Мэры мегаполисов не знают своих городов

Есть проблемы, объединяющие все крупнейшие мировые мегаполисы. Важнейшая из них и толком еще никем не осознанная заключается в том, что никто не знает, как создать эффективную муниципальную бюрократию в городе, в котором с учетом пригородов проживают пятнадцать, двадцать или тридцать миллионов человек. Например, следует ли создавать муниципальные структуры для каждых пятидесяти тысяч, ста тысяч или пятисот тысяч жителей города? Какой уровень муниципального управления оптимально соответствует нуждам горожан?

Другая проблема мегаполиса из того же ряда – на каком уровне муниципального управления отдельные городские сегменты окажутся достаточно самостоятельными и экологически жизнеспособными? Жилищная единица из пятидесяти тысяч, двадцати тысяч или даже пяти тысяч человек? Имеется в виду условная единица, в рамках которой полностью возобновляется затрачиваемая ею энергия и полностью перерабатываются производимые ею отходы. Пока не только нет ответов на эти вопросы, но, собственно, толком не сформулированы даже сами вопросы.

С чем вместо постановки этих задач сталкиваются горожане мегаполисов? С создающимися громоздкими муниципальными бюрократиями, постоянно увеличивающимися в численности и занятыми практически исключительно собственным конкурентным выживанием. Эта система становится нежизнеспособной, а это угроза общественной стабильности. Если вы поговорите с мэрами Сан-Паулу, Мумбаи или Джакарты, то вы поймете, что эти люди ни разу не облетели на вертолете города, которыми они управляют. Они не знают, как устроена система обеспечения горожан водой, им неизвестны масштабы сбора и переработки мусора. Они просто не знают города, которыми управляют.

В Лондон продовольствие привозится не менее чем из восьмидесяти стран мира. Но в мэрии британской столицы просто не существует этих данных, собранных воедино и должным образом обработанных. Бюрократию такого уровня очень сложно поддерживать в рабочей форме – простые горожане практически не могут воспользоваться ее услугами.

Уже традиционно считается, что «возникнут некие политические движения, которые могут стать авангардом борьбы за удовлетворение насущных потребностей горожан». Но, как оказывается, это не очень жизнеспособный взгляд на происходящее.

В Нью-Йорке, например, правозащитники активно борются за право горожан на жилье. Практически во всех крупнейших городах мира десятками насчитываются всевозможные движения «За права горожан». Но ни в одном из этих городов эти движения не продемонстрировали политической воли, необходимой для подобного изменения жизни городов. Этим движениям нужно думать о том, как изменять свои города со структурной точки зрения, а не торговаться со своими мэриями по копеечным поводам. Надо понять, что горожанам нужно сделать, чтобы взять под свой контроль финансовые и фискальные ресурсы муниципалитетов.

Уже сегодня муниципальные власти играют гораздо более значимую роль в жизни горожан, как с экономической, так и с политической точки зрения, чем власти федеральные, на долю которых, по некоторым оценкам, приходится лишь 10 процентов влияния на жизнь горожан. Муниципальные власти Китая, например, обладают большей политической и экономической властью, чем муниципальные власти большинства городов каких-либо других стран.

Именно поэтому традиционный поиск политического авангарда в мегаполисе – это поиск в неправильном направлении. Нам следует объединить все движения, в том числе и движения политические, в борьбе за право горожан править собственным городом.

       
Print version Распечатать