Приватизация – камень преткновения

Последние несколько десятков лет в нашей стране не существовало консенсуса по поводу экономического устройства России. Нет, например, общественного консенсуса в таком крайне важном вопросе, как пересмотр итогов приватизации. Общество раздираемо на части. Те, кто считает 1990-е годы несправедливыми, выступают за деприватизацию. Другая часть, получившая свою долю в приватизации, считают ровно наоборот. Но большинство, в том числе и бюрократия, понимает, что если мы начнем деприватизацию, то общество станет крайне нестабильным, в нем откроется множество язв, возникнет много проблем, узлов, которые в данный момент лучше не трогать. Иначе есть риск оказаться в намного менее эффективном и стабильном обществе, чем сегодня. Если мы разгромим «империю» Дерипаски или наши нефтяные компании, то пострадают люди, которые купили у них активы или продали им свои. Кроме того, за прошедшее время эти компании заключили множество сделок с самыми разными партнерами. Если сейчас все это разрушить и «пересмотреть», на этом потеряют тысячи компаний, людей, юристов. Поэтому есть понимание: да, это проблема, но сегодня до нее дотрагиваться нельзя, иначе будет еще хуже.

Главная функция государства в рыночной демократической системе – это стимулирование и регулирование рынка. Но чем больше рынка, тем меньше государства. Когда в 1990-е годы мы только переходили к рыночным отношениям, у нас решили, что государство вообще должно уйти с рынка. Однако в то время не действовали рыночные механизмы, прежде всего конкуренция, которая возникает только тогда, когда есть субъекты конкуренции – компании. В 1990-е годы компаний было недостаточно. В итоге получилось, что освободили экономическое пространство для монополий. Тогда нужно было весомое присутствие государства в экономике, которое постепенно двигало бы нашу страну к рынку. И сегодня, к сожалению, у нас все еще недостаточно развит рынок. Настоящий рынок в России существовал только в течение трех лет – с 1998 по 2001 год. Потом, к сожалению, мы откатились назад – в сырьевую экономику, что автоматически означало централизацию, а также закрепление за государством роли собственника акций и контролера финансовых потоков в стране. В данный момент государство как регулятор и стимулятор развития рынка не имеет права уходить из экономики. Однако, к сожалению, оно плохо выполняет эту функцию.

       
Print version Распечатать