П@утина, выпуск 65

Обычно выпуски "П@утины" пишутся по субботам: так уж сложилось исторически. Знали бы вы, как это трудно - писать очередной выпуск первого апреля... Но я все равно попробую, а если что не так - придется поправляться еще через неделю.

Похоже, в честь праздника решили всерьез оттянуться на Security Lab: тут вам и война активистов Udaff.com с "Литературной газетой, и "эффект 25-го кадра", обнаруженный при загрузке Windows, и увеличение срока службы для хакеров, и, как говорится, "многое, многое другое". Отличить новости выдуманные от обычных очень просто: у них не указан источник заимствования. Так что тщательнее надо было. Но приз моих личных симпатий получает LinuxCenter со своим дистрибутивом SEXLinux, очень удачно позиционированным "для настоящих мужчин", которым все равно, с чем... Как сообщают создатели, они "приложили все усилия, чтобы доля секса в этом дистрибутиве была максимальной". Надо сказать, что я на эту страничку зашел вот только-только после смены дат, еще не отвыкнув от тридцать первого марта, и чуть было не пошел заказывать, посмотреть, что это за чудо такое (впрочем, альтернативой оному дистрибутиву мог бы, наверно, стать любой другой, произвольно взятый, так что я ничего не потерял). Но это было в час ночи, так что мне простительно... Еще из этой же области - известие о новой рекламной кампании "Единой России" с использованием слова "превед". Новость вроде бы не от первого апреля, и, хотя в ней и отмечено, что она "на правах слухов", но, если слухи подтвердятся, я не удивлюсь. Кстати, для меня до сих пор загадка: что же, собственно, этот "превед" означает и в каких случаях употребляется?

В русской "Википедии" на днях происходил небольшой скандальчик между одним из ее участников, Александром Шушпановым (как я в свое время писал на страницах "РЖ", именно ему обязано своим появлением слово "шушпанчик"), и группой остальных участников. Началось все с того, что Шушпанов поправил одну из статей "Википедии", посвященную городу Геленджику. Создатель статьи правку "откатил" (проще говоря, вернулся к предыдущему варианту статьи). Потом начался конфликт по поводу статьи, посвященной пародийному "виртуальному королевству Виртустан", которую собрались удалить, причем за удаление очень активно выступал как раз тот самый создатель статьи о Геленджике. В конце концов после удаления статьи Шушпанов задумал и реализовал маленькую провокацию: объявил во всеуслышание о том, что в течение трех месяцев занимался мелким вредительством, внося в статьи энциклопедии недостоверную информацию (на самом деле и не думая этого делать). Народ повелся и стал искать несуществующие ошибки. (Надеюсь, это поспособствовало исправлению ошибок, которые там действительно были.) А Шушпанов все это в красках описал в своем веблоге.

На мой взгляд, конфликт очень показательный. Сетевые проекты, подобные "Википедии", развиваются по сетевым законам, основное отличие которых от законов офлайновых - в способах борьбы за повышение статуса. В "реальном мире" ваш статус зависит от того, чем вы владеете, какие титулы или ученые степени имеете, от вашей должности, наконец... В Сети все судят о вас по тому, что вы отдаете. Это могут быть программы, тексты или файлы, но общий принцип неизменно один. Не случайно проблема "пиратства" так сильно "выпячивается" именно в Сети. Сам принцип охраны авторским правом, которое запрещает свободное копирование, входит в противоречие с основами сетевого общения. (Собственно, комментарий про это я на прошлой неделе давал для "Вебпланеты", но в статью вошло очень уж мало, так что продолжу здесь.) И именно тогда, когда правообладатели со своим "копирайтом" наперевес пришли в Сеть, их действия стали противоречить тому, что привыкли делать ее коренные обитатели. Очень хорошо особенности взаимодействия в Сети описаны в статье Эрика Реймонда "Заселяя ноосферу". В ней он приводит в качестве примера разработчиков "открытого" программного обеспечения, проводя аналогию между ними и носителями так называемых "культур даров", в которых статус человека повышается за счет того, что он раздает окружающим (так, у индейцев северо-западного побережья США практикуется ритуал под названием "потлач", при котором вожди племени раздают все свое имущество). Как правило, "культуры даров" возникают там, где нет недостатка в материальных благах. Так вот, любое стихийное и нерегулируемое взаимодействие в Сети приобретает черты такой "культуры даров". И применять к сетевому общению нормы офлайна - это первейший способ загубить сетевой проект. А именно это сделал создатель статьи о Геленджике - вообразил ее своими владениями и стал охранять от других. Вообще, "Википедии", на мой взгляд, не хватает возможности излагать статьи в нескольких вариантах, особенно это пошло бы на пользу научным текстам. Так, еще одна из крупных "разборок", которую я наблюдал, была связана с изменениями, внесенными в статью сторонником "теории Фоменко". Если уж есть возможность маркировать тексты как "содержащие сведения, противоречащие общепризнанной научной точке зрения", то почему бы не сделать возможным существование нескольких точек зрения на одну проблему? То есть: вот этот вариант "одобрен наукой", а вот этот - "одобрен академиком Фоменко"? И все были бы довольны...

Проблемами сетевого общения был намедни озабочен и коллега по "РЖ" Олег Кашин, написавший, что пора-де оттуда уходить. Писал он это в ответ на другой текст - впечатление от "ЖЖ" Кирилла Харатьяна, неофита, только-только туда попавшего. Лейтмотивом статьи Харатьяна стали давно уже приевшиеся слова про "виртуальность" и "сетевой эксгибиционизм". Кашин же считает, что "жижисты" слишком уж заварились в собственном соку. Ну, лично я на это могу сказать, что потенциал отечественной "блогосферы" обоими спорщиками серьезно недооценен. Как-то так совпало, что именно в этот момент я как раз и работаю над несколькими текстами о "русском ЖЖ": о том, что же он на самом деле собой представляет, и о том, как и зачем вести свой веблог, если уж вас угораздило начать. Общественности они будут предъявлены, правда, не в "РЖ", а в другом месте, о чем сообщено будет дополнительно. А пока - рекомендую начать читать рекомендуемые источники: кроме упомянутого "Заселения ноосферы" Реймонда, это "Russian LiveJournal: National specifics in the development of a virtual community" Евгения Горного и статья Эстер Дайсон "Будущее из прошлого. Интеллектуальная собственность в Сети".

Пока борцы за "копирайт" за него борются, Брайан Ино и Дэвид Бирн выкладывают для всеобщего скачивания свой стародавний альбом My Life In The Bush Of Ghosts 1981 года. И не просто выкладывают: во-первых, выложено все, в том числе неизданные ранее треки. Во-вторых, некоторые из записей выложены в формате, предназначенном для создания ремиксов и под лицензией Creative Commons (обещается еще и целый сайт, таким ремиксам посвященный). Правда, как всегда, недовольны мусульмане: один из треков назывался "Коран" и в нем использовались ритуальные мусульманские песнопения. Разумеется, британские мусульмане сказали, что нельзя (они это сказали еще тогда, в 1981 году, из-за чего "Коран" выходил только на виниле, а на компакт-диске его не было)... Разумеется, сетяне сказали, что британские мусульмане им не указ. Думаю, если поискать, то сакраментальный трек можно будет найти еще много где.

А у отечественной милиции, похоже, появился новый бизнес: недавно сотрудниками управления "К" были изъяты сотовые телефоны, ввозимые компанией "Евросеть", общей стоимостью аж на 530 миллионов рублей. Теперь милиция говорит, что телефоны изъяты в рамках уголовного дела, возбужденного "по товарам китайского происхождения в отношении неустановленных лиц": похоже, для них все, что собирается в Китае, - "левое". Грозятся борцы с "серым" импортом все телефоны уничтожить "как контрафакт". Наверняка путем тщательного закапывания в землю на 2-3 метра с составлением о том соответствующего акта. Я на месте руководства "Евросети" опубликовал бы марки телефонов и их номера, обычные и IMEI: ну, мало ли что, может, выкопает кто-нибудь... Разумеется, Евгений Чичваркин клянется, что партия "белая", и после массовых арестов телефонного импорта начала года я как-то склонен ему поверить.

В Израиле между тем становится популярным "кошерный телефон" (вот что надо было назвать "тель-афон"). Модель немало способствует аскезе: SMS нет, GPRS нет, фотоаппарата нет, зато есть кошерность. Доступ к службам знакомств и прочей мерзости тоже, разумеется, запрещен. Моделью уже заинтересовались мусульмане и просят переделать под них. Может, и православная церковь в ту же степь подастся: можно напитать мобильник православной духовностью, освятить и продавать. Если использовать в качестве дилерской сети священников, можно сделать неплохой бизнес, Чичваркин обзавидуется.

"Патриотические хакеры" снова взломали сайт, на этот раз - синагоги на Малой Бронной, той самой, на которую в январе совершил налет Копцев. Рассчитывают, наверно, на грамоту от Курьяновича.

Рабочая группа проекта "Антиспам" опубликовала на прошлой неделе хронику своей борьбы с мусорной почтой. Результаты, скажем прямо, неутешительные: Федеральная антимонопольная служба упорно не желает признать спам "незаконной рекламой". Собственно говоря, это вполне предсказуемый результат: по закону рекламой считается информация, предназначенная для неопределенного круга лиц. В то же время каждое электронное письмо имеет адресата, список которых, будучи сколь угодно большим, тем не менее вполне "определен". Так что спамерская рассылка под определение рекламы, к сожалению, не попадает. Увы, действенных правовых механизмов борьбы с этой гадостью как не было, так и нет до сих пор.

Google недавно полностью лишилась записей в своем веблоге - из-за обычной ошибки сотрудника, который не туда нажал... Впрочем, все разрешилось, статус-кво восстановлен.

Просто так: страница для поиска по Google вида "все в одном". Очередной "сервис по построению социальных сетей". Статья о признаках и симптомах шизофрении и о природе этой болезни вообще. Виртуальный тур по дому Билла Гейтса. Набор советов по управлению компьютером без мыши. Обзор сайтов тайных обществ в Сети. "Википедия", посвященная "Звездным войнам". Краткая история порнографии (собирайте по треду). Новая технология обмена файлами, использующая при обмене два файла и перемешивающая их для получения нового, в котором исходных не узнает не то что правообладатель, а даже родная мама...

       
Print version Распечатать