Россия будет воевать!

Kramnik Ilya

О переоснащении российских Вооруженных сил говорят так давно, что эта тема успела стать избитой. Впервые зазвучавшая во время распада СССР, тема перевооружения стала одним из главных "коньков" технической и патриотической прессы на все пятнадцать лет постсоветской истории России.

Практически полное прекращение серийного производства техники для Вооруженных сил России и значительное падение объемов финансирования НИОКР предопределили тон большинства публикаций на эту тему - восхищение боевыми возможностями потенциальных новинок вкупе с сожалением об их отсутствии в строевых частях.

Даты запуска процесса перевооружения постоянно откладывались - в начале 90-х говорили о 1994-1995 годах, ближе к названной дате зазвучал 1998 год, после переизбрания на второй срок Б.Ельцина заговорили уже о 2000-м. Тем временем отпускаемых на содержание Вооруженных сил средств не хватало даже на поддержание в работоспособном состоянии имеющейся техники и нормальную боевую подготовку экипажей и расчетов.

Первые изменения начались в конце 90-х годов, когда после дефолта-1998 государственный бюджет, а с ним и военные расходы стали расти. Новая техника, что вполне логично, появилась прежде всего в Ракетных войсках стратегического назначения - этот вид Вооруженных сил в конечном счете предназначен не столько для того, чтобы добиться победы в войне, сколько для того, чтобы исключить саму ее возможность.

Символом перевооружения РВСН стала межконтинентальная баллистическая ракета "Тополь-М". Разработанная в Московском институте теплотехники (МИТ) твердотопливная ракета сначала производилась в шахтном варианте, а с 2006 года пошла в серию в варианте мобильного комплекса. В перспективе РВСН получат также и новую тяжелую ракету, предназначенную для замены ракет шахтного базирования УР-100 и Р-36М2.

Главное достоинство "Тополя-М" по сравнению с другими изделиями аналогичного назначения - рекордно высокая скорость разгона, позволяющая быстро преодолеть опасный стартовый участок траектории, на котором ракета может быть поражена средствами ПРО. После отделения боеголовки (или нескольких - "Тополь-М" может нести до трех разделяющихся головных частей индивидуального наведения - РГЧ ИН) задача систем ПРО значительно усложняется, так как малогабаритная и высокоскоростная боеголовка представляет собой чрезвычайно сложную цель. В случае применения маневрирующих головных частей перехват становится практически неосуществимой задачей.

Тогда же, в 90-х годах, началось строительство головного ракетоносца нового типа для ВМФ России. В связи с финансовыми проблемами темпы строительства сначала были крайне низкими - в 2000 году готовность субмарины не превышала, по информации из различных источников, 4-5 процентов. После 2000 года финансирование программы было постепенно увеличено, что позволило подготовить к спуску головной РПКСН "Юрий Долгорукий" и заложить еще два ракетоносца - "Александр Невский" и "Владимир Мономах", строительство которых должно быть завершено к 2010 году.

Вместе с тем перевооружение Морских стратегических ядерных сил столкнулось с серьезной проблемой - несколько пусков перспективной межконтинентальной баллистической ракеты "Булава" закончились неудачей, что ставит под угрозу оснащение новых ракетоносцев и перевооружение построенных в советское время РПКСН проекта 941.

Строительство новых надводных кораблей для ВМФ началось уже в XXI веке, и его темпы пока явно недостаточны. В настоящее время для ВМФ строится серия корветов водоизмещением 2000 тонн, катера нескольких проектов и заложен первый фрегат нового поколения. Для обновления устаревающего физически и морально флота такие темпы недостаточны. Чтобы не остаться к 2020 году без большей части надводных кораблей, флот должен получить в течение ближайших тринадцати лет не менее 30 боевых единиц первого-второго ранга, что требует значительного увеличения финансирования.

Точно такое же положение складывается и с заменой дизельных и атомных многоцелевых подводных лодок, большинство из которых будут выведены из состава флота в течение следующих пятнадцати лет по причине физического старения.

В Сухопутных войсках дело обстоит несколько лучше - в серийном производстве находятся боевые машины пехоты БМП-3, бронетранспортеры БТР-90, боевые машины десанта БМД-3 и БМД-4, несколько типов самоходных артиллерийских установок и основной боевой танк Т-90. Кроме того, высокий модернизационный потенциал и техническая надежность изделий советского времени позволила начать обширную программу модернизации боевой техники, произведенной в 70-80-х годах. Модернизированные танки и бронетранспортеры практически идентичны по боевым возможностям технике новых типов. Среди наиболее удачных примеров следует выделить модернизацию танков Т-72 и Т-80 с применением динамической броневой защиты нового поколения, перспективных систем управления огнем, комплексов активной защиты и другого оборудования. Всего в 2006 году модернизацию прошли около 200 танков Т-72 и Т-80 и свыше 400 БМП и БТР.

Стоит отметить также проводящуюся в Сухопутных войсках и Вооруженных силах в целом программу унификации автомобильного парка и инженерной техники на основе нескольких базовых шасси, что позволяет значительно упростить обеспечение и снабжение частей и подразделений.

В ближайшее время планируется увеличение темпов перевооружения Сухопутных войск и поставки новых систем вооружения. В числе уже рекламировавшихся новинок - танк Т-95, боевая машина пехоты БМП-4, самоходная артиллерийская установка "Коалиция-СВ", зенитно-ракетный комплекс малой дальности нового поколения.

Военно-воздушные силы России также начали получать новую боевую технику совсем недавно. Первым боевым самолетом, запущенным в серийное производство для наших ВВС после распада СССР, стал фронтовой бомбардировщик Су-34, предназначенный для замены парка бомбардировщиков Су-24М. Первый полк на новых машинах будет сформирован до 2010 года, а всего, по сведениям из различных источников, ВВС планируют приобрести до 2020 года от 200 до 300 машин этого типа. В последнее время, однако, прозвучали заявления о возможности увеличения объемов и ускорения темпов производства Су-34.

Одновременно с производством Су-34, ВВС осуществляют программу модернизации основного фронтового бомбардировщика Су-24М и штурмовика Су-25, что позволит этим машинам оставаться в строю в течение еще как минимум пятнадцати лет.

Обновление парка истребительной авиации в основном осуществляется за счет капитального ремонта и глубокой модернизации имеющихся самолетов - истребителей четвертого поколения МиГ-29 и Су-27 и перехватчика МиГ-31. Усовершенствованное оборудование кабины, радары, вооружение, новые двигатели и средства связи позволяют продлить срок службы самолетов на двадцать - двадцать пять лет. Вместе с тем в России ведется разработка двух истребителей пятого поколения, предназначенных для замены имеющихся машин. Тяжелый самолет ОКБ Сухого, который заменит Су-27 и Миг-31, должен подняться в воздух в 2009 году, первый полет нового легкого истребителя, разрабатываемого ОКБ Микояна, ожидается в 2011-2012 годах.

Кроме боевых машин, ВВС начали получать учебные самолеты Як-130, предназначенные для замены устаревающих Л-39 "Альбатрос" чехословацкого производства. Для военно-транспортной авиации планируется запуск в производство модернизированного самолета Ил-76МФ и среднего ВТС Ту-334, а также капитальный ремонт и модернизация значительной части имеющихся машин.

Помимо самолетов, ВВС обновляют и вертолетный парк - так, армейская авиация, входящая в состав ВВС, в 2006 году получила первые серийные вертолеты Ми-28Н, предназначенные для замены вертолетов Ми-24 различных модификаций. Ми-28Н значительно превосходят Ми-24 по защищенности и возможностям радиоэлектронного оборудования, позволяющего действовать ночью и в сложных метеоусловиях. До 2010 года на вооружение поступят около 60 Ми-28, а всего ВВС планируют приобрести не менее 300 вертолетов этого типа.

Вместе с тем Ми-24 не будет снят с вооружения - модернизация значительной части этих вертолетов позволит им оставаться в строю еще долгое время.

Процесс перевооружения коснется и общей инфраструктуры Вооруженных сил. Воинские части получат новые средства индивидуальной защиты, средства связи, автомобили, инженерную технику и другое оборудование. Одним из наиболее значимых проектов общего плана является глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС), окончательное развертывание которой, запланированное на 2009 год, повысит возможности всех без исключения видов Вооруженных сил и тыловых частей, обеспечив точную всесуточную и всепогодную навигацию.

       
Print version Распечатать