Русский портрет в цифрах

Политики то ссорятся, то мирятся, а международный бизнес развивается то независимо, то благодаря, то вопреки. Появление класса людей, связанных "узами родства" со многими странами, стало двигателем развития международных отношений, основой укрепления международных связей. И наверное, следует использовать эту огромную силу на всеобщую пользу. Русских много везде: в Европе, в Америке, Австралии, даже на Галапагосских островах. И везде у них свои собственные компании, большой или маленький бизнес.

О русских в Америке сложено немало мифов, однако цифры элементарной статистики позволяют увидеть реальные процессы. В данной работе представлена характеристика русскоязычного населения Америки и штата Пенсильвания на основании статистического анализа данных The United States Census Bureau 2000 и 2004 года. Пенсильвания выбрана потому, что это излюбленное место жительства русских всех волн эмиграции. Потому что кроме малого бизнеса здесь разворачивают свою деятельность крупные компании, такие, например, как "ЛУКОЙЛ".

Результаты анализа представляют интерес при планировании и оценке перспектив бизнеса, организации политических кампаний, реализации социальных программ.

Эмигранты - кто они?

Всех выходцев из бывшего Союза американцы называют одним словом - "русские". Cтатистика показывает, что в Америке проживает более двух с половиной миллионов русских и почти миллион украинцев! Это страна в стране. Вместе они составляют 1,26% населения Америки. Хотя официальная статистика предоставляет информацию о популяциях русских и украинцев, но на самом деле качественно эти группы не однородны. В основном это евреи, прибывшие из России и Украины. Точные цифры численности евреев, русских и украинцев внутри этих двух больших групп не знает никто, даже ХИАС. Кроме того, в последнее десятилетие имеет место массовый процесс переселения баптистов из провинции Украины, а в последний год - месхетинских турок из Краснодарского края. Все это еще более запутывает официальную статистику.

Но в этом виновата не только бюрократическая система; наверное, не всегда и сами респонденты знают, кто они. Например, многие молодые бизнесмены из Киева, прибывшие в Америку как евреи, в действительности еврейских корней не имеют. Не знают они и украинского языка, хотя родились на Украине. Они ощущают себя русскими, хотя в паспорте стоит "украинец".

Много москвичей и ленинградцев, которые были русскими на родине, здесь стали евреями "из хорошей еврейской семьи". Своим долгом они считают ездить к "Стене Плача" и помогать страдающему Израилю. Есть и такие, кто в России считался евреем, а в Америке местное общество отвергло их как полукровок: евреем признается тот, у кого мать еврейка. Отец не является носителем родового признака.

Где живут "русские"?

Больше всего русских эмигрантов проживает в Северной Дакоте - 4,1% от численности населения штата. Снег, фермерство, низкая плотность населения в этом штате... У русских здесь мало конкурентов. На втором месте Нью-Йорк - 3,21%; на третьем месте Нью-Джерси - 3,13%. В Пенсильвании русские составляют 2,46% от всего населения штата.

Несколько другие результаты получаются, если брать не относительные, а абсолютные значения показателей. Абсолютным лидером является Нью-Йорк, где оседает практически каждый шестой русский. Русские любят Нью-Йорк, потому что он похож на Москву, можно сохранять привычный уклад жизни: не учить английский язык, не водить автомобиль, все соседи - свои, русские. Полмиллиона наших соотечественников выбрали для жизни теплую Калифорнию; на третьем месте Пенсильвания - 301 146 человек.

В Пенсильвании принято считать, что русские эмигранты живут в основном в северо-восточной части Филадельфии. На самом деле русские составляют только 2,77% от населения этого огромного города, больше всего эмигрантов осело в пригороде: в Bucks county - 4,36%, в Montgomery county - 4,75%. В Montgomery county русских много не только в процентном отношении, но и в абсолютном - 35 620 человек. Следует иметь в виду, что кроме наличия таких скученных мест проживания, как Филадельфия, Montgomery и Bucks county, где собрана третья часть всех русских, они достаточно широко распределены по всей Пенсильвании. В других графствах штата живет 197 399 человек. Это огромная цифра, и ее не стоит сбрасывать со счетов ни бизнесменам, ни политикам.

Богатые или бедные?

Статистика показывает, что среднестатистическая американская семья имеет доход 21 587 долларов на человека в год. "Средние русские американцы" богаче в два раза - 40 145 долларов. Они состоятельнее остального населения Америки во всех штатах и регионах. Подтверждает этот вывод и другой показатель - количество русскоязычных семей, находящихся на уровне бедности. Он гораздо ниже среднего у русских, причем по всей стране.

В Америке наиболее состоятельное большинство проживает в Washington DC. В столице каждый средний статистический американец имеет около тридцати тысяч долларов в год. В то время как каждый русский эмигрант - 73 тысячи. На второе место в Америке вышли русские из Montgomery county Пенсильвании - 56 тысяч на человека.

Следует подчеркнуть, что в данном анализе под "богатыми" подразумевается состоятельное большинство, потому что если бы использовались данные о доходе миллионеров, то получился бы совершенно бессмысленный материал, как "средняя температура по больнице".

Ярким пятном неблагополучия выделяется Филадельфия: почти четверть ее жителей - это люди с доходом ниже прожиточного минимума. Это рекорд страны. Однако среди украинцев и русских такие люди составляют только 11-13%. Статистика свидетельствует, что при общем очень низком уровне жизни в этом "очень социалистическом" городе "русские" чувствуют себя как рыба в воде. В Филадельфии при среднем доходе 16 509 долларов на человека в год, украинцы ухитряются зарабатывать 20 465 долларов, а русские - 32 726. Это выше среднего по стране.

"Чернобыль" в Америке

Зависимость между здоровьем и достатком в доме практически прямая. Это общая закономерность для всех наций. В богатом Montgomery county инвалидов в два раза меньше, чем в Филадельфии. Однако совершенно поражают цифры, характеризующие состояние здоровья эмигрантов из Украины. Если во всех регионах инвалидность россиян находится примерно в рамках всеамериканской статистики или ниже средней, то инвалидность украинцев всегда выше средней. В Филадельфии 25,87% всех эмигрантов из Украины нетрудоспособны. Этот показатель в два раза выше, чем в Montgomery county, и на треть выше, чем в среднем по Америке, - 17,68%. Даже в благополучном Bucks county украинских инвалидов больше нормы. Такое впечатление, что весь Чернобыль переселился в Америку.

Старый и малый

В Америку переселились "аксакалы" земли русской. Подтверждает это возрастная статистика. Средний возраст американцев - 35 лет, а русских эмигрантов - 41-42. В Филадельфии и того старше - 49 лет.

Столбики графика количества людей старше 65 лет, проживающих в различных регионах Пенсильвании, наглядно демонстрируют утверждение, что в северо-восточной части Филадельфии живут русские старики, а в Bucks county - молодежь. Промежуточное положение занимает Montgomery county, где все в пределах нормы графства.

В русских семьях меньше детей, чем принято по американским меркам. Причем меньше их и в масштабах всей страны, и в благополучных Bucks и Montgomery county. А Филадельфию и вовсе можно отнести к вырождающимся городам. Здесь "русских" детей в три раза меньше, чем в американских семьях.

Самые умные

Анализ данных об образовании населения Америки позволяет сделать три вывода: один известный, второй неожиданный, а третий интересный.

Да, образованность русскоязычных эмигрантов, особенно тех, кто прибыл из России, поражает. В среднем по Америке имеют высшее образование 15,8% населения, в то время как "университеты кончали" 28,31% украинцев и 39,58 % русских. То есть почти в два раза больше.

В мире, и уж во всяком случае в Америке, Филадельфию принято считать образованнейшим городом. Здесь множество университетов, готовящих специалистов международного уровня. Однако, окончив учебу, профессионалы покидают город. Статистика показывает: уровень образования жителей Филадельфии ниже, чем в целом по стране. В то время как второй рекорд принадлежит Montgomery county: здесь каждый третий американец и каждый второй русский имеет bachelor's degree или выше. После окончания университета специалисты высокого класса селятся в пригородах.

К такому плачевному состоянию Филадельфия пришла потому, что власть здесь находится в руках демократов, и не просто демократов, а Black American меньшинства, которое здесь стало большинством. Городом уже два срока руководит Джон Стрит - представитель этого меньшинства. За это время дома исторического центра города, выкупленные государством и отданные "под восьмую программу" в пользование бедных, начали интенсивно разрушаться. Около четверти городского "меньшинства" не работает, а живет за счет всяческих государственных программ, то есть за счет налогообложения, за счет других жителей, а бюджет города трещит по всем швам. Белые не спорят, они молча переселяются в пригороды, где живут нормальной привычной жизнью.

Третий вывод касается корреляции между образованием и достатком - в Америке эта связь особенно жесткая. Однако сами русские невысокого мнения о своих соотечественниках: "Русские не находят должного применения своему образованию, сами не знают, чего хотят, постоянно меняют профессию, все бросились в бизнесмены". Но это субъективизмы, хотя и общепринятые, потому что статистика показывает, что русские не только по образованию, но и по доходу и по качеству жизни на высших позициях в американском обществе. Это наглядно демонстрирует ситуация в Montgomery county, здесь живут самые образованные и самые богатые люди не только в штате, но и во всей стране. Русские поистине удивительны в своей способности приспосабливаться к любым условиям жизни: если они даже и не состоялись в бизнесе, то нашли путь, как жить за счет государства.

Сохранение традиций

Язык - одно из наследий родины эмигрантов. Сухие цифры статистики позволяют сделать очень важный для эмигрантской общины вывод: независимо от уровня знания английского языка, все, кто рожден за пределами Америки, в непринужденной обстановке предпочитают говорить на родном языке. На этом языке говорят дома и их дети. "Американизация" происходит во втором поколении, причем чем выше образование членов семьи, тем дольше сохраняется родной язык.

Русские амбиции

Анализ данных показывает, что самые дорогие дома в Америке - в Калифорнии, а самые дешевые - в городе Филадельфия. Они дешевле даже, чем в Северной Дакоте. Судя по всему, это результат стратегической программы мэра Джона Стрита. При этом самые дорогие дома на рынке принадлежат русским. Эта тенденция в большей или меньшей степени прослеживается во всех штатах и регионах.

Эмигранты, прибывшие в последние годы, более амбициозны, они покупают дома более дорогие, чем те, что соответствуют их статусу. Вывода может быть два: или русские не показывают свой доход полностью, или большую часть денег семьи направляют на оплату престижного дома.

Русские и украинцы

На индивидуальном уровне процесс адаптации эмигрантов к новым условиям жизни происходит очень по-разному, но на популяционном (в течение по крайней мере двух поколений) выходцев из бывшего Союза объединяет не только общая "совковость", но и национальные особенности. Те, кто приехал из России, как правило, лучше образованы, имеют больший годовой доход, живут в более дорогих домах. Выходцев из Украины отличает большая привязанность к родному языку и плохое здоровье. В Филадельфии каждый четвертый из них живет на пособие по нетрудоспособности.

Районирование в цифрах

Значительно отличаются между собой районы основного проживания русских. Филадельфия - это город стариков и инвалидов, которых обеспечивает государство. В сорокадвухтысячной русскоязычной общине города растет только тысяча детей дошкольного возраста.

Русскоязычные общины Bucks и Montgomery county Пенсильвании во многом схожи, но есть и отличия, которые фиксируются в цифрах. В Montgomery county проживают люди более старшего возраста, с большим достатком, наиболее образованные и здоровые. Они относительно давно иммигрировали в Америку. В их семьях больше детей, и живут они в самых дорогих домах. Характеристики русских в Bucks county ближе к средним американским показателям графства. Люди там более молодые, амбициозные, приехавшие относительно недавно.

Русский бизнес

Известна истина, что "логика продавца" отличается от "логики покупателя". То же самое и с русским бизнесом. Американские компании стремятся завоевать русский рынок, потому что там есть деньги. То есть они предлагают в зоны проживания русских свои услуги и товары. Особенно большой потенциал видят риелторские компании, хотя их и обескураживают некоторые поведенческие особенности наших соотечественников: долго выбирают дом, а потом покупают его с другим риелтором или вовсе исчезают.

Иная позиция у большинства русских. Вместо того чтобы нести товары и услуги близким по культуре людям, они стремятся далеко и широко: "Ухожу с русского рынка! Здесь никто ничего не покупает, только голову морочат!" Легко сказать - труднее сделать. Европейский модерн не нравится американцам ни в обуви, ни в мебели, ни в одежде. Они консервативны и самодостаточны. Это с одной стороны. А с другой - как можно уйти на "американский рынок", если магазины русских расположены на Бастлетоне, в районе проживания русских эмигрантов в Филадельфии!?

Все дело в ошибке районирования: сами бизнесмены живут в пригороде, а офисы открывают в Филадельфии. Этих офисов там так много, что Бастлетон называют "рекой жизни". А клиенты... Клиентов нет, ведь в Филадельфии, как в решете, отсеиваются те, кто живет за счет государственной помощи: пожилые люди, баптисты, приехавшие из провинции, нелегальные эмигранты. В городе процветают только те компании, которые построили бизнес на этой малоимущей группе населения: дома для престарелых, всяческие реабилитационные центры для людей, лечение которых оплачивает социальное страхование. Здесь их великое множество. То есть для владельцев этих бизнесов нищая Филадельфия - настоящий Клондайк, который они успешно разрабатывают.

Однако невооруженным глазом виден недоиспользованный потенциал: в Montgomery county проживает около 6 тысяч, а в Bucks county около 3 тысяч русскоязычных пенсионеров. Эти люди хорошо обеспечены и не пойдут в "детские садики для взрослых", но они нуждаются в сиделках и в клубах для пожилых людей.

Неверная стратегия в организации бизнеса прослеживается и в ситуации с детскими садами. Абсолютное большинство детских заведений расположено в Филадельфии, где насчитывается всего тысяча маленьких детей и где многие семьи живут за счет государственных дотаций. Зато две тысячи хорошо обеспеченных детей в Montgomery county и полторы тысячи в Bucks county ждут своих русскоязычных садиков.

Ситуация с русскоязычной прессой напоминает анекдот: "Мария Ивановна, вы поите Сидорова, а икает Иванов". В Филадельфии и ее северных предместьях проживает более 25 тысяч человек, которым все еще удобнее общаться на русском языке, которые все еще испытывают настоятельную потребность в печатном русском слове. Когда говорят, что русские ничего не читают, то это в большей степени относится к малоимущей и менее образованной части общины, проживающей в пределах города. Здесь достаточное количество бесплатных русскоязычных газет, в которых перепечатываются материалы из русского Интернета и которые вполне удовлетворяют запросы населения.

Однако в пригородах проживает около 10 тысяч человек, у которых есть время и желание читать качественную литературу не только самим, но и своим детям. У этих людей есть деньги, чтобы позволить себе покупать русскоязычные издания. То есть эти два региона представляются плодородной почвой для издания и распространения по подписке русскоязычных журналов для бизнесменов и их семей.

Основываясь на данных районирования, следует строить и рекламную кампанию. Если бизнес зиждется на производстве luxury услуг и товаров, то реклама в русскоязычных газетах не будет работать. Ведь потребители, живущие в Montgomery county, не поедут на Bustleton в русский магазин и не увидят газету с рекламой. Им приятнее и проще покупать и потреблять услуги рядом. Распространять же русские газеты, наполненные преимущественно рекламой self-employment об их мелких и дешевых услугах, бессмысленно в богатых пригородах. Там предпочитают приглашать респектабельные компании.

Об этом следует задуматься и организаторам политических кампаний. Если выборы происходят в Филадельфии, то информацию о претендентах, ориентированную на русскоязычную общину, следует давать в русских газетах, потому что английскую прессу они не читают. При выборах в Montgomery и Bucks county, наоборот, нет смысла тратить деньги на русские газеты.

Исходя из качественного состава населения, должны строиться "предвыборные обещания" претендентов на выборную должность. Русскоязычным пенсионерам и малоимущим семьям Филадельфии нужен "Русский центр", где бы они могли проводить свои собрания, встречи, лекции. В Bucks county такой центр не нужен, для них важно, чтобы строители не портили природу, чтобы электрические компании не уродовали деревья, чтобы школа была лучшей в районе, чтобы государственные клерки не ставили палки в колеса при открытии русскоязычных детских садиков, расположенных в зеленой пригородной зоне.

Статистические данные имеют большое значение при планировании работ различных общественных организаций. Например, в Филадельфии в бедности живут всего 5 тысяч человек. Вместо того чтобы создавать различные проекты и подавать документы на многочисленные гранты, гораздо проще собрать помощь у тех, кто может ее оказать, и передать нуждающимся. Причем не ходить по едва сводящим концы с концами офисам на Бастлетон, а обращаться к состоятельным бизнесменам пригорода.

Районирование и знание абсолютного значения тех или иных показателей играет большую роль при анализе и прогнозе состояния бизнеса, при подготовке политических кампаний при планировании общественных акций. Это действенный инструмент, с помощью которого легко находить ответы на постоянно возникающие вопросы.

Выводы

В Америку эмигрировали в основном высокообразованные люди, способные адаптироваться в любых условиях. На примере Пенсильвании можно проследить процесс резкого расслоения эмигрантов. Те из них, кто имел состояние или сумел приобрести его, поселились в пригороде. Они заняли ведущие позиции в обществе, живут в лучших домах, но всецело заняты бизнесом, не находя времени даже для собственных детей. Самые бедные, больные и старые из них собрались в Филадельфии, где неплохо устроились, находясь на содержании государства: живут в государственных квартирах на пособие по инвалидности, старости и др.

"Русский маркет" - завидная сфера деятельности для многих американских бизнесменов, потому что "русские" клиенты - это хорошо обеспеченные, образованные люди с высокими амбициями. Причиной непопулярности русских товаров и услуг у своих соотечественников является игнорирование закономерностей пространственного распределения. Большинство русскоязычных бизнесов базируется в Филадельфии - месте преимущественного проживания инвалидов и пенсионеров, тогда как в Bucks и в Montgomery county, где находятся дома основных потребителей товаров и услуг, рынок заполнен преимущественно американцами. Для успешной работы с соотечественниками русскоязычным бизнесменам следует в первую очередь подумать о передислокации.

В Филадельфии успешно развиваются компании, предоставляющие различные услуги пожилым людям. Людям, основные жизненные потребности которых оплачивают государство, страховые компании и различные органы социального обеспечения. Бизнес в этом случае строится на небольшом перечне услуг и на невысокой, но гарантированной их оплате.

Эмигранты из Украины отличаются плохим здоровьем, поэтому в районе их проживания требуется больше медицинских офисов.

Лучшее место для расположения модных бутиков и салонов красоты, ювелирных и мебельных магазинов, luxury show room - это Bucks и Montgomery county. Большие дома русскоязычных эмигрантов требуют постоянного обновления, заботы и ухода, а значит, товары, привезенные из Европы, и услуги мастеров, воспитанных в тех же традициях, что и потребители, будут пользоваться успехом.

При планировании работы школ искусств и детских садов следует помнить, что основная часть русскоязычных детей живет в пригородах, что детей в русских семьях мало и что состоятельные родители, чрезвычайно занятые зарабатыванием денег, готовы на все, чтобы дать детям хорошее воспитание и образование.

Независимо от уровня знания английского языка, все, кто рожден в бывшем Союзе, в кругу семьи и друзей продолжают говорить на своем родном языке.

В настоящее время большая часть денег вкладывается инвесторами в Филадельфию, хотя наиболее высокие цены на дома удерживаются в Bucks и Montgomery county. Большой интерес представляет недвижимость во Флориде: в сравнительном плане дома там дешевы. Предупреждением для инвесторов является также тот факт, что в последний год там появились целые кварталы домов, не нашедших покупателя. Вероятно, удачным размещением денег будет покупка недвижимости в Вашингтоне. Пока он сохраняет статус столицы, здесь постоянно востребовано жилье - для членов правительства, кабинета министров и членов их семей. То есть цены будут удерживаться высокими.

       
Print version Распечатать