западном, восточном) направлении отсутствует!

       
Print version Распечатать