"О пользе инноваций..."

"Русский журнал": Одна из наиболее актуальных и часто обсуждаемых тем сегодня - острая необходимость инноваций в образовании и науке. Марина Леонтьевна, как филологический факультет Московского университета видит свое развитие?

Марина Ремнева: Для нас принципиальны две вещи: нам необходимо в первую очередь сохранить, не дать разрушить ту основу, тот фундамент филологического образования, который сложился за многие десятилетия на факультете, во-вторых, создать свою инновационную исследовательскую и образовательную программу. Сейчас, на наш взгляд, нам удалось наметить пути вхождения в очень динамичную среду МГУ, поймать ритм и создать модель современного высшего филологического образования.

РЖ: Насколько нам известно, существует проект "Формирование системы инновационного образования в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова", и основная цель, заявленная в "Стратегическом плане развития МГУ им. М.В.Ломоносова до 2015 года", - это обеспечение устойчивого развития Московского университета в условиях новой экономики и реформы образования и науки. Как планы факультета соотнесены с этими документами?

М.Р.: Для нас одинаково важны в связи с этим три "узла": академическая сфера, наука и молодежная политика. Начать описание, наверное, надо с самого главного - структуры академической политики, такой, как мы ее видим сегодня. Нам необходима многоуровневая устойчивая система фундаментального непрерывного филологического образования.

Мы ищем разные способы органичного сочетания классического университетского филологического образования с современными динамичными подходами к обучению.

РЖ: Все это выглядит очень заманчиво. Но какие конкретные действия стоят за словами? Как работают новые формы?

М.Р.: В первую очередь создаются новые учебно-методические и программные обеспечения учебных курсов. Разрабатываются новые спецкурсы, семинары, практикумы и образовательные модули. Формируется электронный контент.

В качестве основной задачи в области проектирования инновационных форм обучения нами рассматривается формирование единой среды дистанционного филологического образования на" основе баз данных и электронных библиотек, электронных учебников и курсов, комплектов аудио и видеоматериалов.

Это обеспечит постоянный доступ студентов очных форм обучения и преподавателей к дидактическому и иллюстративному материалу, его более гибкое использование как в аудитории, так и в самостоятельной деятельности учащихся.

Еще одним важным направлением стал поиск путей организации такой новой для факультета образовательной формы, как корпоративное обучение.

В 2007 году вся эта работа велась по трем ключевым для факультета направлениям: довузовское образование, высшее филологическое образование по основным специальностям, дополнительное образование.

РЖ: Не могли бы вы подробней рассказать о довузовском образовании - ведь это первая ступенька, "вход" в университет?

М.Р.: Развитие системы довузовского образование - это сложная вещь. В нашем случае оно должно создать очно-заочную систему поиска и отбора талантливой молодежи для обучения на факультете и построить правильную филологическую подготовку для тех, кто собирается к нам поступать.

РЖ: Сейчас очень много внимания уделяется системе олимпиад. Как вы решаете "олимпийскую" проблему? Встраивается ли она в систему довузовского обучения?

М.Р.: Разумеется мы участвуем в олимпиаде "Абитуриент-2007" на всех факультетах МГУ. Но кроме общеуниверситетской "поддержки" проводим и свои олимпиады по лингвистике и математике, по русскому языку, русской литературе и по иностранным языкам для учащихся 9-11-х классов, выпускников школ и абитуриентов, поступающих на филологический факультет. Хочу привести пример. Для учащихся 11-х классов и выпускников школ была проведена олимпиада с правом зачисления победителей на новые отделения факультета "Филологическое обеспечение информационно-издательской деятельности", "Филологическое обеспечение связей с общественностью" и "Лингвокриминалистика".

Факультет уже несколько лет предпринимает целенаправленные усилия для увеличения количества участников олимпиад, в том числе для привлечения талантливой молодежи из других городов России.

Для этого, например, отделением дополнительного образования факультета ведется технологическая подготовка к проведению заочных олимпиад с использованием дистанционных технологий. Есть планы сотрудничества на 2008 год с Малой академией МГУ по работе с одаренными детьми через факультет дополнительного образования МГУ. Но это отдельный сюжет.

Что еще? Мои коллеги по факультету ведут экспериментальные программы в Школе юного филолога и в Научной молодежной школе "Методы и методики лингвистической криминалистики". Есть еще сеть подшефных школ в Москве, Подмосковье и других регионах России.

Кроме того, факультетом организованы экспресс-курсы для подготовки к вступительным экзаменам на филологический факультет, а также для подготовки к сочинению на другие факультеты МГУ.

Отделение дополнительного образования приступило к созданию дистанционной программы довузовской подготовки по филологическим дисциплинам, на основе которых будут организованы дистанционные подготовительные курсы.

РЖ: Введение инноваций предполагает, наверное, обновление основного ядра - высшего филологического образования по основным специальностям?

М.Р.: Знаете, мне просто хотелось бы перечислить то, что сейчас находится в активной разработке. В число основных задач факультета в области модернизации высшего филологического образования по основным специальностям входит: подготовка государственных образовательных стандартов и рабочих учебных планов нового поколения, отвечающих требованиям времени и рынка трудоустройства выпускников филологического факультета; обновление содержания каждой учебной дисциплины, входящей в программу; пересмотр структуры учебного плана факультета и организация нелинейного индивидуализированного учебного процесса через увеличение количества дисциплин по выбору; внедрение автоматизированной системы управления учебным процессом; освоение инновационных технологий обучения (в том числе дистанционных), направленных на организацию новых форм самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы учащихся, на использование активных форм обучения; модернизация ресурсной базы учебного процесса. Понимаю, что этот список звучит отчасти казенно, но за фразой документа стоит живое наполнение. Без этих мер мы просто не представляем себе дальнейшего движения.

РЖ: На ваш взгляд, где и как выпускники вашего факультета востребованы сегодня? Есть ли проблемы с трудоустройством? Участвует ли факультет в этом?

М.Р.: По инициативе совета по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в 2007 году был проведен опрос работодателей и выпускников университетов 9 крупных городов России (Москва, Липецк, Омск, Ростов-на-Дону, Самара, Саратов, Сыктывкар, Сургут, Челябинск). Это нужно, чтобы оценить потенциальный рынок труда для последующего создания на этой основе динамичной эффективной системы трудоустройства выпускников.

Опрос со всей очевидностью выявил серьезные потребности современного рынка труда на специалистов любого профиля, обладающих не только профессиональными и общими компетенциями, но и компетенциями сугубо филологическими. К их числу можно отнести: знание русского языка и грамотную речь, владение методами и приемами устной и письменной коммуникации в разных сферах общения, приемами риторики и речевого воздействия, комплексом умений в создании собственных текстов различного типа, в обработке и редактировании чужих текстов, а также способность переводить с иностранного языка на родной и с родного на иностранный.

Для меня, например, оказалось любопытно, что проведенный опрос проявил "скрытые" ожидания рынка: сегодня от специалистов филологического профиля ждут умения использовать общие и естественнонаучные знания, организационно-управленческих навыков, знания правовых и этических норм, современных информационных технологий, то есть речь идет о самом широком гуманитарном спектре.

Мы заметили одну важную тенденцию последних лет: филологическое университетское образование пересматривает свой элитарный статус, расширяет сферу своего междисциплинарного взаимодействия, ищет новые пути органичного включения в развивающуюся образовательную среду университетов через интеграцию с другими профилями и направлениями подготовки.

РЖ: А какие выводы для себя сделал факультет в связи с полученными социологическими результатами? Помогли ли они вам скорректировать образовательную политику?

М.Р.: На основе результатов опроса начата подготовка к участию в выставках "Ярмарка вакансий" и "Образование и карьера" в 2008 году.

На факультете активно функционирует Объединение выпускников филологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Ведется работа по созданию сайта выпускников, который будет открыт в 2008 году.

Естественно, проблема успешного трудоустройства выпускников филологического факультета тесно связана с проблемами их адекватной подготовки к деятельности на современном рынке труда.

С этой целью на факультете внедрялись новейшие технологии преподавания, развивались активные методы обучения: разработан дистанционный курс "Старославянский язык" (М.Л.Ремнева, О.В.Дедова в сотрудничестве с отделением дополнительного образования); подготовлен и читается общий курс для студентов-магистрантов, входящий в федеральный компонент учебного плана "Компьютерные технологии в филологии" (Г.Е.Кедрова); с участием сотрудников факультета в рамках межвузовских проектов созданы электронные средства обучения по русскому языку для иностранцев: Электронное учебное пособие: Русский язык с компьютером. Шаг 1. Вводный фонетико-грамматический курс для иностранцев (Л.А.Дунаева в сотрудничестве со специалистами РУДН); Электронные тренировочные тесты по русскому языку как иностранному (И.Н.Афанасьева, Л.П.Клобукова, И.Яценко). Учебно-методический интернет-комплекс по русскому языку как средству делового общения. Модуль "Страховая компания" (Л.П.Клобукова и др.).

Для дистанционного обучения русскому языку как средству делового общения на кафедре русского языка для иностранных учащихся гуманитарных факультетов подготовлен, представлен в интернете и постоянно поддерживается учебно-методический комплекс "Вusiness Russian. Beginner. Intermediate. Advanced" ("Введение в деловой русский язык)" (авторы Л.П.Клобукова, И.В.Михалкина), представляющий собой три взаимосвязанных продукта, ориентированных на три разных уровня владения русском языком как средством делового общения.

У нас еще с 1996 года работает уникальное структурное подразделение факультета - Центр новых информационных технологий в гуманитарном образовании под руководством Г.Е.Кедровой. Это важное звено в факультетском образовании. Оно ориентировано на "разработку систем дистанционного образования по филологическим университетским курсам. Кроме того, существует курс "Компьютерные технологии в филологии", организуются специальные семинары по этой проблематике в рамках ФПК.

Что еще? Активно формируются библиотеки компьютерных учебных лингвистических и страноведческих программ по разным языкам (русский, английский, французский) на СБ-КОМ. Создаются электронные библиотеки подразделений факультета: кафедр русского языка, русского языка для иностранных учащихся филологического факультета и гуманитарных факультетов МГУ и др.; подготовлены учебно-методические материалы для интерактивного мультимедийного гипертекстового учебника по русскому языку - первого модуля экспериментальной системы дистанционного обучения: "Учебник по фонетике русского языка". Продолжается разработка собственных программных средств поддержки отдельных компонентов учебного процесса с использованием дистанционных технологий.

В стадию завершения перешла работа по программированию системы создания учебного мультимедийного интернет-контента для преподавателя, не владеющего специальными знаниями в области программирования. Система является конструктором учебников и учебных пособий, ориентированных на область филологического знания.

Проведена апробация новой версии программной среды проектирования обучающих тестов и проведения промежуточного контроля в дистанционном режиме. Успешно применяются в учебном процессе на филологическом факультете тесты по курсу "НИТ в филологии", тесты по языку специальности для иностранных аспирантов кафедр РКИ, тесты по русскому языку для студентов-иностранцев. Идет работа по созданию тестов по русской диалектологии, русской фонетике.

Начата работа по созданию мультимедийного учебного и научного ресурса по курсу "Русская диалектология: фонетика", предназначенного не только для помощи студентам в усвоении программного материала, но и для создания представления о диалектах русского языка как элементе народной культуры. Очевидно, что это может представлять особый интерес для иностранных пользователей.

Кафедрой русского языка для иностранных учащихся гуманитарных факультетов организовано дистанционное сертификационное тестирование в режиме реального времени иностранных граждан, проживающих за рубежом. В ходе пилотного проекта было проведено экспериментальное тестирование студентов одной из языковых школ Норвегии в Осло.

Сотрудниками лаборатории компьютерной лексикологии и лексикографии создан и поддерживается сайт "Язык человека" (HumLang) как часть общероссийской интернет-сети по гуманитарным наукам.

Этот перечень инноваций в нашей программе развития далеко не полон.

Но чтобы с ним ознакомиться, лучше прийти непосредственно на факультет и увидеть его, что называется, в действии.

       
Print version Распечатать