"Они знают, что у Путина есть собака"

Вчера, 20 июня, в Москве прошел второй день всероссийской конференции "Актуальные вопросы преподавания новейшей истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях". В рамках заседаний и круглых столов более двухсот преподавателей истории из российских регионов получили возможность совместно с представителями Министерства образования и науки РФ, политологами, общественными деятелями и коллегами по цеху из высшей школы обсудить современные подходы к преподаванию истории. В числе обозначенных вопросов была и концепция "суверенной демократии", автору которой - заместителю администрации президента Владиславу Суркову - учителя из регионов могли лично задать практически любые вопросы, в том числе и уточняющие его политическую концепцию.

Своим вниманием почтил учителей не только заместитель главы президентской администрации. Вместе с Сурковым в семинаре приняли участие министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, члены Общественной палаты РФ Сергей Марков и Алексей Чадаев, президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский и главный редактор "Московских новостей" Виталий Третьяков. Каждый из них рассказал учителям о своем видении преподавания истории, в свою очередь учителя поделились с высокими гостями насущными проблемами.

"Шестиклассники знают, кто такой Путин, они знают, что у него есть собака. Он красивый, летает на самолете и ездит на лошади, но дальше, к сожалению, все знания младших школьников о президенте исчерпываются", - посетовала учитель истории одной из российских школ и предложила уделять большее внимание неучебной литературе политического содержания для детей и школьников младших классов.

Важность вопроса признал заместитель главы администрации президента Владислав Сурков, отметив необходимость появления качественной литературы, которая бы говорила с уважением о нашей истории. "Без ответов на вопросы, кто мы, зачем мы, невозможна активная политическая работа, невозможна мораль, и этими вещами должны заниматься философия и история", - отметил Сурков. "Так же во времена сложных периодов в жизни России крайне важно, чтобы в сфере интеллектуальной жизни были успехи, это так же важно для школы: как подрастающее поколение будет воспринимать историю. В любой уважающей себя стране популярностью пользуются такие взгляды на историю, которые формируют уважение народа к самому себе. Однако не стоит забывать и о темных станицах истории", - заявил заместитель главы администрации президента.

Мысль о важности каждого периода в истории страны развил в своем выступлении главный редактор "Московских новостей" Виталий Третьяков. По его словам, к некоторым периодам российской истории сейчас применяется не объективный, не официальный и резко критический подход. Впрочем, Виталий Товиевич и сам позволил себе немного критики - в адрес президента Путина. Третьякову не понравилось, что президент, выступая с поздравительной речью 9 мая на Красной площади ни разу не упомянул словосочетания "советский народ", "советская история", "Советская армия". Кроме того, Третьяков был возмущен тем, под каким углом сейчас преподается советский период истории России. "Нет официального взгляда на личность Сталина, и считается, что советский период - прореха над человечеством", - заявил Третьяков, отметив, что в Америке простая и короткая история, а у нас непростая, в этом ее особенность и этим нужно гордиться.

Надолго учителя запомнят выступление члена Общественной палаты РФ политолога Сергея Маркова, который не только высказал свое видение советского периода истории, но и предложил пересмотреть историю Византии. Эта идея историкам понравилась и была поддержана бурными аплодисментами, так же, как и робкая попытка Маркова перевести разговор на более современные вопросы, в частности - поговорить о "суверенной демократии". "Нам еще предстоит выяснить роль Советского Союза в истории России, однако без извлечения уроков будет трудно", - отметил Марков. Далее он поделился своим опытом преподавания общественных дисциплин в высшей школе, отметив, что, несмотря на то, какой была история нашей страны, важно донести до студентов такие мысли: "Россия - великая страна с великой историей, с великими достижениями и великими трагедиями".

С этим нельзя было не согласиться - учителя бурно аплодировали.

Споря об отдельных страницах Российского государства, политологи и общественники были едины в одном мнении - российской научной и политической мысли нужны универсальные, канонические тексты. Первым мысль о канонических текстах, по которым можно изучать историю и, что особо важно, на основании которых можно формировать собственное мнение на события, высказал президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский. "Ученику нужен канон, с которым он может и не согласиться. В то время, когда преподавалась история в Советском Союзе, такой канон был, но с распадом Союза он был разрушен, альтернативы предложено не было. Но сейчас идет восстановление системы - идет поиск языка, на котором мы сможем обсуждать любые темы", - заявил политолог.

Стоит отметить, что слова Павловского были прочувствованно восприняты некоторыми педагогами, и они практически сразу приступили к поиску этого самого языка, терзая политолога вопросами в фойе по окончании мероприятия. Некоторые, особо активные, тут же делились и своими впечатлениями: "Посмотрите, какой милый, какой обаятельный, совсем не такой, как в телевизоре".

После выступления Павловского идею производства канонических текстов поддержал и член Общественной палаты РФ Алексей Чадаев, отметив, что в данном случае необходимо сотрудничество тех, кто трудится над созданием подобных текстов и доктрин, с представителями власти, идеологами и философами.

Далее тема создания философских и политических доктрин была продолжена по инициативе учителей: автора концепции "суверенная демократия" - Владислава Суркова - учителя в буквальном смысле завали записками с просьбами разъяснить актуальную политическую концепцию. Учителей волновали также "контуры национальной идеи" и "те государства, которые не являются суверенными демократиями".

На вопрос о том, что же есть суверенная демократия, Сурков ответил, что это, по сути, "заявление и напоминание о том, что написано в Конституции РФ - о национальной самостоятельности России, и это не является ни развитием теории, ни PR-ходом ". "Высшая власть принадлежит России и ее многонациональному народу, и никто не вправе присваивать власть", - процитировал Сурков. По словам заместителя главы администрации президента, необходимость в таком напоминании возникла потому, что "тема национальной самостоятельности России была предана забвению на протяжении многих лет".

Отвечая на вопрос о том, какие государства не являются суверенными демократиями, Сурков заявил, что "несуверенная, но все-таки демократия - это страна, в которой режим демократический, но в которой отсутствуют ресурсы для обеспечения подлинной национальной самостоятельности, подлинного суверенитета". Однако от предложения учителей называть эти страны Сурков деликатно отказался.

Подвел своеобразный итог конференции профессор "Высшей школы экономики" Леонид Поляков, представив вниманию российских учителей два новых сборника издательства "Европа", в которых содержатся основные тексты, связанные с современными политическими доктринами - "PRO суверенную демократию" и "План президента Путина".

По окончании конференции учителя воспользовались советом профессора ВШЭ использовать эти сборники в своей работе, в фойе Академии повышения квалификации работников образования, где проходило мероприятие, выстроилась длинная очередь за книгами, которые потом педагоги увезут в регионы. Таким образом, идея распространения канонических текстов будет поддержана.

Стоит сказать, что учителя, истосковавшиеся по вниманию столь высоких персон к их скромному труду, были воодушевлены. Действительно, оказаться в непосредственной близости от тех, кто видел самого президента Путина, это уже что-то значило. Было впечатление, что дамы бальзаковского возраста одновременно старались решить и отраслевые вопросы (в президиум поступило несколько вопросов, связанных с финансированием учебных заведений), и пытались всячески понравиться высокому начальству. Подтверждением тому может служить фотосессия, которую прекрасная половина человечества по завершении круглого стола устроила заместителю главы администрации президента. Дамы расталкивали друг друга локтями, чтобы протиснуться поближе к сцене.

       
Print version Распечатать