П@утина, выпуск 47

Как украсть по-честному. Багги от Sony. FlashMob как товарный знак

Небольшой скандальчик на прошлой неделе был устроен ЖЖ-общественностью. Сразу несколько писателей-фантастов обнаружили свои тексты продающимися в некоей "электронной библиотеке" (на момент написания обозрения сайт не отвечает). Речь шла о двух текстах Сергея Зайцева и одном - Алексея Пехова. На возмущенные письма от авторов, которые никому таких прав не давали, им было ответствовано, что продажа осуществляется по лицензии, выданной Российским обществом по мультимедиа и сетям. Лицензия выдавалась на основании части 3 статьи 45 закона "Об авторском праве и смежных правах", которая регулирует деятельность так называемых коллективных управляющих этими правами и в которой среди прочего сказано, что такие организации выдают лицензии на использование произведений, которые "предоставляются от имени всех обладателей авторских и смежных прав, включая и тех, которые не передали организации полномочий в соответствии с пунктом 2 статьи 45". Именно на этом основании организации-управляющие охраняют права всех подряд, а не только своих клиентов. На первый взгляд - абсурд: автор вообще-то сам должен распоряжаться своими правами во избежание ситуаций, подобных описанной выше. Правда, в ходе обсуждения прозвучало мнение о том, что все-таки речь идет именно о тех произведениях, права на которые были переданы "управляющему", а слова о тех лицах, которые не передали полномочий, следует ограничить кругом авторов и обладателей смежных прав на такие произведения. То есть в статье имеются в виду ситуации, когда, например, один из соавторов произведения уполномочил организацию защищать свои права - в этом случае она будет действовать от имени всех соавторов. А статья 45 просто вот так вот безобразно сформулирована. Ну не знаю, не знаю: все участники рынка до сих пор действовали исходя из первой, абсурдной трактовки. Вдобавок той же трактовки придерживается комментарий к закону из базы "Гаранта". Тем не менее лично я при возникновении подобных ситуаций рекомендовал бы все же наплевать на комментарий и действовать исходя из здравого смысла - ну хотя бы заявление о мошенничестве в милицию написать. Но дальше, кстати, было еще веселее: в ходе обсуждения писатель Алексей Экслер обнаружил в "библиотеке" тексты со своего сайта, которые выложены на самом сайте, естественно, бесплатно. И пообещал устроить библиотеке что-то нехорошее. Не знаю, поэтому ли она сейчас не отвечает, или по какой-то другой причине (подбить сетян на какие-то действия, выходящие за пределы разговоров на форумах и в "ЖЖ", - задача нетривиальная, я сам пробовал). Вообще, отношение некоторых сайтов и СМИ к информации, полученной из Интернета, прямо-таки поражает: либо они Сеть начисто игнорируют как что-то несерьезное, либо, как в этой истории, считают, что за такую информацию никому ничего платить не обязательно и можно даже не указывать имени автора и источника заимствования. Как, например, в случае со статьей "Французское Косово, с точки зрения обывателя" в обозрении "Петербургский час пик", представляющей собой "нарезку" из постов ЖЖ-пользовательницы "stilo". Разумеется, тексты брались без какого-либо уведомления автора, чем она осталась не очень довольна. Так и живем...

История с "червяком" от Sony потихоньку достигла кульминации (я-то думал, что "кульминация" - это то, что было описано в предыдущем выпуске, ан нет). Вскрытие программы показало, что при ее написании использован кодек Lame, распространяемый по лицензии LGPL, а стало быть, по такой же лицензии должен был распространяться и "червяк". Потом народ обнаружил еще одну разновидность вредоносной программы от этой уважаемой фирмы. Хорошо забытую: речь идет о первой программе, предназначенной для "защиты копирайта" под названием MediaMax. Потом, после выпуска патча, который должен был удалять троянца, оказалось, что сам этот патч может быть использован для выполнения на компьютере пользователя любого кода. Многовато... Тем не менее Sony не останавливается на достигнутом: ее представители запатентовали новую методу защиты от копирования дисков. А также их продажи, дарения и обмена: запустить диск можно только на том устройстве, на котором произошел первый его запуск. Кстати, о сходном ограничении на перепродажу лицензий недавно заявили представители русского отделения Microsoft. Но в этом случае на запрет можно с чистой совестью наплевать: он противоречит сразу паре федеральных законов ("О защите прав потребителей" и "Об авторском праве и смежных правах"). А историю с руткитом Sony хорошо подытожил Виктор Вагнер: приобретая что-то с защитой от копирования, велик риск нарваться на поделие, писанное чьими-то кривыми руками. Кстати, вся эта история наводит на мысль о том, что мы наблюдали только вершину айсберга и с защитами других фирм могут повториться подобные вещи. У меня самого хакерских навыков маловато, но если кто-нибудь, умеющий пользоваться дебаггером, найдет что-то подобное - пишите, освещу.

Владельцы почтовых ящиков на GMail, трепещите: на прошлой неделе было опубликовано описание "дырки", позволявшей посмотреть, что творится в произвольно взятом почтовом ящике, не зная пароля, естественно. С паролем-то любой дурак сможет...

На прошлой неделе были подведены итоги конкурса от Microsoft на лучшее антипиратское литературное произведение. Повторилось примерно то же самое, что и с конкурсом антипиратских карикатур на сайте Caricatura.ru, на который в массовом порядке присылались работы, посвященные, скорее, оправданию пиратства. Так и здесь: один из призов получил рассказ Норвежского Лесного "Лицензия на справедливость", а специальный приз в виде орфографического словаря дали Леониду Каганову за произведение, опубликовать которое на сайте устроители конкурса не решились (исправляю ошибку, но предупреждаю: мата там не много, а очень много).

Недавно стало известно, что компания Media-Room зарегистрировала торговый знак FlashMob. На него выдано аж два свидетельства: за номерами 279708 и 271732 (посмотреть на них можно на сайте Роспатента). Народ, разумеется, по традиции закричал, что "приватизируют слова", хотя лично я ничего страшного в этом не вижу: обладатель товарного знака, напомню, может запретить только его использование в коммерческой деятельности, а в бытовых целях - употребляйте себе какие угодно слова на здоровье. Рекомендую текст на эту тему. Единственное, против чего можно возразить, - регистрация знака по классу 41, в частности, в области развлечений: флеш-моб сам по себе является развлечением, так что в этой сфере данное слово относится к общеупотребимым и регистрировать его как торговую марку нельзя. Впрочем, так считают не везде: в конце октября бельгийский суд дал полгода тюрьмы и вменил внушительный штраф бедолаге, которого угораздило "засветить" свой фальшивый "Ролекс", именно за "нарушение торгового знака".

Недавно, кстати, возле Госдумы прошел-таки митинг в защиту персональных данных, о котором так много говорилось всю последнюю неделю в папке для спама моего почтового клиента (задолбали, честное слово). Скучно: все то же про Антихриста и начертание диаволово. Православной братии надо бы брать пример с украинских коллег-"чайников": недавно лидер партии "Информационная Украина" заявил, что Интернет мог быть изобретен на Украине. Помешали, как водится, жиды, ой, то есть, простите, "идеологические "друзья" с Запада".

ФСБ наконец-то отрапортовала о поимке первых "хакеров", утащивших банковскую базу данных с проводками. Сильно сомневаюсь, что это непосредственно воры: скорее всего, перепродают. (Также рекомендую статью с хронологией краж различных информационных баз). Еще ФСБ "накрыла" семь сайтов, распространявших поддельные документы.

На Всемирном саммите по информационному обществу в Тунисе наконец-то был продемонстрирован пресловутый "ноутбук за сто долларов", предназначенный для продаж в страны "третьего мира".

Google на прошлой неделе запустила новый сервис для анализа трафика под названием Google Analytics, предназначенный для сбора данных о посетителях сайта. Народу вроде нравится. Также запущена наконец Google Base.

Кстати, 22 ноября исполнится ровно год со дня выхода последнего, двести пятого "Невода", первого и единственного, мною написанного. Первая "П@утина" была только через неделю. Вот такая знаменательная дата. Правда, поскольку обозрение сетевое, имеет смысл выделить еще и виртуальный год, который ему стукнет в момент выхода пятьдесят второго выпуска. Но это будет еще не скоро.

Просто так: фотогалерея со снимками советских времен (комменты, как говорится, жгут, особенно подпись к одной свадебной фотографии про "wedding dinner", на котором гости "singing and champagnskaya"). Наборы полезных советов: по ведению блога, улучшению приема сотового телефона, написанию командных файлов, восстановлению забытого пароля в Windows XP и по грамотному поиску в Сети. "Разбор" сказки про Буратино, с конспирологическим уклоном. Еще одна "примочка" для Google Maps, на этот раз - наносящая на карту местоположение домов знаменитостей. Подборка логотипов от той же Google, измененных по разным торжественным случаям.

       
Print version Распечатать