Слеза

Вредная привычка пропускать через себя информационный поток иногда приводит к удивительным результатам. Например, никого уж не удивишь новыми информационными поводами насчет очередных стадий разрастания и мутации бронзового многопудья медиальных монументов З.К.Церетели. Все идет заведенным порядком: "Высшая правительственная награда Чеченской Республики будет вручена художнику и скульптору Зурабу Церетели 23 августа в Грозном. Таким образом власти намерены оценить заслуги Церетели, создавшего памятник первому президенту Чечни Ахмаду Кадырову, который откроют 23 августа в центре Грозного. Высшими наградами в республике считаются орден Кадырова, изготовляемый из золота и украшенный бриллиантовой россыпью, а также звание "Почетный гражданин ЧР".

Даже если у этого великого человека что-то не сразу получается, он всегда готов немного подождать. Цены божеские: всего $800 тыс. за памятник Александру Ханжонкову в Донбассе (см. Елена Черных, "Богема ставила свечи и... рыла землю", "Донбасс" от 09.08.).

А коли зловредные жители Санкт-Петербурга так уж восстают против бронзового удвоения Петра I под тем нелепым предлогом, что у них уже свой есть, монумент можно переправить тем, у кого к тому есть интерес. "Отвергнутый в северной столице памятник предложено установить в Переславле-Залесском. Ведь именно там, на Плещеевом озере, Петр I создал свой первый потешный флот" (Анна Кукушкина, "150 тонн скандала", "МК в Питере" от 10.08.).

Все как обычно: "Мы бы с удовольствием приняли Петра I у себя, - закинул удочку губернатор, - тем более в Переславле-Залесском место подходящее: там прошли детские годы русского самодержца"... Анатолий Лисицын попал прямо в точку. Президент Российской академии художеств как раз находился в отличном расположении духа, да и отступать ему было уже некуда. А потому, когда корреспондент "КП" спросил у него, как он относится к предложению ярославского губернатора, Церетели ответил, что с радостью на него соглашается" ("Петр I работы Церетели переедет в Переславль", "Комсомольская правда-Ярославль" от 10.08.).

Правда, в провинции у нас живут люди не очень-то адекватные. Зато маэстро Церетели всегда сохраняет трезвость ума. "Один из ярославцев предложил Церетели воздвигнуть монумент Ходорковскому, но скульптор разумно отказался: - Знаете, не хочется оказаться в камере по соседству..." (там же).

Впрочем, не только в российской глубинке наблюдается неадекватность отдельных жителей - вот и обитатели одного населенного пункта в окрестностях самого Нью-Йорка категорически воспротивились идее получить в подарок памятник событиям 11 сентября по причине его похожести на колоссальный женский половой орган. "Группа граждан обратилась с воззванием к городским властям, в котором выражен протест против "чудовищности сооружения несоразмерных размеров" и "не вписывающегося по габаритам в сложившуюся городскую среду" (Максим Шульц, "Слезы скорби" Зураба Церетели", "Взгляд.Ру", 03.08.) Ничего удивительного: "Это постоянно действующие разъездные бригады, сегодня они против пассажирского порта, завтра - против скоростного трамвая, а вчера - клеймили позором памятник Церетели". А Зураб Константинович в политику не лезет, он выше всего этого.

С общественностью вообще стала происходить беда: в ответ на идею поставить высокохудожественный монумент Иосифу Бродскому москвичи устроили флэш-моб в интернете. "Те высокотехнологичные формы, которые принял furioso eroico церетелиборцев, не могут не восхищать своей софистицированностью, соответствующей духу времени. Однако есть одна деталь. Бунтарская петиция под лозунгами "Спасем Бродского!" и "Церетели - вон из Москвы" обращена к самому "уважаемому Зурабу Константиновичу", коего виртуальные сопротивленцы и просят убрать из города изваяния его же производства. Спорный тезис о том, что спасение Москвы - дело рук не самих москвичей, а скульптора, отчего-то обязанного проникнуться их эстетическими удручениями и наступить на горло собственной неизбывной песне, уже никак не коррелирует с актуальным Zeitgeist" (Александр Панов, "Электронное поле сраженья", "Время новостей" от 09.08.).

И далее: "Отличие социальной революции от научно-технической в том и состоит, что успех первой зависит от готовности ее движущих сил осуществить назревшие преобразования путем максимального напряжения, а свидетельством окончательной победы второй является массовая расслабленность членов у пользователей усовершенствованных моделей бытовой техники". Но, кажется, все гораздо проще - как недавно объявлено (со знаком вопроса), "Абрамович станет мэром Москвы?": "Эпоха Лужкова уже закончилась. А какая эпоха начнется после Юрия Михайловича, решат уже совсем другие люди. Лужков это понимает". Наверное, не он один сие понимает, отчего и обращение виртуального народа было направлено по столь странному вектору - видимо, только для того, чтобы вынести кусочек почвы из-под ноги Юрия Михайловича.

И тут наш Акела, то есть Церетели, впервые промахнулся. Решив пойти на попятную, он списал все на недобросовестных журналюг. И в результате испортил важнейший инструмент, с помощью которого воздвигал свою социально-медиальную скульптуру. Лживым источником, из которого пошла вся деза про Иосифа Бродского, оказалось РИА "Новости". Именно туда, как водится, и заправил Церетели свой очередной экслюзив. Но организация эта очень серьезная. Следует предположить, что после получения информации о лаже в информагентстве произошла серьезная разборка, в результате которой на нашего академика вылили ушат холодной воды. "Решение именитого скульптора, президента Академии художеств Зураба Церетели установить в Москве памятник поэту Иосифу Бродскому, кажется, окончательно переполнило чашу терпения москвичей... После распада СССР малоизвестный скульптор и живописец Зураб Церетели неожиданно для москвичей стал самым заметным скульптором эпохи" (Анатолий Королев, "Вновь кипят страсти вокруг скульптур Зураба Церетели", РИА "Новости", 09.08.).

Более того, РИА "Новости" провело онлайновую конференцию с организаторами антицеретелиевской акции. На вопрос о преемственности методов новых протестантов по отношению к тем, что использовал в свое время Марат Гельман, боровшийся против церетелиевского Петра I, было отвечено: "Марат обращался со своим воззванием к властям. Мы же пробуем немножко другой путь - обратиться напрямую к Зурабу Константиновичу. Даже если вам это кажется странным, я просил бы вас иметь в виду, что при всех историях с его скульптурами господин Церетели действительно уважаемый многими, в том числе мною, человек и, наверное, один из лучших президентов Академии художеств, за последний век-то точно" (Кирилл Готовцев, "Акция протеста в интернете против размещения в столице работ Церетели", РИА "Новости", 10.08.).

Тут мне стало немножко тошно, и я порадовался за себя, что не удосужился попасть в число подписантов. Кстати, Кирилл Эрикович Готовцев оказался человеком очень интересным: "Один из старейших рекламистов на интернет-рынке России, родился в 1969 году в семье знаменитого фотографа Наппельбаума. Закончив ВГИК, он работал на самой заре зарождения рекламного бизнеса России, но достаточно быстро ушел в реальный сектор. В середине девяностых он вместе с другом детства организовывает компанию "СмерШ Техникс", выпускающую сложную электронику для борьбы с промышленным шпионажем. "СмерШ Техникс" до сих пор является непревзойденным лидером в своем секторе отрасли".

Еще более интересным заведением оказалась секция аналитики почтеннейшего информационного агентства. Оказывается, политический обозреватель РИА "Новости" Анатолий Королев уже говорил о Церетели всю правду: "Зураб Церетели стал самым знаменитым грузином России после Сталина. По сути, власти Москвы во главе с мэром Юрием Лужковым вручили ему в личное художественное пользование столицу страны" ("Человек-вулкан", 20.04.).

Королев также высказал на удивление здравую мысль о Владимире Сорокине, который "уничтожил феномен советской литературы, и эффект этой бомбы можно сравнить чуть ли не с залпом "Авроры". Писатель навел чудовищную лупу на молекулы советского бытия, из которых строился идеологический каркас СССР, и препарировал диетический пафос партийной литературы в череду даже не пародий, а экзистенциальных кошмаров".

Мне почему-то вспомнились восьмидесятые, когда всю правду можно было узнать только из "Огонька", издания ЦК КПСС. И я с ужасом подумал: вдруг я точно так же, как и Зураб Церетели, чего-то не заметил? И у нас уже началась Перестройка?

       
Print version Распечатать