"На территории бывшего монастыря торгуют женским нижним бельем..."

Как известно, 9 апреля этого года здание Историко-архивного института РГГУ на Никольской улице (д. 7-9) захватили судебные приставы, сопровождаемые неким казачьим отрядом. Они предъявили судебное решение 2004 года, по которому помещение должно быть передано в ведение Русской православной церкви. При этом никакого варианта для переезда в другое здание университету предложено не было. Прошло почти два месяца, а проблема не находит своего разрешения. О том, что происходило (и происходит) на самом деле, обозревателю "Русского журнала" Наталье Ивановой-Гладильщиковой рассказывает проректор РГГУ Андрей Николаев.

История вопроса

Андрей Николаев: Корни этого конфликта уходят в 90-е годы. Исторически университет располагался на Никольской улице, мы занимаем там ряд зданий - с дома #7 по дом #15. Дом #15 - это самое первое здание Историко-архивного института, из которого потом и был создан РГГУ, своего рода alma-mater нашего университета. Историко-архивный институт находится там с 1931 года. Это памятник истории и культуры федерального значения. Там была первая русская типография, в которой Иван Федоров напечатал свой "Апостол". Там же вышла первая русская газета "Ведомости", и там длительное время располагался Государев печатный двор.

"Русский журнал": Но конфликт, как известно, возник не из-за дома 15?

А.Н.: Да. Основные помещения, вокруг которых идут споры РГГУ с Патриаршим подворьем Заиконоспасского монастыря, - это здания по адресу: улица Никольская, дом 7-9, строения 1, 2, 5 и строение 6. В них университет располагается с 60-х годов. Там находятся наши факультеты технотронных архивов и документов, а также истории, политологии и права.

С 90-х начался процесс возвращения зданий, которые ранее принадлежали церкви, различным церковным общинам РПЦ. Он коснулся и нас. В одном из помещений РГГУ действительно находился храм, который еще в середине 90-х годов был восстановлен и передан церкви для основной деятельности подворья. Против этого никто никогда не возражал. Это нормально, когда культовое здание возвращается церкви.

Что касается других помещений РГГУ на Никольской, то в строениях #1, 2, 5 дома 7-9 находилась Славяно-греко-латинская академия, то есть вовсе не культовое, а первое учебное заведение в нашей стране , хотя оно и входило в лоно церкви. Что касается строения #6 (там два месяца назад и происходил печально знаменитый захват), то оно было построено в самом конце ХIХ века как торговый дом при монастыре. То есть культовым оно тоже никогда не было.

Что касается строений 1, 2, 5 дома 7-9, то притязания Церкви к ним постоянные. Вход в них - с внутреннего двора. Все началось с захвата этого двора представителями подворья еще в начале января этого года, в новогодние праздники, с попыткой сместить нашу охрану. Захватчики повесили свой замок, и с тех пор там находится несколько десятков казаков, которые фактически взяли двор под свой полный контроль.

Второй захват, который произошел в апреле, два месяца назад, затронул уже строение #6 (в него вход с улицы Никольской, то есть через двор проходить не надо). В 2002-2004 годах большая часть здания была передана Патриаршему подворью, а порядка четырехсот тридцати метров оставили университету. Именно там осуществляется учебный процесс. Тем не менее в части здания, которая была оставлена РГГУ, располагаются три помещения, которые по решению суда 2004 года должны быть переданы Патриаршему подворью. Одно из них - это бойлерная, которая обеспечивает теплом помещения РГГУ (и не только их). РГГУ является единственным абонентом Мосэнерго, имеющим право эту бойлерную обслуживать. Поэтому передача помещения любой другой организации, которая не имеет абонентского договора с Мосэнерго, во-первых, незаконна, а во-вторых, чревата техногенными катастрофами.

Решение суда вступило в силу четыре года тому назад, тогда же приходили судебные приставы, которым было сказано, что выполнить решение по бойлерной просто невозможно. Хотя бы потому, что там котельное оборудование (а судебное решение предписывало передать помещение в освобожденном виде). Понятно, что, если помещение освободить (то есть, грубо говоря, трубу отрезать), будет потоп. Приставам это объяснили, и они ушли с миром.

РЖ: А зачем Патриаршему подворью бойлерная?

А.Н.: Они утверждают, что это помещение им нужно для восстановления колокольни, которая находилась как раз в середине бывшего торгового дома. Но все дело в том, что бойлерная - под колокольней и никак не затрагивает ее конструкцию.

Что касается двух других помещений, на которые тоже претендует подворье, то это кабинет декана факультета истории, политологии и права и одна из кафедр. Руководители подворья утверждают, что они построены таким образом, что вклиниваются в неф колокольни. И если ее восстанавливать, то получится, что изнутри будут выступать квадраты, в которых находятся эти кабинеты.

РЖ: А на самом деле?

А.Н.: На самом деле, учитывая дикое количество перепланировок, которые были сделаны в здании, сейчас очень сложно оценить, так это или не так.

Но есть вещи, которые можно оценить однозначно: если бы подворье монастыря действительно приступило к работе по восстановлению там колокольни, то мы бы начали искать вариант для перемещения. Однако ничего подобного не происходит. На протяжении пяти-шести лет идут лишь разговоры о каких-то восстановлениях. Выселить же нас почему-то хотят прямо сейчас. Подворье стремится занять эти помещения (какими бы они ни были), якобы то ли под некую воскресную школу, то ли под административно-хозяйственные нужды.

При этом получается очень интересная картина: доступ в эти помещения возможен только через территорию РГГУ. А у подворья нет права прохода (это называется правом сервитута) в два этих помещения. Поэтому, даже выполнив решение суда, освободив их, ничего там открыть невозможно. Пускать туда какие-то посторонние организации университет просто не правомочен.

К тому же совершенно очевидно, что в реальности ни о какой воскресной школе речи не идет. Вся деятельность этого подворья во главе с его старостой наводит на вполне конкретные мысли, что никакими церковными деяниями там и не пахнет. Вокруг строения #6 постоянно роятся какие-то инвесторы (двое из них в свое время выходили на РГГУ), которые прямо и откровенно ведут разговор о том, что они будут делать в здании евроремонт; и поскольку это - бывший торговый дом, то он и будет использоваться как торговый дом, только на современный лад.

РЖ: Еще бы: арендовать помещения в ста метрах от Кремля?

А.Н.: Конечно! И там, со слов тех же привлеченных старостой подворья инвесторов, будут сооружены офисные помещения, которые будут сдаваться подворьем в аренду коммерческим организациям.

Понятно, что восстановлением монастыря это не называется. Это называется коммерческой деятельностью, которую хочет самостоятельно осуществлять подворье.

Казаки называли студентов "быдлом"

РЖ: Давайте еще раз вернемся к событиям апреля, когда в помещения РГГУ ворвались казаки...

А.Н.: Давайте. В начале апреля этого года без всякого предупреждения (хотя о добровольном освобождении помещений необходимо предупреждать за пять дней) к нам заявились судебные приставы, представитель Центрального территориального агентства Департамента имущества г. Москвы и почему-то, в придачу к ним, - около двадцати казаков. Это было в разгар учебного дня, вели себя казаки весьма агрессивно. Студенты и преподаватели, увидев происходящее, естественно, выбежали из аудиторий (заниматься в условиях происходящего было невозможно). Со стороны казаков были оскорбительные выходки в адрес студентов, их обзывали "рабочим скотом" (так, кажется, переводится слово "быдло").

РЖ: Серьезно?

А.Н.: Абсолютно серьезно. Говорили, что вы здесь скот, быдло, вас используют, и вообще - освобождайте помещения, это все - русское православное и церковное. Вам здесь не место. Расчет был на провокацию. Ситуация была на грани рукоприкладства. Декану факультета стоило больших усилий, чтобы не допустить драку казаков со студентами: там узенькие коридоры, старое историческое здание...

Когда приставов спросили, какое к этому всему имеют отношение казаки, те ответили, что никакого. Но объяснять, почему они пришли именно с ними, не стали.

РЖ: А какова ваша версия неожиданного прихода приставов?

А.Н.: Наша версия была нам даже неформально подтверждена: приход приставов был прямо инициирован старостой этого подворья. Остается только догадываться, какие аргументы он или окружающие его инвесторы приводили, но в результате на каком-то (вероятно, низовом) уровне службы судебных приставов была достигнута "интересная" договоренность: что они вдруг приходят и начинают университет выселять.

В итоге план частично удался - казаки заняли бойлерную, которую они до сих пор удерживают. Слава Богу, закончился отопительный сезон и прямых последствий этого захвата университет сейчас не испытывает. Плюс к этому нам выдвинули ультиматум освободить и два других помещения. Ценой переговоров и стихийного митинга студентов была достигнута договоренность о пятидневной, а затем и более длительной отсрочке.

РЖ: Но и после пяти дней status quo сохранился?

А.Н.: Ну да. Видимо, потому, что руководство службы судебных приставов Москвы уже на следующий день опровергло, что приставы пришли нас выселять. Было сказано, что приставы просто приходили проверить исполнение судебного решения 2004 года. (Это, конечно, в корне противоречит тому, что там происходило.)

Показательно, что от действий подворья "открестилась" и пресс-служба Московской патриархии в лице священника Александра Волкова. Он выступил с заявлением, в котором было сказано, что Русская православная церковь и Московская патриархия не имеют никакого отношения к происходящим действиям, к выселению университета. И вообще, Московский патриархат считает университет, как выразился представитель его пресс-службы, "почтенным учебным заведением", к которому он относится с уважением. Должен сказать, что такое уважительное отношение взаимно.

РЖ: То есть в итоге получается, что все эти безобразия - плоды частной коммерческой деятельности отдельно взятого подворья?

А.Н.: Получается, что так.

Вместо икон - женское белье

А.Н.: Подворье действительно ведет активную коммерческую деятельность. Например, контролирует строение #5 во дворе дома #7-9. Подвальную часть этого исторического памятника они сдали в аренду магазинам, вход в которые идет из перехода между улицей Никольской и вестибюлем станции метро "Площадь Революции". Так вот, эти "церковные" магазины торгуют одеждой, и в том числе - женским нижним бельем. На одном из магазинов сохранилась красноречивая надпись: ООО "Фонд поддержки восстановления Заиконоспасского и Никольского монастырей".

То есть, с одной стороны, на территории бывшего монастыря торгуют женским нижним бельем, а с другой стороны - староста подворья публично заявляет, что его оскорбляет появление на территории монастыря студенток не в длинных юбках, а в брюках. Это выглядит странновато.

РЖ: А где же будут помещения подворья как такового? Об этом как-то никто не говорит?

А.Н.: Как уверяют представители подворья Заиконоспасского монастыря, монахи у них ютятся, поэтому они нас и хотят выселить. Но ведь подворье полностью контролирует строение 5 (хотя оно в плачевном состоянии - впрочем, благодаря их же усилиям). Под их же контролем - большая часть строения 6. Но используют они только один или два кабинета, которые университет им передал в начале 2004 года, исполняя решение суда. А все остальное там в каких-то работах.

РЖ: А монахи-то существуют?

А.Н.: Сотрудники и студенты университета их не видели, но, по утверждениям старосты, там есть два или три монаха.

Монахи-рейдеры?

РЖ: Подводя предварительный итог, можно сказать, что это - рейдерский захват аудиторий РГГУ людьми, возглавляющими подворье Заиконоспасского монастыря.

А.Н.: Да. И захват этот сопровождается варварским разрушением исторических зданий. Под предлогом реконструкции строения #5 и #6 облепили лесами, выбивают старые камни и строят новые стены, что полностью противоречит охранному законодательству. Скорее всего, строение #5 уже потеряно как памятник: это каменный мешок, скрепленный металлическими скобами, под которым вырыт двадцатиметровый котлован. Теперь подворье открещивается от тех, кто при их молчаливом неучастии это все сделал (ООО "Старград").

И еще: подворье не платит ни копейки арендной платы Москве. У них задолженность - несколько десятков миллионов. Об этом, впрочем, предпочитают не распространяться. Плюс присутствие казачьих формирований на территории университета, не имеющих никакого легитимного статуса. Они действуют под руководством старосты подворья (завхоза, по сути дела), который выступает от лица всей Русской православной церкви?

РЖ: В конечном итоге это - дискредитация самой Церкви.

А.Н.: Конечно. Они делают ровно обратное тому, чего добивается Священный синод РПЦ, церковная общественность. Фактически - прививают негативное отношение к Церкви со стороны самой молодой, социально активной части населения - студенчества. Многие наблюдали, как прихожане, выходящие из подворья, смотрят в сторону наших студентов, плюют и кричат им: антихристы. Такими недопустимыми и откровенно "грязными" методами они отсекают от храма потенциальную и существующую паству. А учитывая, что РГГУ с филиалами - это 38 тысяч студентов, огромный профессорско-преподавательский состав, большой авторитет, руководители подворья провоцируют масштабный негативный общественный резонанс, который, к нашему глубокому сожалению, зачастую распространяется на весь институт православной Церкви. Руководству университета это очень горько осознавать. Думаю, что у руководства Московской патриархии эти действия тем более не могут вызвать положительной реакции.

Перспективы

РЖ: Есть ли надежда на благополучное разрешение конфликта?

А.Н.: Надежда есть всегда. Кстати, в 2006 году правительством Москвы было принято постановление #888, в котором было написано, что до первого июля 2007 (!) года Департамент имущества г. Москвы совместно с префектурой ЦАО должны были найти помещения для перспективного вывода университета в период до 2012 года. То есть тогда все понимали, что просто так выселить студентов РГГУ нельзя. Но, к сожалению, выполнено это решение не было.

Пока же новости такие: после апрельских событий Росимущество моментально среагировало на эту ситуацию. Единственным способом решения проблемы, по мнению федерального ведомства, является смена собственника. Сегодня собственником зданий является субъект Федерации - город Москва, который принял решение о передаче здания подворью. Но поскольку РГГУ - федеральный вуз с подчинением правительству РФ, то, по мнению Росимущества, и имущество вуза должно являться федеральным. То есть оно должно быть передано в собственность РФ. Так вот, Росимущество, поняв ситуацию, подало иск о пересмотре права собственности. Состоялось решение о принятии этого иска к производству.

Честно говоря, университету уже надоело быть на стыке интересов Департамента имущества Москвы и Росимущества. Нам не нужна такая роль. Тем более что у нас много общих проектов с правительством Москвы. И в то же время мы - федеральный вуз, реализующий федеральные образовательные задачи.

Кроме того, мы получили заявление заместителя мэра Москвы, руководителя Департамента имущества г. Москвы Владимира Силкина, который сказал о том, что они отозвали требование о нашем выселении из этих помещений. И он же сказал, что продолжать разговор о пребывании РГГУ в этих зданиях имеет смысл только после утверждения архитектурной концепции Никольской улицы. Она сейчас находится в градостроительном совете города Москвы. Это нормальный, здравый подход. Владимир Силкин заявил, что в планы Департамента имущества не входит никого насильственно выселять. Тем более такую уважаемую, солидную организацию, как университет. Такая постановка вопроса вызывает у РГГУ взаимное уважение и понимание, а также вселяет надежду, о которой вы меня спросили.

РЖ: Время покажет!

       
Print version Распечатать