Отделить истину от заблуждений

Этой статьей мы хотели бы привлечь широкое внимание к проблеме распространения среди православных верующих заблуждений, весьма вредных и опасных как для Церкви, так и для общества и государства. Другая наша цель - предложить меры по исправлению сложившейся ситуации.

1.

С конца 1980-х гг. в нашей стране началось "церковное возрождение". Власть не только прекратила преследовать Церковь и вести атеистическую пропаганду, но и стала прислушиваться к голосу пастырей, признала их моральный авторитет и общественное влияние. В 1990-е гг. активно восстанавливались старые храмы и строились новые, значительно увеличилась численность священства, монашества и епископата. Праздники Рождества и Пасхи вновь стали народными, люди массово крестились, крестили детей, венчались.

Однако сейчас уже очевидно, что "возрождение" во многом ограничилось лишь внешней, формальной стороной и не привело к подлинному укоренению православной веры среди многих рядовых членов Церкви - мирян. Более того, христианская истина зачастую подменяется различными заблуждениями. Причем в отличие от дореволюционных и советских времен это не только суеверия, а заблуждения, если угодно, общественно-политического и культурного характера.

Среди воцерковленных православных (людей, пытающихся жить по-православному) и так называемых захожан (людей верующих, но пренебрегающих соблюдением церковных правил) распространяются ксенофобские и даже национал-экстремистские взгляды. Нередко можно столкнуться с неприятием государства в целом и современного Российского государства в частности, из которого следует уклонение от участия в его делах. Например, отказ от участия в выборах, от получения новых государственных документов. Вспомним скандалы, сопровождавшие введение ИНН и пр. С другой стороны, находятся "православные государственники", убежденные и убеждающие других в приемлемости для христиан исключительно монархической формы правления, а то и в необходимости реставрации институтов и практик допетровской монархии (!). Подчас утверждается, что при "правильной" монархии Россия сможет пережить царствование антихриста (!!!). Есть немало православных, как минимум с подозрением относящихся к экономической жизни, науке, светскому образованию, современной технике. Обычно это сопровождается отрицанием любой современной светской культуры, особенно кинематографической и телевизионной.

2.

Все эти взгляды расходятся с учением Церкви, некоторые из них являются откровенно еретическими.

Ксенофобия неоднократно осуждена в Священном Писании. Вспомним хотя бы слова том, что для христиан нет ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа, "но все и во всем Христос" (Послание к Колоссянам, гл.3 ст.11).

Государственной деятельностью занимались сотни православных святых - монархов, военачальников, гражданских чиновников в Византии, России и других православных странах. Повиновение государственной власти и в том числе обязанность принимать государственные документы, заповедана апостолом Павлом (в Послании к Римлянам, гл.13, ст.1-6). Участие в выборах было объявлено для христиан не только правом, но и долгом многими святыми разных эпох, например Иоанном Златоустом, Феофаном Затворником, Нектарием Эгинским.

Утверждения о приемлемости для православных исключительно монархической формы правления можно воспринимать всерьез, только если забыть о том, что всемирный центр православного монашества Святая гора Афон управляется на республиканских началах. Или что основателем и автором конституции первой в новой истории Греции республики был святой Феодор (адмирал Ушаков). Или что пост президента Республики Кипр восемнадцать лет занимал один из наиболее почитаемых православных подвижников прошлого века архиепископ Макариос III и т.д. Святой патриарх Фотий Константинопольский писал, что устройство государства не предопределено Богом, а устанавливается людьми в соответствии с их собственным опытом. А что касается призывов восстановить монархию в допетровской редакции ради того, чтобы пережить антихристовы времена, то это откровенная ересь, ведь в Писании ясно сказано, что царство антихриста будет всемирным.

Значимость экономики подчеркивалась многими святыми отцами и учителями Церкви, к примеру Василием Великим, не говоря уже о том, что она также закреплена в Писании (в Книге притчей Соломоновых, например). Отрицание полезности знания, науки - гносиомахия - ересь, осужденная еще святыми Григорием Богословом и Иоанном Дамаскином. Необходимость современной техники признавалась афонскими и русскими старцами XIX-XX вв. О пользе нехристианской культуры многими святыми, в частности упоминавшимся Василием Великим, были написаны специальные трактаты. В них христиане призываются к усвоению позитивных культурных достижений и преобразованию их в духе веры. Что до кино и телевидения, то их использование на благо православия одобрено современными старцами Порфирием Афонским и Илием Оптинским.

3.

Широкому распространению перечисленных и других заблуждений способствует невысокий образовательный уровень части священства и монашества и даже отдельных епископов: одни не могут противостоять заблуждениям паствы, другие сами, увы, становятся их распространителями, вольно или невольно. Также с сожалением приходится признавать недостаточное единство взглядов и подходов высших иерархов в отношении стоящих перед Церковью проблем. Еще один негативный фактор - отсутствие внутри РПЦ "информационной вертикали", т.е. единой интегрированной системы церковных издательств и СМИ.

Как свидетельствует история, Церковь вряд ли сможет побороть заблуждения мирян без поддержки государства. А Российское государство, в свою очередь, несмотря на свой светский характер, объективно заинтересовано в сохранении и укреплении Церкви как одной из скреп общества. Государство могло бы помочь Церкви как в налаживании информационной вертикали, так и в консолидации епископата. В церковных канонах, что важно, закреплена необходимость опираться на помощь государственной власти в борьбе с теми, кто пропагандирует заблуждения и раскалывает Церковь (к примеру, в пятом правиле Святого Антиохийского собора).

При налаживании, а правильнее сказать, при переводе на новый уровень взаимодействия Церкви и государства, как представляется, можно творчески использовать опыт Элладской (Греческой) православной церкви. Ее синод по мере необходимости выпускает специальные (что важно, зачастую небольшие по объему) послания, посвященные разъяснению тех или иных вопросов современной жизни православных христиан. Нередко подготовка таких посланий ведется в тесном взаимодействии с правительством, а иногда и вообще по его инициативе.

В церковных и околоцерковных кругах неоднократно обсуждалась идея издания послания Священного синода РПЦ "О некоторых актуальных вопросах современной христианской жизни", в котором помимо прочего были бы обличены и осуждены наиболее вредные и опасные заблуждения. Такое послание дополнило бы принятые на юбилейном Архиерейском соборе 2000 г. Основы социальной концепции РПЦ.

Мы считаем, что если бы власть в лице президента высказала свою заинтересованность в этом послании и гарантировала поддержку, то оно появилось бы в самые короткие сроки.

Для претворения послания в жизнь можно было бы создать специальную синодальную группу (церковный орган, подчиненный патриарху и Синоду) и определением Священного синода закрепить решения об оглашении послания в храмах РПЦ во все великие и двунадесятые праздники и об обязательном включении всеми имеющими право проповедовать священниками тезисов послания в свои проповеди. Послание, а также материалы синодальной группы, разъясняющие его содержание, следовало бы опубликовать во всех общецерковных, епархиальных, монастырских, приходских и принадлежащих иным церковным структурам СМИ.

В случае обнаружения фактов игнорирования или нарушения положений послания и соответствующих решений Синода священнослужители должны подвергаться санкциям, не требующим усложненного производства, - штрафам, лишению права исповедовать или проповедовать, а в самых крайних случаях - запрещению в священнослужении.

Также нужно установить, что после истечения кратковременного переходного периода (не более одного-двух лет) никакая церковная литература и никакие церковные СМИ, не имеющие полученного в надлежащем порядке архиерейского благословения, не могут распространяться в помещениях религиозных организаций, входящих в состав РПЦ. В такой список должны в первую очередь войти издания, призывающие "всех православных убивать колдунов", объявляющие, что правление антихриста уже началось, а христиане должны немедленно бежать "в леса и пустыни, взяв с собой запас лекарств и продуктов на три с половиной года" и т.п. (к сожалению, подобную "духовную литературу" можно обнаружить в храмах).

Настойчивое проведение этих и сопутствующих мер в течение двух-трех лет, безусловно, способствовало бы основательному очищению Церкви от чуждых православию заблуждений. Обществу было бы представлено подлинно православное учение, проповедующее активную общественную и государственную позицию верующих, их всемерное участие в развитие экономики, науки, образования и культуры, жесткое неприятие ксенофобии, открытость всем подлинно здоровым тенденциям современного общества. Миру был бы явлен подлинно православный принцип: "В главном - единство, в прочем - свобода, во всем - любовь".

       
Print version Распечатать