Россия и ее партнеры в АТЭС

Некоторые итоги сиднейского саммита 8-9 сентября 2007 года

В начале сентября этого года в крупнейшем австралийском городе Сиднее состоялись сначала Международный форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, а затем и основное событие - саммит АТЭС. Главными темами на форуме стали глобальное потепление и безопасность, от которых в конечном итоге зависит экономическое развитие и сотрудничество региона.

Значимость форума "Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества", получившего право на существование в 1989 году в австралийской столице Канберре первоначально в составе 12 стран, ныне определяется весьма весомым ее вкладом в мировую экономику. Совокупная доля членов АТЭС в мировом хозяйстве сегодня составляет почти 60%, а в мировой торговле - почти 50%. В эти страны притекает ежегодно более 40% прямых иностранных инвестиций, и здесь проживает более трети населения земного шара. При этом в АТЭС входят три самые мощные экономики мира: США, Япония и Китай.

За годы существования этой организации существенно расширилась проблематика деятельности АТЭС. Неформальный обмен мнениями, который развивается в АТЭС, фактически стал главным каналом подготовки новых инициатив в рамках Всемирной торговой организации, в частности, формирования инфраструктуры свободной торговли, создания благоприятных условий для инвестиционной деятельности, обеспечения безопасности торговли, налаживания взаимодействия политических и деловых кругов.

Все эти цели соответствуют интересам России. Особенно близок в этом году оказался и выбранный лозунг саммита, отражавший основные цели на предстоящую перспективу "К укреплению нашего сообщества, к строительству устойчивого будущего". Этот лозунг вполне соответствует задачам, которые преследует Россия, в том числе и в своей деятельности в АТЭС.

Учитывая геостратегический статус России как крупнейшей евразийской державы и растущую роль внешнеэкономических связей, участие в деятельности форума имеет существенное экономическое и политическое значение для нашей страны в целом и ее Дальнего Востока в частности. Здесь следует отметить, что вступление России в АТЭС, состоявшееся в 1998 году, было в ноябре 2000 года научно обосновано одобренной президентом Концепцией участия России в АТЭС. Конкретными разработками нашего участия в этой организации занимается созданная в 2005 году Правительственная комиссия по экономической интеграции.

Присутствие России в АТЭС способствует углублению взаимодействия с государствами АТР и отвечает стратегическим интересам нашей страны, поскольку обеспечивает благоприятные внешние условия для развития отечественной экономики и повышения уровня жизни населения. Кроме того, членство в АТЭС создает условия для решения спорных вопросов и выявления общих интересов с другими государствами-участниками. Это способствует решению экономических задач, определяемых национальными приоритетами России, позволяет выстроить новую систему партнерских отношений со странами АТР.

Давно известно, что АТЭС - это не столько площадка для сделок и подписания торговых и прочих соглашений, сколько действительно форум, в котором лидеры государств в ходе своих выступлений и дискуссий вырабатывают согласованную линию (декларацию), содержащую важный политический посыл. При этом каждая из участвующих сторон стремится, чтобы в этом итоговом документе по возможности максимально учитывались ее интересы. Если рассматривать итоги саммита с этой точки зрения, то у России есть все основания быть довольной его результатами.

Россия стремится максимально сопрягать свое членство в АТЭС с вовлечением сибирских и дальневосточных регионов в интеграционные процессы в АТР. И апофеозом нынешнего саммита стала поддержка странами - членами АТЭС идеи о проведении следующего саммита в 2012 году во Владивостоке.

На саммите продолжилось обсуждение идеи создания зоны свободной торговли в АТР. Российская позиция по этому вопросу в целом положительная, при этом, как отметил президент В.Путин, создание зоны свободной торговли в АТР - долгосрочная цель, над достижением которой надо работать совместно всем странам АТЭС. Россия готова участвовать в работе над реализацией этой идеи, но как страна-член ВТО. Еще ранее участники форума поддержали скорейшее вступление России в ВТО, что было отражено в одном их итоговых документов в Сиднее.

К созданию зоны свободной торговли АТЭС идет уже сравнительно давно. В 1994 году участники АТЭС поставили перед собой долгосрочную цель формирования в регионе системы свободной и открытой торговли и инвестиций к 2010 году - для развитых и к 2020 году - для развивающихся стран. Формально сохраняя консультативный статус, АТЭС фактически стал механизмом выработки глобальных правил ведения торговли и инвестиционной деятельности, а также налаживания экономического сотрудничества на уровне Азиатско-Тихоокеанского региона. В рамках АТЭС вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной деятельности, экономического и технического сотрудничества, развития инфраструктуры, повышения уровня благосостояния стран-участниц. Форум АТЭС выразил поддержку Дохийскому раунду Всемирной торговой организации. Как известно, Дохийский раунд переговоров ВТО предусматривает либерализацию торговли сельскохозяйственной продукцией, а также некоторыми видами промышленных товаров.

Следует отметить, что в деятельности АТЭС господствуют два принципа: добровольность исполнения и консенсус в принятии решений. Поэтому если решения принимаются, то они принимаются в духе дружной единой атэсовской семьи.

На 19-м совещании министров иностранных дел и министров торговли форума АТЭС в Сиднее были рассмотрены результаты работы за 2007 год и обсуждены задачи, стоящие в ближайшем будущем. В частности, отмечалось, что АТР по-прежнему остается "двигателем" мирового роста. Во многих странах происходит подъем доходов, сокращение уровня нищеты, рост занятости, увеличение объемов капиталовложений и торговли. Вместе с тем для поддержания этих положительных тенденций необходимо противодействовать вызовам, которые связаны с несбалансированностью мировой торговли, протекционизмом, урбанизацией, демографическими изменениями, проблемами в области экологии, энергетики, безопасности продуктов питания, а также с решением задач борьбы с терроризмом и преступностью, противодействием пандемическим заболеваниям и развитием людских ресурсов XXI века.

Россия в последние годы активизирует свое участие в АТЭС. В частности, уже три года работает выдвинутая ею инициатива "Индустриальный диалог по цветным металлам". Россия выступила с предложениями по облегчению условий рынка цветных металлов, были запущены диалоги по автомобильной и химической промышленности. В 2006 году Россией была выдвинута инициатива "О защите от терроризма критически значимых элементов энергетической инфраструктуры". На саммите в прошлом году в Ханое Россия внесла еще одно предложение - "О развитии межцивилизационного диалога"; в соответствии с ним всем участникам предлагается придерживаться позиции умеренности в том, что касается межкультурных и межконфессиональных отношений.

Много внимания странами АТЭС уделяется борьбе с терроризмом, стихийными бедствиями, пандемическими заболеваниями. Все это объединено под единой рубрикой "безопасность личности". По инициативе России достигнута договоренность более активно и предметно налаживать сотрудничество в режиме реального времени по вопросам предупреждения, подготовки к стихийным бедствиям и ликвидации их последствий. Отрадно, что наш потенциал, как отмечал в своем выступлении министр иностранных дел С.В.Лавров по итогам пленарного заседания, в этой сфере особенно востребован. Согласно результатам исследования, подготовленного Сингапуром, потери экономики АТЭС из-за перебоев в торговле в результате крупного террористического акта, направленного против глобальной системы снабжения, могут составить около $137 млрд в виде недополученного ВВП и $159 млрд в виде сокращения объема товарооборота.

Вопросы изменения климата, энергетической безопасности, чистого развития и устойчивого роста представляют жизненно важный интерес для экономик АТЭС. Страны АТЭС одобрили проект соглашения, в котором заявили о необходимости замедлить, остановить и затем повернуть вспять процесс глобального изменения климата. Достигнута предварительная договоренность сократить удельное энергопотребление к 2030 году на 25%, одновременно с уменьшением доли выброса парниковых газов. Признано также, что переговоры по вопросу глобального изменения климата должны проводиться под эгидой ООН.

Особо следует отметить те возможности и достигнутые результаты от использования форума АТЭС как переговорной площадки, позволившей в ходе общения лидеров государств как в многостороннем, так и в двустороннем формате прояснить свои позиции и способствовать укреплению взаимопонимания своих стран. Форум, таким образом, имеет очень важное значение как площадка для диалога между бизнесом и властью, но уже на мультинациональном уровне.

Среди многих встреч, которые были у нашего президента с политическими партнерами и коллегами, представляется важным отметить те из них, которые состоялись с главами государств наших дальневосточных соседей. В их числе - руководители Китая, Японии и Южной Кореи. На встрече с председателем КНР Ху Цзиньтао В.Путин отметил как отрадный факт достижение наивысшего расцвета российско-китайских отношений и заверил, что политика России на китайском направлении в ближайшие годы не изменится. Такая высокая оценка российско-китайского взаимодействия имеет первостепенное значение и вселяет уверенность в благополучном разрешении ряда важнейших проблем развития и процветания стран Северо-Восточной Азии, и в первую очередь это касается безопасности и благополучия стран Корейского полуострова.

В ходе саммита президент России встретился и с президентом Южной Кореи Ро Му Хеном. Обсудив общее состояние отношений между Москвой и Сеулом и договорившись расширять сотрудничество в торговле, инвестициях, энергетике, аэрокосмической области и информационных технологиях, оба лидера затронули вопросы подготовки ко второму межкорейскому саммиту в октябре этого года, безопасности на Корейском полуострове и в СВА в целом в рамках укрепления практических партнерских отношений.

В то же время главы РК и Китая договорились сотрудничать в установлении прочного мира на Корейском полуострове, активизировав процесс формирования его механизма. Они также отметили прогресс в деле реализации шестисторонних договоренностей и высказались за необходимость создания системы безопасности в Северо-Восточной Азии.

Можно сказать, что саммит способствовал и некоторому продвижению переговорного процесса в отношениях США-КНДР. Так, именно в Сиднее президент США Джордж Буш в ходе встречи с президентом РК Ро Му Хеном заявил, что в случае отказа Пхеньяна от ядерной программы Вашингтон предложит ему заключить мирный договор. Таким образом, соглашение о перемирии, действующее на Корейском полуострове с 1953 года, при готовности КНДР навсегда прекратить программу создания ядерного оружия может быть заменено мирным договором. В свою очередь, президент РК отметил, что денуклеаризация Корейского полуострова откроет путь к прочному миру. Теперь хотелось бы надеяться, что все эти обнадеживающие тенденции действительно реализуются в ближайшем будущем и инспекторы из США, Китая и России, которые отправляются 11 сентября с миссией проинспектировать атомные объекты в Северной Корее, убедятся в их остановке. По предварительным планам свертывание ядерной программы могло бы быть полностью завершено до конца нынешнего года.

Нельзя обойти стороной и вопрос перспектив российско-японского экономического сотрудничества. Во время встречи президента России В.Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ в Сиднее обе стороны сошлись в мнении о том, что нерешенность территориальной проблемы не является непреодолимым препятствием для отношений в других областях - торгово-экономической, научно-технической и др. Российская точка зрения по этому вопросу состоит в том, что решение "Курильского вопроса" возможно только при успешном развитии двусторонних отношений с Японией.

Резюмируя вышесказанное, следует признать, что своим участием в работе 15-го саммита АТЭС в Сиднее России удалось реализовать ряд важных для нее инициатив, продемонстрировать убедительные результаты своего динамично-стабильного развития, отстоять свои национальные приоритеты, поддержать и расширить взаимовыгодные партнерские отношения со странами АТР. Какие сценарии из тенденций, отмеченных в рамках встреч и дискуссий на приветливой родине кенгуру, реализуются, а какие останутся на полке - покажет время.

       
Print version Распечатать