Мода на Россию

В Москве прошел семинар-дискуссия "Управление репутацией стран и регионов как инструмент повышения конкурентоспособности и стимулирования экономического развития", на котором российские эксперты обсудили, какой видят Россию за рубежом.

Семинар прошел по инициативе консалтинговой группы "Бауман Инновейшн" при поддержке Фонда эффективной политики и Центра стратегических разработок.

Открывая семинар, глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский отметил, что стремление стран, и России в частности, позиционировать себя в выгодном свете часто сталкивается с прямо пропорциональной модой на негативное описание в имиджевых и репутационных аспектах.

"Развивается мода на опасную Россию", - отметил политолог.

Поэтому возникла необходимость развенчать некоторые стереотипы как в отношении России, так и в отношении других стран. Этот процесс необходим, чтобы страны могли и сотрудничать, и конкурировать на разных площадках: в политике, бизнесе, экономике и туризме, отметили эксперты.

Как рассказали в "Бауман Инновейшн", в исследовании приняли участие более 8000 человек из разных стран. На основании их мнения были сделаны выводы о репутации ряда стран: России, США, Китая, Индии, Франции, Германии, Македонии, Австралии и других.

В ходе исследования выяснилось, что репутация страны складывается из восьми факторов: политической традиции (либо имиджа политического лидера); туристических активов; спортивных, научных и культурных достижений; качества жизни населения; узнаваемости местных брендов; развития городов и регионов, а также из возможности ведения бизнеса и наличия "звезд" политики и шоу-бизнеса.

По мнению авторов исследования, фактор "звезды" очень важен. В качестве примера привели стратегию, которую использовали в Германии для создания ее инвестиционной привлекательности.

"В процессе подготовки к чемпионату мира по футболу в Германии активно использовался образ известной модели Клаудии Шиффер", - отметил докладчик и продемонстрировал слайды, на которых немецкая модель была "обернута" в национальный флаг страны.

Также интересным представляется вывод о том, что стратегия продвижения страны на международном уровне методологически схожа с PR-акцией по продвижению брендов и торговых марок. Авторы исследования сделали акцент на том, что имидж страны формируется в основном за счет ценностей, которых придерживается население, в то время как бренды продвигаются за счет ярких и привлекательных слоганов.

Несмотря на то, что авторы исследования представили его в оптимистическом ключе, ряд экспертов, приглашенных на семинар, подвергли некоторые тезисы доклада сомнению.

В частности, не согласился с тем, что имидж страны нужно продвигать маркетинговыми технологиями, главный редактор журнала "Политический класс" Виталий Третьяков. По его словам, кардинально изменить имидж России в глазах мирового сообщества не помогут никакие PR-агентства. В качестве примера эксперт привел запуск искусственного спутника Земли, который, по его мнению, создал России огромную репутацию во всем мире, причем менеджеров и пиарщиков по созданию имиджа СССР в то время просто не существовало.

Схожую точку зрения высказал член Общественной палаты РФ Вячеслав Никонов, который отметил, что России для создания позитивного имиджа, прежде всего, нужно "вести себя хорошо". Никонов рассказал о том, как по России путешествовал один известный человек, член Коммунистической партии Китая, у которого на протяжении всего пути от Владивостока до Москвы требовали регистрацию. Такие ситуации, по мнению Никонова, не могут говорить о России как о привлекательной стране, в частности для туристов. Так же, как и отсутствие в России развитой сети гостиниц трехзвездочного класса, отметил политолог.

       
Print version Распечатать