"Общественность Крыма и Севастополя может остановить пронатовские силы..."

Леонид Грач - народный депутат Украины, Первый секретарь Крымского рескома КПУ

"Русский журнал": Власти Украины попытались сорвать парад сил российского Черноморского флота в Севастополе, посвященный 225-й годовщине основания города. Никому и в голову не приходило, что можно запретить празднование такой годовщины. Прежде ничего подобного не было. Почему - сейчас? Почему - в этом году?

Леонид Грач: 2008 год для украинского руководства во многом решающий. Это связано не только с началом кампании по выборам президента, которая фактически уже идет, но и с пониманием того, что если сейчас (пока пророссийские силы слабы и разобщены), не вступить в НАТО, то в будущем этот процесс будет остановлен под давлением снизу.

Это значит, что нынешняя властная группировка не выполнит обязательства перед внешними партнерами и лишится их поддержки, что равносильно политической катастрофе. Поэтому окружение президента и соперничающая с ним группировка премьер-министра дестабилизируют ситуацию, устраивают политические провокации, выявляя основных противников евро-атлантического курса и проверяя их готовность к сопротивлению.

Да, они не смогли сорвать парад Черноморского флота в Севастополе, он, как и было запланировано, состоялся 11 мая и стал знаковым и масштабным событием (хотя в его первоначальный сценарий и были внесены изменения). Формально приверженцы антироссийского курса потерпели поражение. Но нужно понимать: задачей был не сам по себе запрет парада, а обострение ситуации, новый виток дискуссии о статусе российского флота, о его пребывании в Крыму. Украинские власти хотели показать готовность к жестким решениям и конфронтации с Россией. И это им удалось.

РЖ: То есть внешнеполитическая задача была решена. Но ведь украинское руководство, очевидно, преследовало и внутриполитические цели. Какие?

Л.Г.: После победы на выборах 2004 года пронатовские силы стремятся показать, что все, кто серьезно влияет на политику и экономику страны, так или иначе выступают за вступление Украины к НАТО.

Разница лишь в том, что кто-то хочет, чтобы это произошло немедленно, а кто-то предлагает растянуть процесс на пять-десять лет. Кто-то считает, что ради перспективы стать сателлитом США можно поссориться с Россией, а кто-то пытается сохранить хотя бы ограниченное экономическое сотрудничество. Но принципиальных разногласий внутри правящей элиты нет. Ну а пророссийский курс - это якобы удел маргиналов (несмотря на то, что этот курс поддерживает большинство граждан Украины), ни на что не влияющих и не имеющих шансов прийти к власти.

Это делается для того, чтобы деморализовать и дезориентировать общество, создать у людей неверное представление о расстановке общественных сил. Одновременно проамериканские группы стремятся объединить правящий класс Украины вокруг курса на вступление в НАТО. И это во многом удается. Партия регионов, представляющая крупный капитал юго-востока страны, сегодня, по существу, не возражает против такого подхода, хотя руководителям этой партии хотелось бы, чтобы в Вашингтоне договаривались с ними, а не с Ющенко или Тимошенко. Они, правда, избегают открыто заявлять о смене своих геополитических ориентиров, поскольку поддержка избирателей юго-востока - это основной ресурс, позволяющий им на равных бороться с группировками, пользующимися поддержкой США и ЕС. Но они больше не возражают публично против проамериканского курса и даже не противодействуют антироссийским выпадам властной группировки - например, таким, как попытка запрета парада в Севастополе.

Обратите внимание: в Партии регионов сделали вид, что ничего особенного не происходит. И парад непременно отменили бы, если бы не угроза массового возмущения в Севастополе и в Крыму!

РЖ: Ряд специалистов утверждают, что с точки зрения политических технологий попытка запретить парад - это очень корявый и нелепый политико-пропагандистский ход. Что побудило власти Украины действовать так топорно и непрофессионально?

Л.Г.: За изяществом они не гонятся. А насчет профессионализма я бы поспорил. Городские власти Севастополя оказались в этой ситуации на стороне окружения президента, более того, они, как оказалось, стали послушным инструментом реализации проамериканского курса. Ситуацию решили не доводить до кризиса, поскольку центральная власть опасается взрыва массового недовольства накануне президентской кампании. Но нет никакой гарантии, что при более выгодном для себя раскладе проамериканские силы не пойдут до конца.

Еще недавно некоторые российские деятели считали главу администрации Севастополя Сергея Куницына чуть ли не главным представителем интересов России в Крыму. Сегодня его политическая позиция мало чем отличается от позиции министра иностранных дел Владимира Огрызко. А значит, влияние проамериканских сил в Крыму усилилось, хотя общественное мнение в Автономной республике и в Севастополе осталось прежним.

Крымские власти, кстати говоря, также не будут ни защищать конституционные полномочия автономии, ни противостоять антироссийскому курсу Киева, хотя и на них кое-кто возлагал после выборов 2006 года определенные надежды. Это значит, что проамериканские силы, направляемые центральной властью, постоянно наступают и остановить их может только общественность Крыма и Севастополя.

РЖ: Что будут делать в этой связи граждане Украины, для которых память о великой Победе, дружба между народами России и Украины живы и важны?

Л.Г.: Мы уже начали сбор подписей за предоставление права бессрочного базирования кораблям Черноморского флота России в Севастополе. Мы обязательно добьемся того, чтобы сбор подписей не просто принял массовый характер, а стал настоящим плебисцитом, в ходе которого установилось бы взаимодействие всех общественно-политических сил Крыма и Севастополя, выступающих за союз с Россией.

Кроме того, мы распространим сбор подписей на другие регионы Украины, как это произошло с антинатовским движением, которое также зародилось в Крыму.

РЖ: Каких решений вы и ваши единомышленники ждете от Москвы?

Л.Г.: Мы надеемся, что Россия выполнит обязательства, взятые ею в качестве гаранта государственного суверенитета и территориальной целостности Украины. Вступление нашей страны в НАТО поставит под угрозу самостоятельность украинского государства и его территориальную целостность. Если США по обыкновению игнорируют свои международные обязательства, которые им невыгодно соблюдать, то это не значит, что такое поведение допустимо со стороны России, которую связывают с народом Украины многовековые братские узы. Мы надеемся, что Россия ясно заявит, что она будет противодействовать вступлению Украины в НАТО. Кроме того, важно, чтобы одновременно российское руководство предложило условия экономического и внешнеполитического союза, в рамках которого Украина и Россия могли бы вернуться к отношениям стратегического партнерства, которое наметилось в начале 2000-х годов.

Беседовал Дмитрий Петров

       
Print version Распечатать