Новая энергетическая политика (НЭП)

Grigoriev Maxim

"Справедливость для каждого в России,

для России в мире и народам мира

с помощью России"

Наряду с месторождениями нефти и газа, большая часть российской энергетической инфраструктуры, главным образом нефте- и газопроводы, входит в список конкурентных преимуществ России, унаследованных от СССР. Правильное использование этого преимущества дает нам задел для "устойчивого развития глобально значимой национальной экономики" и может стать экономической базой для защиты национального суверенитета и развития общества на демократической основе. Его можно использовать, а можно и проесть - так же, как бездарно мы проели многое из доставшегося нам по наследству. Но для реализации этого преимущества необходима четкость в целях, ясность в мыслях, твердость в действиях.

Зачем нужна "Новая энергетическая политика"?

Казалось бы, такие правительственные документы, как "Энергетическая стратегия России на период до 2020 года", планы "Газпрома" в техническом плане регламентируют и цели и средства энергетической политики страны. Да и многие шаги власти в области энергетики носят правильный характер. Однако на протяжении всего ХХ века внешнеполитическое могущество России, способность государства и народа к достижению выдающихся результатов имело не только военную, административную или экономическую, но в очень большой степени ценностную природу. Недостаток и неразработанность этого компонента политики требуют "Новой энергетической политики" (НЭП) и определяют его основное содержание - ценностное оформление российской энергетической политики как внутри государства, так и за границей.

Во внешнеполитическом плане российская политика страдает от отсутствия привлекательных концепций в существенно большей степени, чем во внутриполитическом. Нам необходима понятная, целостная и привлекательная для других стран система ценностей, из которой вытекает российская внешняя политика. В том числе и энергетическая. На сегодняшний день поначалу успешная стратегия обоснования российской энергетической политики в рамках западного концепта "энергетическая безопасность" перестала быть эффективной. Западное общественное мнение традиционно видит в России источник угрозы, поэтому востребованность новых концепций в области энергетики налицо.

Реализация НЭП, как бы она ни называлась, приведет к существенному возрастанию внешнеполитической роли и мощи России. Так же, как во времена масштабного строительства газопроводов СССР-Европа, американцы будут противодействовать российской энергетической стратегии. Как обычно, и внутри России найдутся те, кто будет им помогать. Некоторые в силу искренней убежденности крепостного, что "барин знает лучше", некоторые в силу подхода "где хорошо, там и родина", а некоторые "по работе". Поэтому во внутриполитическом плане необходимо, чтобы НЭП разделял и понимал народ России. Ее реализация возможна только в случае твердых и четких действий на протяжении нескольких десятков лет.

Исключительно важно обеспечить преемственность энергетической политики в условиях будущих президентских и парламентских выборов - не только 2007 и 2008 годов, но и всех последующих. Поэтому необходимо, чтобы новая энергетическая политика была понятна и соответствовала менталитету народа России. Только это придаст ей ту степень устойчивости и укорененности, которую не изменишь никакими политическими модами и кадровыми трансформациями. Не менее важно и то, что ясно сформулированная внешняя политика придает уверенность в своих собственных силах, возвращает гордость за свою страну, а кроме того, отвечает на простой вопрос: что они там делают в Кремле, МИДе и "Газпроме"? На этот вопрос нельзя отвечать, загадочно закатывая глаза и говоря о "защите национальных интересов".

НЭП - действия

Большинство принципов НЭП непосредственно связаны с историческими примерами, которые ясно показывают, как можно и нужно ее реализовывать, чего делать нельзя, а также что произойдет в случае бездействия.

До 1951 года Англо-иранская нефтяная компания, ныне называющаяся "British Petroleum", почти полностью владела добычей иранской нефти, выплачивая Ирану меньше налогов, чем платила в Великобритании, - "центр прибыли" находился явно не на территории Ирана. Отказ пересмотреть эту политику привел к национализации собственности этой компании в Иране. Однако международный нефтяной картель - семь крупнейших компаний, осуществлявший продажу иранской нефти, почти полностью перекрыл ее экспорт к конечному потребителю - добыча нефти в Иране снизилась с 91 тысячи тон в сутки до 2,7 тысячи тонн, что парализовало экономику страны. Именно поэтому мы стремимся не только к обеспечению безопасной транспортировки наших энергоносителей, но и к участию в управлении и владении компаниями по дистрибуции в странах-потребителях.

В 1960 году была создана ОПЕК, в которую вошли крупнейшие страны - экспортеры нефти. Сейчас эта организация эффективно защищает их интересы и не дает крупнейшим потребителям диктовать свои условия. Именно поэтому нам необходимо создание формального или неформального "газового ОПЕК", который рано или поздно будет создан вне зависимости от опасений западных стран по той простой причине, что это соответствует национальным интересам России. Однако следует учесть интересы крупных бизнес-структур - потребителей газа, готовых поддержать новую международную структуру и выстроить работу на основе традиционных долгосрочных контрактов. Единственной альтернативой "газовому ОПЕК" является "газовый картель покупателей", который будет диктовать свои условия России и который уже начинает складываться в Европе.

Долгое время правительства Прибалтийских стран, Белоруссии, Польши и Украины пользовались своим транзитным положением, получая российский газ по заниженным ценам. Украина при этом использовала практику захвата российского газа, предназначавшегося для Европы. В качестве дополнительной меры прессинга Прибалтийские страны могли угрожать перекрытием каналов коммуникации с Калининградской областью. Именно поэтому нам необходимо диверсифицировать пути транспортировки наших энергоносителей.

Серьезный шаг в этом направлении - начатое строительство газопровода "Nord Stream" по дну Балтийского моря из России в Германию, в котором контрольный пакет оператора морской части принадлежит "Газпрому". Другим таким шагом станет строительство трубопроводов в восточном направлении.

В "Стратегии национальной безопасности США" от 2002 года зафиксировано: "Программа "Millennium Challenge Account" будет награждать те страны, которые продемонстрировали реальное изменение политики, и призывать к ответу тех, кто не проводит реформы". Аналогичным образом Россия долгое время вела программу помощи, обусловленную определенными политическими условиями, в виде субсидирования Украины с помощью предоставления газа по заниженным ценам. Антироссийский курс В.Ющенко естественным образом привел к потере Украиной российского "политического кредита" и льготных цен на газ, но вызвал неоднозначную реакцию на Западе. Именно поэтому России необходимо перейти от такой формы поддержки других государств к явной и понятной для власти и для населения этой страны форме грантов или кредитов.

Лидирующая роль России в поставках энергоносителей не является новой - в 1901 году ее доля в мировой добыче нефти составляла 53%, а до 1904 года русский керосин обеспечивал около половины потребностей Англии. Безусловно, экономика России на протяжении сотен лет имела сырьевой характер (зерно, масло, лес, нефть). Однако были периоды, когда экспорт машин и оборудования увеличивался; например, в 1970 году он составил 21,5%. Конечно, большая его часть шла в страны СЭВ и третьего мира, но "из песни слова не выкинешь". Сейчас многие из этих рынков для машин, оборудования, готовой продукции на время потеряны. При этом роль России в поставках энергоносителей на мировой рынок увеличивается и во многом определяет степень ее геополитического влияния.

Но, надеясь только на зарубежное оборудование и системы, мы теряем те конкурентные преимущества в области машиностроения, которые у нас были: огромные инвестиции, сделанные в советское время, научные кадры, конструкторские бюро, рабочие места на заводах и верфях. Именно поэтому энергетика в широком смысле может стать базой и локомотивом развития и диверсификации экономики только при развитии смежных отраслей и энергомашиностроения.

Качественная продукция будет иметь сбыт на внутреннем рынке, что, в свою очередь, позволит достичь оптимальной себестоимости при выходе на внешний рынок. Нам не только не стоит бояться новых технологических и прорывных решений, а напротив - именно их и необходимо реализовывать в первую очередь. Важным и конкретным направлением энергомашиностроения, в котором мы двигаемся, является переход к серийному производству энергетических систем - атомных станций, платформ, танкеров. В военной отрасли это уже было сделано во времена СССР - количество произведенных атомных подводных лодок исчислялось сотнями.

Одним из забытых конкурентных преимуществ России является готовность к концентрации усилий на масштабных централизованных программах, инициированных центральной властью, что дает дополнительную мобильность в "авторитарном" согласовании небольшого количества проектов наибольшего приоритета. Собственно говоря, за всю нашу историю других крупномасштабных программ почти и не было. Именно поэтому сейчас, в условиях благоприятной экономической ситуации, мы способны к реализации масштабных прорывных проектов. Такими проектами в области энергетики могут стать:

а) объединение энергосистем для переброски мощностей с Сибири на Урал и в европейскую часть страны;

б) строительство трубопроводов в восточном направлении в кооперации с заинтересованными странами и российским бизнесом;

в) ускоренная разведка и освоение новых месторождений, в том числе в районе российского шельфа. Кооперация с иностранными партнерами и заинтересованными странами желательна на условиях совместного владения дистрибуцией энергоресурсов на их национальных рынках;

г) развитие энергомашиностроения в направлении серийного производства энергетических систем, масштабное строительство атомных станций, занятие на мировом рынке ниши поставщика плавучих атомных станций;

д) модернизация и расширение мощностей по переработке нефти и газа, в том числе выработка сжиженного, развитие нефтехимической промышленности;

е) масштабное внедрение энергосберегающих технологий в экономике России.

Иначе говоря, "главнейшая задача - диверсифицировать нашу экономику, сделать ее современной, развивающейся на новейших технологиях" (В.Путин), а "могущественная энергетическая держава (до которой пока далеко) возникнет не в результате гипертрофии сырьевого сектора, а в борьбе за обладание высокими технологиями связи и информации, энергомашиностроения и энергосбережения, производства принципиально новых видов топлива" (В.Сурков).

НЭП - ценности

Попробуем смоделировать ценностный подход в сфере энергетической политики, не претендуя на исключительность и законченность результата, но будучи убежденными в полезности такого подхода. Условное техническое задание на ценностное оформление российской энергетической политики в целом исчерпывается следующими принципами:

а) она должна соответствовать российским ценностям и быть приемлема и понятна внутри страны ("Справедливость для каждого в России, для России в мире");

б) соответствовать основным направлениям российской политики и подписанным нами международным соглашениям;

в) быть привлекательной в не "атлантических" странах;

в) соответствовать правилам "атлантической фразеологии".

Одним из основных "атлантических" заблуждений является уверенность в главенстве категории "свободы" над другими ценностями, а также убежденность, что этот подход должны разделять другие нации. Однако в китайской, индийской или японской традиции свобода, как правило, воспринимается как внутренняя и духовная категория, при соблюдении внешних традиций или, напротив, отказе от материального мира. В исламской же культуре свобода в ее западном понимании - путь, ведущий в ад. Надо ли говорить, что для православной культуры свобода - это, прежде всего, способность направлять свою волю к добру или злу, а нравственная ответственность перед Богом - неотъемлемая часть представления о свободе.

Какая же категория относится к числу традиционных российских ценностей и может быть более или как минимум не менее важна для других культур? Ответ прост - это категория "справедливости". С точки зрения мусульман ислам предлагает идеальный вариант устройства общества - отклонения от него остро воспринимаются как проявление несправедливости. У хасидов - "устраняя несправедливость в обществе, мы действуем как партнеры в поддержании творения". С точки зрения Конфуция, мерилом правления государством являлись справедливость и мир.

Попробуем использовать этот ценностный подход на конкретном примере, получив результат в виде текста. В целях большей убедительности и соответствия западной фразеологии обратимся к речи президента США Р.Кеннеди, которую он произнес 25 мая 1961 года в Конгрессе США, призвав его поддержать программу высадки человека на Луну. Используем ее в качестве структуры, переформулировав с новым, необходимым нам содержанием:

"Основой политики Россия является справедливость. Сейчас время сделать большой шаг - время для новой российской инициативы - занять лидирующую роль в справедливом обеспечении стран мира энергией, которое во многих смыслах может дать ключ к нашему будущему на земле. Наше стремление поделиться этими возможностями не обусловлено чужим влиянием. Россия делает это потому, что человечество должно иметь возможность справедливого доступа ко всем ресурсам, важным для жизни людей, в первую очередь - энергетическим.

Мы выступаем за то, чтобы любая страна мира могла получить необходимые ей энергетические ресурсы у другой страны или предоставить их по справедливой цене без каких-либо ограничений или угроз со стороны любых третьих стран, включая транзитные. Мы выступаем за стратегию доверия - справедливой и равноправной возможности компаний их стран-производителей и потребителей для инвестирования и приобретения энергетических активов в области разведки, добычи, переработки и сбыта в других странах. Мы выступаем за справедливое распределение рисков между всеми заинтересованными сторонами, задействованными в цепочке поставок энергоресурсов.

Наша политика не сводится к поставке нефти и газа - Россия обладает технологиями строительства плавучих АЭС, первая из которых уже строится. Эти энергетические блоки будут помогать удовлетворять потребности любой страны в электроэнергии в любой точке мира. На сегодняшний момент почти пятая часть населения мира не имеет доступа к необходимым запасам питьевой воды. Россия обладает передовыми технологиями опреснения воды, а ядерные опреснительные комплексы помогут странам Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока получить пресную воду.

У России есть друзья по всему миру, которые разделяют нашу преданность идеям справедливости".

Остается добавить, что продекларированные выше ценности соответствуют официально принятому всеми членами G8 на саммите в июле 2006 года "Санкт-Петербургскому плану действий в области глобальной энергетической безопасности", в тексте которого прямо упоминаются "справедливые рынки", "справедливое распределение рисков", "справедливые системы регулирования".

       
Print version Распечатать