Проект революции в одной отдельно взятой институции

Как-то все разом обнаружили, что наша главная проблема - молодежь. С предельной ясностью высказался Николай "Спайдер" Палажченко, обзирая фестиваль молодого искусства "Стой, кто идет?": "Результат, однако, не всегда впечатляющий. Никто из новых пока не только не стал звездами, но и не сделал по настоящему удачных проектов. Все ожидаемо бледненько и экспериментально, вот уже и разочарование близко" (В поисках свежей крови. "GiF.Ru" от 8.11.05). Конечно, у куратора фестиваля Дарьи Пыркиной ответ нашелся "На российской сцене молодое искусство сталкивается с множеством проблем. Во-первых, проблема отсутствия профессионального образования художников. Очень мало художественных школ, которые могут сформировать молодым авторам взгляд на современное искусство. Поэтому современным молодым художникам сейчас очень трудно начинать работать". (Интервью "Радио Маяк" от 27.10. 05).

Но вовсе не все так просто. Однако ж оказывается, что и тут мы вовсе не отстаем от планеты всей, где худшколы напиханы на каждом углу: "Приглашенные художники из Австрии и Национальной школы изобразительных искусств Лиона предложили проекты аккуратные и эрудированные, но вялые и анемичные, старательно выжимающие из себя темы умудренных жизнью старцев". (Сергей Хачатуров. Пионеры - пенсионеры. "Время новостей" от 04.11.05). Параллельно фестивалю открылась в ЦДХ выставка "Молодые художники Америки сегодня". И там - все та же беда: "Эклектичная, лохматая и симпатичная куча-мала из графики, живописи, скульптур, видеоарта и инсталляций, созданных талантливой американской молодежью за последние пять лет". (Владимир Дубровин. Голос Америки. "Независимая газета" от 28.10.05). То есть получается, что у нас - все, как у людей, даже лучше (или хуже?) "Проблема, которую обнаружил фестиваль молодого искусства, представляется воистину фундаментальной. Сам критерий молодежности стал глубокой архаикой". (Юрий Арпишкин, Андрей Ковалев. Куда идем мы с...? "Московские новости" #43 за 2005). С этой отважной мыслью, наверное, и Николай Палащенко мог бы согласиться. И можно понять, почему куратор самой молодежной биеннале на свете Иосиф Бакштейн теперь планирует заняться "историей современности" и выстраиванием "межпоколенческого диалога". И пригласить по этому случаю вечно молодую Йоко Оно. (Lenta.Ru от 01.11.05).

С другой стороны, на местной почве межпоколенческий диалог вроде бы как давно уже идет. "По большому счету, этот фестиваль - попытка диверсии против Олега Кулика, Владимира Дубосарского, Александра Виноградова, Мамышева-Монро и остальных". (Алла Архангельская. Лучше, чем воровать. "Стой! Кто идет?" Газета.ru). Обеими руками за. Жаль, меня не позвали. Я б по такому случаю встал бы со своего мягкого диванчика, да и объяснил этим птенцам желторотым, как свергать с пьедесталов всех этих обронзовевших истуканов. С другой стороны, "нельзя сказать, что прогрессивные и молодые сами прогрызли себе дорогу. Скорее это их старшие товарищи сумели убедить общественность в том, что contemporary art единственно достойно внимания, что оно - самое интересное из происходящего сегодня в искусстве". (Игорь Чувилин. Непьющие сокурсники. "Газета" от 06.11.05).

Но с монументами пока еще ничего страшного не произошло: "Ни Звездочетов, ни Кошляков, ни АЕС, ни Д&В хуже не стали. Просто к ним привыкли, эффект узнавания для современного искусства - не самый лучший эффект. Нам действительно нужна свежая кровь. Ставки высоки - борьба идет за внимание крупнейших российских и мировых музеев и деньги коллекционеров, давно держащих наготове пухлые бумажники". (Николай "Спайдер" Палажченко. В поисках свежей крови. "GiF.Ru" от 8.11.2005). Поэтому всего лишь навсего "придется опять подождать. Остается пропеть восхитительно-скрипучим голосом вечно молодого Цоя: "Мы ждем перемен". Здесь надо заметить, что бард обращал свое грозное предупреждение не к бравым молодым преобразователям мира, но к брежневским геронтократам. Сегодня адресат радикально сменился". Юрий Арпишкин, Андрей Ковалев. Куда идем мы с...? "Московские новости" #43 за 2005).

Время, конечно, терпит. Вот и Дарья Пыркина настаивает на том, что "это молодое искусство, молодые художники. Молодость для художника - состояние скорее биологическое, а для искусства - это состояние концептуальное". (Ностальгическое путешествие. "Радио Маяк" от 10.11.05). Но если бы все это так и было, то и в самом деле Кулик со Звездочетовым могли бы потерпеть чуток, пока их сбросят с корабля современности. Но обнаружилась некая новая ситуация, кураторы выделили "в специальный проект мы одну из тенденций - политическое искусство, проблему взаимодействия политического и художественного контекста". (Дарья Пыркина). Там, конечно, все очень весело: "Представленную в "Мансарде" модель сложного переживания собственной юности допустимо назвать "докричаться до сердец людей". Так, чтобы мало не показалось, чтоб было круто радикально. Публику атакуют объекты - политические программы и агитки. А теоретический текст всего мансардного проекта, звучно названного "Интернационал", - доверчивый коллаж из завлекательных и возбуждающих цитат из Маркузе, Жижека, Рансьера, сочувственников идеи "прямого социального деяния"". ("Сергей Хачатуров. Пионеры - пенсионеры. "Время новостей" от 04.11.05.)

И социальная озабоченность поколения младого, незнакомого - это очень хорошо. Только есть небольшие, совсем небольшие проблемы - решаются они как-то по старинке. Разрабатывая "стратегию и практику социально активного искусства, они прямо используют опыт революционного искусства эпохи парижских волнений 1968 года, не добавляя ничего нового. А ведь юные герои легендарных событий годятся нынешним молодым в дедушки. Мы наблюдаем захватывающее зрелище - художники ищут, о чем бы поговорить с людьми, бросаются решать ключевые вопросы современности, высказываются на самые острые темы. Это, может быть, и вызывает сочувствие. Но темы оказываются при ближайшем рассмотрении давно исследованными, вопросы - банальными, а язык - устаревшим". (Юрий Арпишкин, Андрей Ковалев. Куда идем мы с...? "Московские новости" #43 за 2005). А старческую озабоченность вызывает как раз тот факт, что технологии 1968 года давно уже освоены в промышленных масштабах для производства разноцветных коммерческих революций.

Впрочем, в данном направлении есть куда двигаться - к группе в платочках, которые пришли поддерживать команду национально-озабоченного МОСХа против разрушителя устоев Марата Гельмана, "присоединилась девушка-красавица, тоже в платке, но в военной форме и даже с пистолетом. И достала свою иконку - в виде леденца (а на оборотной стороне нарисован танк). Художница Диана Мачулина (а именно она была в роли фанатичного борца с искусством) пришла не просто поддержать ответчиков, но и осуществить своего рода перформанс". (Николай Молок. Перформанс вместо суда. "Известия" 10.11.05).

Суть вопроса осветила Ирина Кулик (Ирина Кулик. "Коммерсантъ" от 10.11.05).. "В Замоскворецком районном суде состоялось первое заседание по делу о выставке "Россия-2", прошедшей в феврале этого года в Центральном доме художника. Иск против организаторов выставки (галереи Марата Гельмана и ЦДХ) подала группа православных граждан, среди которых и члены Московского союза художников. Истцы сочли, что представленные на выставке произведения известных московских художников оскорбляют их религиозные и нравственные чувства. Обвинения тянут на статью "За разжигание религиозной и национальной розни", по которой уже был вынесен обвинительный приговор по делу о выставке "Осторожно, религия". Однако, "суда не случилось: адвокат истцов Михаил Воронин не приехал на заседание, так как, по словам своих подопечных, задержался на другой тяжбе". (Николай Молок. Перформанс вместо суда. "Известия" 10.11.05). То есть бояться совершенно нечего, дело обычное. Тем более, что "Партия "Союз правых сил" (СПС) уплатила штраф за директора музея и общественного центра имени Андрея Сахарова Юрия Самодурова и сотрудницу центра Людмилу Василовскую (по 100 тысяч рублей), к которому их приговорил суд за организацию выставки "Осторожно, религия!"" ("Страна.Ру" от 10.11.05).

Вот тут бы Марату и позвать бравую девушку-красавицу в свою непоколебимую команду. Однако, увы. Диана Мачулина уже состоит в звездной конюшне самой буржуазной московской галереи - Stella. То есть на нашем художественном поприще образовалась серьезная проблема, точно такая же, как у испитых обитателей сырых и темных подвалов трансильванских замков: "Где найти молодой кровушки?".

       
Print version Распечатать