Конец одного "византийского" проекта

Когда я в первый раз оказался в Греции летом 1998 года, каждый грек при знакомстве считал необходимым спросить меня: "Откуда ты?" В те годы иностранец, говоривший по-гречески, был не то чтобы чудом, однако и не столь частым явлением даже и в Афинах. Сейчас подобный вопрос греки не задают. Слишком много стало иностранцев, говорящих по-гречески. Греция, до недавнего времени страна одного этноса (97% называли себя греками и православными по вероисповеданию), оказалась за последние десять лет такой же страной иммигрантов, как и многие другие европейские государства.

Главная проблема с иностранцами и приезжими даже не в том, что их очень много, а в том, что никто в точности не знает, сколько же их на самом деле. Помимо множества понтийских греков, вполне легально репатриировавшихся в Грецию из стран бывшего СССР (одно время, правда, имела место практика покупки греческих паспортов, но это отдельная история), страну наводнили нелегалы. Сотни тысяч албанцев, десятки тысяч филиппинцев, украинцев, молдаван, русских, пакистанцев, курдов приехали в Грецию в поисках лучшей жизни. Они наводнили страну - от столичного мегаполиса до самых отдаленных островов Эгейского моря и горных областей севера. По некоторым подсчетам, в одиннадцатимиллионной стране иммигрантов - легальных и нелегальных - уже больше миллиона. Достоверна одна цифра: до 2005 года в Греции официально зарегистрировались свыше шестисот тысяч иммигрантов, и еще сотни тысяч, как ожидается, будут зарегистрированы по итогам 2005-2006 года, так как правительство наконец объявило нелегалам "амнистию" и предоставило возможность легализоваться тем, кто годами жил на птичьих правах с просроченной визой.

Наплыв иностранцев вызвал глубокие изменения в греческом обществе. Иммигранты взяли на себя всю тяжелую и неквалифицированную работу - от строительства и уборки до работы на полях и ухода за пожилыми людьми. Греки стали превращаться в начальников и распорядителей, а многие уже довольствуются жизнью рантье (что неудивительно, так как население не растет уже довольно давно, и во владении почти каждой семьи имеется уже как минимум две квартиры и еще домик в деревне, из которой семья когда-то перебралась в крупный город). В греческих городах появились иммигрантские кварталы. Так, в некоторых районах вокруг площади Омония, сердца греческой столицы, уже непросто встретить грека, все больше попадаются арабы и выходцы из Юго-Восточной Азии; а другой столичный район Каллитея превратился в неофициальную столицу русскоязычных иммигрантов - с русскими ресторанами и магазинами, вывесками на русском языке и так далее.

На уровне самосознания греческих жителей также произошли важные изменения. Оказаться вдруг в окружении иностранцев, людей чужих и непонятных, непросто по определению, и взаимное непонимание может грозить вспышкой межнациональной розни. Но пока что все обстоит внешне спокойно. Албанцы работают себе на стройке, пакистанцы - на полях, выходцы из Экваториальной Африки торгуют фальшивой бижутерией и пиратской музыкой, украинки ухаживают за престарелыми, иммигрантки из Филиппин убираются в домах, а их мужья-филиппинцы бороздят морские просторы на кораблях под греческим флагом. Греки с новыми работниками бывают круты. Платят мало и ждут, что работать на них будешь круглосуточно, не торопясь при этом вносить деньги за медицинскую страховку - в общем, используют бесправное положение мигрантов, как только могут. Но при этом в Греции не найдешь иностранца, который находился бы в положении, например, таджикского рабочего на московской стройке.

Приведет ли такое положение когда-нибудь к социальному взрыву? Трудно сказать. Пока что к чести греческого общества предпосылок к такому развитию событий не видно. Возможно, это и покажется странным читателям из крупных российских городов, но в Греции, несмотря на наплыв мигрантов, взрыва ксенофобии не наблюдается. Убийство иностранного студента - вещь в Греции немыслимая, а избиение иммигранта - крайне редкая. Фашистских граффити в городах очень мало, и они быстро исчезают. Чаще слышны лозунги левацких группировок: "Иммигранты - наши братья!" Ни одна газета, не считая отдельных самоделок, никогда не позволит себе пренебрежительно высказываться об иммигрантах в целом или намекать на то, что-де вся преступность стала у нас этнической. И это при том, что греческая полиция делает свою работу и исправно отлавливает албанских мигрантов, изготовляющих гашиш, болгарских женщин, продающих своих детей бездетным греческим парам, а также наших с вами бывших соотечественников, устраивающих кражи или ограбления банков.

За последние три года широкую огласку получил только один случай межнациональной вражды: после матча футбольных сборных Греции и Албании осенью 2004 года греческий фанат зарезал албанского эмигранта на острове Закинф. Впрочем, убийца оказался невменяемым. Дважды обвиняли в насилии по отношению к мигрантам греческую полицию: зимой 2004 года афганские иммигранты пожаловались организации Amnesty International, что их избивали в полицейском участке, а через год выходцы из Пакистана заявили, что были незаконно допрошены в Афинах при участии британских спецслужб. Показательно, что в обоих случаях общественное мнение было безоговорочно на стороне мигрантов, а в правоохранительных органах "полетели головы" начальников. Так, стоило шефу греческой полиции, заместителю министра общественного порядка, назвать "невежественным" прокурора, расследовавшего дело пакистанцев, как замминистра немедленно лишился своего поста. За тот же период времени, что произошли упомянутые события, греческая береговая охрана сняла с деревянных лодок, а то и буквально выловила из моря тысячи незаконных мигрантов, приплывших из Турции, а греческие общественные организации собрали миллионы в помощь нелегалам, оказавшимся в центрах временного содержания на всей территории страны. В дни, когда террористы захватили школу в Беслане, выяснилось, что у одной женщины из Северной Осетии, проживавшей в Греции с просроченными документами, в захваченной школе осталась дочь. Министр внутренних дел Прокопис Павлопулос лично выдал ей разрешение на поездку в Россию и на возвращение в Грецию и заверил, что сделает все возможное для скорейшей ее легализации в стране. Слово свое он сдержал, но дочка женщины из Осетии погибла при взрыве в захваченной школе.

Иммигрантские организации в Греции сильны и достаточно влиятельны. Ни одна из многочисленных демонстраций в поддержку мира и против политики Израиля и США не обходится без деятельного участия ливанской и палестинской общин, представители которых громогласно клеймят с трибун международный империализм, в то время как левая греческая публика восторженно внимает. Иммигранты-мусульмане недавно стали требовать, чтобы им вернули историческое здание мечети у подножия Акрополя. Глава Элладской православной церкви архиепископ Христодул имел неосторожность обмолвиться, что в этом районе "слишком много туристов", да и вообще необязательно устраивать мечеть в центре Афин. Он был немедленно подвергнут обструкции за недостаточную симпатию к иммигрантам. Церковь рассеяла подозрения, подарив мусульманской общине участок для кладбища, а правительство выделило на строительство первой за два века мечети в предместьях Афин 15 миллионов евро. У украинской, эфиопской и других общин в греческой столице есть свои церкви, а русскую паству окормляет бывшая посольская церковь, в которой служит русскоязычный священник греческой юрисдикции.

Теперь посмотрим, как обстоят дела на политическом фронте: ведь пару лет назад в Греции заговорили об "ультраправой угрозе". До недавнего времени в стране существовали немногочисленные организации экстремистского направления, выступающие с ксенофобских позиций. Среди таких организаций наиболее известной была "Золотая заря", неонацистское движение с эмблемой в виде стилизованной свастики и расистскими лозунгами. Количество членов этой организации всегда было невелико, а в 2005 году она официально прекратила свою деятельность в качестве партии и общественного движения. Популярность "Золотой зари" была относительно велика в 90-е годы, на волне квасного патриотизма, возникшего из-за конфликта Греции с соседней Македонией о правах на название "Македония". Однако в новом веке неонацисты оказались просто за бортом греческого общества, и даже в среде маргиналов им не удалось найти опору и сторонников.

Но свято место пусто не бывает, и флаг из ослабевших рук неонацистов подхватил скандально известный журналист Йоргос Карадзаферис. Будучи изгнанным в свое время из правоцентристской партии "Новая демократия", он основал в 2000 году собственную партию ЛАОС ("Народный православный призыв"). Изобретать велосипед Карадзаферис не стал. Отказавшись от непопулярной неонацистской символики, он скроил свою партию по классическим лекалам европейских ультраправых вроде Жан-Мари Ле Пена. Греция для греков, даешь всеобщее благоденствие путем ограничения иммиграции, везде внедрить православие и духовность - и тогда заживем как следует. Предлагалось ограничить въезд в Грецию иностранцев, впуская их в страну только под поручительство греческих граждан. Тех несознательных греков, которые все же готовы поручиться за иностранца, предлагалось наказывать за преступления, которые этот иностранец на территории Греции совершит. Правда, к программе партии добавилась и некоторая национальная специфика: ее сторонники намекали, что под их мудрым руководством Греции, вполне возможно, удастся вернуть себе Константинополь, древнюю столицу Византийской империи, которую по-прежнему греки называют просто Город.

Этот последний лозунг, впрочем, тоже не нов: в начале ХХ века базировавшаяся на нем "великая идея" восстановления Византии привела Грецию к катастрофе в войне с кемалевской Турцией и изгнанию полутора миллионов греков из Малой Азии, где они жили три с лишним тысячелетия. К сожалению, эта трагедия греков не стала единственной: в 1974 году авантюра ультраправых "черных полковников", имевшая целью фактическую аннексию Кипра, получила как закономерный результат турецкое вторжение на остров и его насильственное разделение, не преодоленное и по сей день. Однако известно, что история если и учит кого-то, то далеко не всех и не всегда. Так что лозунги Карадзафериса нашли определенный отклик. К нему потянулись говорливые дипломированные специалисты по теориям масонского заговора, а также и некоторое число городских сумасшедших - в частности, один ученый муж, открывший, что ДНК греков значительно превосходит по своему качеству все известные геномы человека (да и то сказать: ведь греки произошли от инопланетян!) Но эти деятели составили политический костяк партии, а проголосовали за нее простые граждане, протестный и маргинальный электорат. Их оказалось немало. На парламентских выборах весной 2004 года ЛАОС получил 2,2% голосов, а через три месяца на выборах в Европарламент почти удвоил свой результат (4,1%), позволивший Каратзаферису стать депутатом европейского законодательного органа и применить свои ораторские способности на широкой международной арене.

Казалось бы, ксенофобы рвутся во власть и вот-вот возьмут ее. Однако это совсем не так. Популярность партии ЛАОС сегодня, спустя два года после триумфа на выборах в Европарламент, колеблется в районе все тех же 4%. На этой неделе в Греции подводят итоги первого тура местных выборов, прошедшего в прошлое воскресенье. Так вот, ЛАОС не получил не только ни одного губернаторского места, но и ни единого мэрского поста в более чем тысяче муниципалитетов. На следующих выборах ЛАОС если и пройдет в парламент, то пропорциональная система позволит им получить всего два-три депутатских мандата из трехсот. И это при том, что ультраправые давно уже не акцентируют свои ксенофобские лозунги и, пытаясь завоевать популярность, рядятся в ризы умеренных консерваторов. Официальная программа партии так и утверждает: "ЛАОС, сознавая основополагающую роль греческого духа в мировой цивилизации, никоим образом не вдохновляется шовинистическими и расистскими устремлениями? Наша партия не антизападная и не антиамериканская, не отказывается от европейской принадлежности Греции, не стремится к дискриминации по религиозному признаку". Многочисленные "но" в этой программе (к примеру, свобода исповеданий признается постольку, поскольку не нарушает интересов православия) не отменяют того обстоятельства, что партия постепенно теряет свой экстремистский облик, оставаясь при этом партией маргиналов. А сам Карадзаферис из энергичного бойца с чужаками эволюционирует в греческого Жириновского. И феномен его партии никак не отменяет того обстоятельства, что в Греции открытые нападки на иностранцев недопустимы.

Таким образом, на уровне политической деятельности ксенофобии в современной Греции не существует. Значит ли это, что иммигранты не испытывают трудностей в адаптации? Отнюдь нет! Греческое общество остается во многом закрытым. Без насилия, без особой вражды оно подчас выталкивает иммигрантов, не принимает их. Случаи, когда иностранцы добиваются успеха в обществе, крайне редки. Вершина карьеры для иммигранта - квалифицированный сантехник, в лучшем случае программист. В стране, где работа ищется почти исключительно по знакомству, а едва ли не большинство работающих занято в семейном бизнесе, иностранцу нет хода во множество профессий. Прибавьте к этому и то, что получить греческое гражданству человеку, не являющемуся греком по национальности, до недавнего времени было практически невозможно. Притчей во языцех стал случай англичанина, прожившего в стране десятки лет, но не сумевшего получить гражданство. Сейчас эта ситуация меняется к лучшему, однако слишком медленно.

Наконец, иностранец в Греции вполне может столкнуться с пренебрежительным к себе отношением: например, продавец "не заметит" его у прилавка и обслужит сначала грека. Но такие случаи очень редки и не являются правилом, да и те, кто допускает подобное поведение, отчетливо понимают, что переходят границу приличий. Афинский таксист может сколько угодно развязно хвастаться вам знакомствами с уроженками советских республик, делая недвусмысленные жесты и называя смешные суммы. Но если вы просто и серьезно скажете таксисту, что вам жаль слышать такое о своих бывших соотечественниках, он немедленно устыдится и станет говорить, что на самом деле он все эти истории слышал от друга, а сам он женат, никогда не грешит и другим не советует.

Греция не застрахована от ксенофобии и от межнациональной вражды, как и любая другая страна. Но в Греции имеет место обстоятельство, которого нет в некоторых других странах: это общественный консенсус, если хотите, моральный кодекс общества, который говорит, что нельзя делать определенные вещи. Например, немыслимо в приличном обществе говорить о засилье иммигрантов и оскорблять их, нельзя обобщать, а тем паче ругать людей по национальному принципу. Это не комильфо, это так же неприлично, как класть ноги на стол или сморкаться в ресторанную салфетку. Понимание этой простой, в сущности, вещи дает греческому обществу своего рода прививку от ксенофобии - болезни, которую можно предупредить, но так трудно лечить. Благодаря этой прививке греческое общество может преодолеть опасность ксенофобии, постепенно принять иммигрантов и инкорпорировать их, сделать их своими согражданами. Чтобы приобрести согражданина, в нем нужно сначала увидеть человека. Греческое общество уже сейчас неплохо справляется с этим. И этому стоит у греков поучиться.

       
Print version Распечатать