Комиссары науки

Социально-экономические и политические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов естественным образом затронули систему образования и науки, созданную в СССР. С распадом страны и возникновением нового российского государства произошло разрушение единого научно-технического пространства, ряд важнейших направлений НИОКР, сформировавшихся в советский период, остался в странах СНГ и Балтии. В результате в российской науке возникли серьезные структурные диспропорции, обнажились целые научные направления.

За годы реформ произошло кардинальное сокращение государственного финансирования фундаментальных научных исследований. Так, если в 1992 году расходы федерального бюджета по статье "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" составляли 5,99 млрд рублей в постоянных ценах 1991 года (2,43% всех расходов госбюджета и 0,50% ВВП России), то в 2004 году - только 3,80 млрд рублей в ценах 1991 года (1,76% всех расходов госбюджета и 0,28% ВВП России). Негативное влияние такого сокращения на развитие науки было усилено и тем фактом, что в России, в отличие от других развитых стран, до сих пор практически нет иных источников финансирования науки, кроме государственных.

Прямым следствием сокращения расходов на науку явилось резкое изменение структуры текущих затрат научных организаций: практически полностью прекратилось финансирование научных командировок, приобретения научной литературы и оборудования, а основная часть расходов стала приходиться на фонд заработной платы. В наиболее неблагоприятном положении оказались два "полюса" в оплате труда - начинающие молодые ученые и наиболее квалифицированнее научные кадры. Сегодняшний социальный статус научных кадров наибольший протест вызывает у молодых ученых и преподавателей. По оценкам экспертов, среди молодых специалистов, не достигших тридцати лет, надеются уйти на новую работу (вне сектора науки) 17%.

Низкая оплата труда, ухудшение условий работы, практически полная невостребованность результатов научной деятельности в России и другие факторы стали причиной значительного снижения кадрового потенциала российской науки в 90-е годы. Отток специалистов приобрел катастрофические масштабы и происходил как за счет "утечки умов" за рубеж, так и в результате перераспределения интеллектуальных ресурсов из сферы науки и образования (так называемая внутренняя "утечка умов") в ненаучные сферы деятельности, главным образом в коммерческие структуры. При этом внутренняя "утечка умов" многократно превышала эмиграцию ученых, а переход ученых в коммерческий сектор, как правило, происходил не по специальности.

Экономический рост, наблюдающийся в России с 1999 года и сопровождающийся ускоренным ростом заработной платы в коммерческом секторе экономики (по сравнению с бюджетным сектором), привел к интенсификации перераспределения интеллектуальных ресурсов в ненаучные сферы деятельности. В целом за 90-е годы сокращение кадров в науке и добровольный их отток в предпринимательский сектор превысил 50%, в том числе в вузовской науке - более 60%. Помимо этого, по различным оценкам, до половины ученых в настоящее время имеют второе место работы, иногда не соответствующее их научному профилю.

В 90-е годы в возрастной структуре ученых произошел сдвиг в сторону зрелых и самых старших возрастов - в связи с тем, что самое значительное снижение численности исследователей наблюдалось в возрастной группе до 30-39 лет, т.е. самом продуктивном с научной точки зрения возрасте. Так, если в начале 90-х годов только 9% исследователей были старше 60 лет, то в начале 2000-х годов - их более 20%, а средний возраст исследователей вырос с 45 лет в 1994 году до 49 лет в 2005-м.

Если сегодняшняя тенденция старения научных кадров сохранится, то к 2015 году средний возраст российских докторов наук составит 70 лет, а кандидатов наук - 56 лет. В 90-е годы произошло сокращение интеллектуальной базы воспроизводства научных кадров, а также нарастание разрыва между разными поколениями исследователей, возникла реальная опасность утраты преемственности в науке и лидирующего положения отечественных научных школ в мировой науке. При этом наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в тех секторах, которые принесли мировое признание российской науке, - это естественно-научные и технические отрасли научного знания.

Все вышеизложенное, наряду с отсутствием до последнего времени четкой государственной стратегии развития российской науки и образования (в том числе и молодежной), объясняет, почему в современной России наука рассматривается молодежью как непрестижная сфера деятельности, а молодые люди, решившие посвятить свою жизнь науке, зачастую воспринимаются сверстниками как неспособные найти себе более "достойную", более оплачиваемую профессию. Так, по данным социологических опросов, только 1% граждан России считают профессию ученого престижной, в то время как в США - более 51% опрашиваемых(1).

Вместе с тем без притока молодежи в сферу научных исследований невозможно обеспечить воспроизводство научных кадров. Системный анализ положения и профессиональной деятельности исследователей и преподавателей высшей школы показывает, что если не принять адекватных мер, то уже через 10-15 лет проводить научные исследования и обеспечивать высшее образование, соответствующее запросам XXI века, в России будет практически некому. Последнее, в свою очередь, приведет к уменьшению российского научно-технического потенциала, и в конечном итоге под угрозу может быть поставлена технологическая и экономическая безопасность страны. В то же время без современного научного сектора Россия не сможет занять достойное место в мировой экономике XXI века, перейти от ренто-ориентированной экономики к экономике, основанной на знаниях.

Таким образом, интересы национальной безопасности России обусловливают важность создания условий для того, чтобы перспективная талантливая молодежь оставалась работать в научном секторе, чтобы научная деятельность стала рассматриваться молодыми как престижная, успешная сфера. Важность этой проблемы неоднократно подчеркивал президент Российской Федерации В.В.Путин.

Так, в выступлении на встрече с членами правительства, руководством Федерального собрания и членами президиума Государственного совета В.В.Путин отмечал, что " нужно сдвинуть с мертвой точки вопрос притока молодежи в науку, дать ей возможность продуктивно заниматься исследовательской деятельностью, получить доступ к управлению наукой"; а в июне 2006 года в приветственном слове участникам VIII Съезда российских ректоров говорил о том, что " очень важно решить задачу притока молодых специалистов в научно-образовательную сферу. Нужно снять все барьеры для карьерного и профессионального роста талантливой молодежи, помочь решению их жилищных и других - конечно, прежде всего материальных - вопросов".

Для выполнения поставленной задачи необходимым представляется разработка комплекса мер государственной политики, направленных на повышение привлекательности научной сферы для молодежи, устранение барьеров, возникающих перед молодыми учеными. Целесообразным представляется также создание специального государственного органа, деятельность которого будет направлена на популяризацию науки в среде молодежи и поддержку деятельности молодых ученых.

Идея создания органа, координирующего деятельность самодеятельных молодежных организаций в сфере науки и образования, была поддержана президентом России на заседании Совета по науке, технологиям и образованию в октябре 2005 года. На этом же заседании рассматривались вопросы создания целостной системы поддержки молодых ученых и специалистов в сфере академической и вузовской науки.

В марте 2007 года во исполнение перечня поручений президента Российской Федерации от 4 августа 2006 г. # Пр-1321 по вопросам эффективного воспроизводства научно-педагогических кадров в рамках Совета по науке, технологиям и образованию при президенте России на правах постоянно действующей комиссии был создан Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах (КС). В состав КС (был введен неформальный возрастной ценз - не старше сорока лет, но для председателя было сделано исключение) вошли 37 молодых ученых и преподавателей, лауреатов различных государственных премий, представляющих Российский союз молодых ученых, Московский университет и другие ведущие вузы страны, исследовательские учреждения РАН, государственные научные центры, регионы с наибольшей концентрацией научно-образовательного потенциала.

Согласно положению о Координационном совете, деятельность его направлена на выработку предложений по актуальным вопросам государственной научно-технической и инновационной политики, государственной политики в области образования, касающихся проблем научно-педагогической молодежи и вопросов воспроизводства научно-педагогических кадров.

Основные задачи Координационного совета заключаются в следующем:

- информирование Совета при президенте по науке, технологиям и образованию о текущей ситуации и перспективах изменений в положении молодых ученых и преподавателей, обеспечении их научной и педагогической деятельности; подготовка ежегодного доклада о положении научно-педагогической молодежи;

- мониторинг и анализ деятельности и проблем в сфере воспроизводства кадрового потенциала в науке и образовании России на всех уровнях (федеральный, региональный, корпоративный);

- выработка предложений и оценка эффективности предпринимаемых государством мер, связанных с выявлением и поддержкой талантливых молодых людей, содействием развитию их способностей и профессиональной подготовки к деятельности в сфере науки и образования, формированием кадрового резерва научно-образовательной сферы, созданием для молодых ученых и специалистов условий, способствующих наиболее полной реализации их профессионального потенциала;

- создание и обеспечение функционирования баз данных перспективных молодых ученых с целью формирования кадрового резерва (в том числе кадрового резерва руководящих кадров) для государственного сектора российского научного, технологического и образовательного комплекса;

- проведение экспертизы федеральной законодательной и нормативно-правовой базы в области государственной научно-технической и инновационной политики, государственной политики в области образования, государственной молодежной политики и подготовка соответствующих предложений в части оценки эффективности системы грантов и других форм государственной поддержки молодых ученых, специалистов и преподавателей и воспроизводства кадрового потенциала науки и образования;

- рассмотрение иных вопросов, относящихся к сфере воспроизводства кадрового потенциала научно-образовательной сферы и научно-технического комплекса и имеющих важное государственное значение, включая дополнительные меры системного характера, а также поддержка молодых ученых и специалистов, например, в рамках приоритетных национальных проектов, вопросы интеграции в этот процесс самодеятельных объединений молодых ученых, специалистов и преподавателей;

- организация и проведение международных научных и общественных форумов молодых ученых, конференций, семинаров и других мероприятий, направленных на повышение эффективности федеральных и региональных программ, касающихся проблем научно-образовательной молодежи, вовлечение ее в решение других проблем федерального и регионального уровня, повышение инновационной активности молодежи;

- информационное и идеологическое обеспечение координации совместной деятельности научно-образовательной молодежи, органов государственной власти и администраций научных и учебных учреждений по популяризации науки и инновационной деятельности среди школьников и молодежи.

22-23 марта 2007 года в Москве состоялось первое заседание Координационного совета. В первый день работы Совета (22 марта) в заседании, проходившем в здании президиума Российской академии наук, приняли участие члены президиума Совета по науке, технологиям и образованию при президенте Российской Федерации, в том числе помощник президента Российской Федерации, секретарь Совета при президенте Джахан Поллыева, министр образования и науки Андрей Фурсенко, вице-президент Российской академии наук, академик Валерий Козлов, ректор Московского университета, академик Виктор Садовничий, ректор Государственного университета - Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, председатель Общественной палаты, академик Евгений Велихов и члены сформированного Координационного совета - представители научной молодежи из пятнадцати городов страны.

В приветственном слове участникам заседания помощник президента Д.Р.Поллыева отметила, что идея создания подобного органа появилась еще полтора года назад, но понадобилось время, чтобы претворить ее в жизнь. Джахан Реджеповна подчеркнула, что проблема сохранения и воспроизводства научного потенциала России является одной из основных для российской науки, и если не начать решать ее сейчас, кризис будет уже практически невозможно предотвратить.

Министр А.А.Фурсенко обратил внимание на важность участия членов КС в реализации ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2008-2012 годы, призвал молодых коллег к активной дискуссии. В дальнейших выступлениях члены президиума президентского Совета по науке, образованию и технологии отмечали различные актуальные направления деятельности Координационного совета, связанные с привлечением молодежи в науку и деятельностью молодых ученых.

Так, президент Российского союза ректоров, ректор МГУ, академик В.А.Садовничий отметил необходимость активизации механизмом поиска талантливой молодежи и поддержки молодых ученых. Было отмечено, что Координационный совет призван стать не просто "молодежной секцией" президентского Совета по науке, технологиям и образованию, а эффективным каналом обратной связи, по которому должен осуществляться мониторинг результативности предпринимаемых государством и научным сообществом мер по воспроизводству кадров научно-образовательной сферы.

Затем слово было предоставлено "молодым". В своих выступлениях члены Координационного совета обрисовали основные болевые точки молодежной науки и сформулировали главные направления деятельности Совета: Евгений Онищенко - проблема развития института экспертизы грантов и конкурсов; Евгений Высоцкий -региональные проблемы развития молодежной науки; Виталий Аверьянов - ключевые задачи функционирования Координационного совета; Андрей Тамонов - возможные пути решения социально-жилищных проблем молодых ученых; Василий Попов - проблема привлечения преподавателей к научной работе; Иван Алешковский -необходимость популяризации науки в среде молодежи и школьников.

23 марта в Интеллектуальном центре - фундаментальной библиотеке Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова - продолжилось организационное заседание Координационного совета, на котором было принято Положение о Координационном совете; был определен план работы на ближайшие три месяца и на 2007 год в целом, сформировано Бюро Координационного совета; образованы рабочие группы по приоритетным направлениям деятельности КС.

Председателем Координационного совета является профессор, лауреат Государственной премии России в области науки и технологий, доктор исторических наук Наталья Викторовна Полосьмак. Заместителями председателя Совета назначены президент Российского союза молодых ученых, профессор, доктор биологических наук Василий Николаевич Попов и ученый секретарь Отделения историко-филологических наук РАН, кандидат исторических наук Андрей Евгеньевич Петров, ответственным секретарем - председатель Молодежного совета МГУ, координационного совета Содружества студенческих и молодежных организаций, кандидат биологических наук Илья Вячеславович Ильин.

В состав Бюро Координационного совета были избраны председатель, заместители председателя и ответственный секретарь КС, а также координаторы шести сформированных рабочих групп: Андреев Алексей Игоревич (координатор организационно-информационной рабочей группы, ст. преподаватель МГУ им. М.В.Ломоносова, ответственный секретарь Международного молодежного научного форума "Ломоносов"); Алешковский Иван Андреевич (координатор рабочей группы по содействию популяризации науки и развитию системы олимпиад, конкурсов и конференций студентов и школьников, ассистент МГУ им. М.В.Ломоносова, ответственный секретарь Центрального исполкома Ассоциации демографического образования стран СНГ); Щеглов Александр Владимирович (координатор рабочей группы по мониторингу и анализу положения научно-педагогической молодежи, ст. научный сотрудник МГУ им. М.В.Ломоносова, председатель совета Российского союза молодых ученых); Тамонов Андрей Владимирович (координатор рабочей группы по вопросам обеспечения жильем и социальной поддержки молодых ученых и специалистов, научный сотрудник Объединенного института ядерных исследований, Дубна, Московская область); Измоденов Владислав Валерьевич (координатор экспертной рабочей группы, заведующий лабораторией Института космических исследований РАН, Москва); Онищенко Евгений Евгеньевич (координатор рабочей группы по развитию системы грантовой поддержки научно-педагогической молодежи, мл. научный сотрудник Физического института РАН, Москва).

В составе Совета было образовано шесть рабочих групп по приоритетным направлениям деятельности Координационного совета:

1) организационно-информационная группа: создание и поддержка сайта Координационного совета, рассылка официальной информации, организационное и информационное сопровождение работы КС;

2) группа по популяризации науки: выработка рекомендаций по созданию механизмов популяризации научно-педагогической деятельности в среде школьников, студентов и аспирантов, по выявлению и поддержке талантливой молодежи, по поддержке научной работы молодежи; анализ и мониторинг состояния дел в области научной работы школьников, студентов и аспирантов;

3) группа по мониторингу и анализу положения научно-педагогической молодежи: сбор информации от научных организаций и образовательных учреждений, органов государственной власти и местного самоуправления об опыте реализации государственных и прочих программ поддержки молодых ученых и специалистов; разработка методических рекомендаций о масштабировании передового опыта, ознакомление с результатами реализации и выявления "сильных" и "слабых" мест государственных программ при их практической апробации "на местах", формирование экспертной оценки и разработка предложений по совершенствованию и повышению эффективности реализуемых государственных программ и др.

4) группа по вопросам обеспечения жильем и социальной поддержки молодых ученых и специалистов: подготовка предложений по совершенствованию системы социальной поддержки и обеспечения жильем молодых ученых и специалистов, обобщение положительного опыта программ социальной поддержки молодых ученых и специалистов, используемых в научных организациях и образовательных учреждениях, отбор и анализ наиболее интересных и перспективных федеральных, региональных, местных и прочих программ обеспечения жильем с целью последующего более широкого распространения и др.

5) экспертная группа: анализ текущего состояния и проблем в сфере воспроизводства кадрового потенциала в науке и образовании России, подготовка предложений по реформированию системы организации научных исследований, оценка текущего состояния и перспектив различных направлений научных исследований с учетом наличного кадрового потенциала российской науки, проведение экспертных аналитических работ по поручениям Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию и Администрации президента Российской Федерации.

6) группа по развитию системы грантовой поддержки научно-педагогической молодежи: проведение экспертизы федеральной законодательной и нормативно-правовой базы в области государственной научно-технической и инновационной политики, государственной политики в области образования, государственной молодежной политики в части оценки эффективности системы конкурсов, грантов и других форм государственной поддержки молодых ученых, специалистов и преподавателей; разработка предложений по совершенствованию механизмов проведения конкурсов и организации научной экспертизы в процессе реализации государственной политики в области поддержки молодых ученых и специалистов, в том числе - предложений по совершенствованию системы грантов президента РФ для молодых ученых, а также выработка рекомендаций по проведению конкурсов в рамках ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России".

Работа Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах только начинается. Мы будем рады всем конструктивным предложениям в области анализа упомянутых выше проблем, входящих в сферу компетенции Совета. Просим присылать ваши предложения на адреса: yesc@yandex.ru; ks@studunion.ru.

Примечание:

1. Как показал проведенный в июне 2005 года опрос ВЦИОМ, 28% респондентов считают наиболее престижной в настоящее время работу специалиста в юридической сфере (юрист, адвокат, прокурор); далее следуют экономисты и финансисты (полагают, что эти профессии сегодня престижны, по 20% опрошенных), медики (11%); работники банковской сферы; предприниматели, бизнесмены (по 10%); ценится также работа госслужащего и управленца, менеджера в негосударственном секторе (по 7%); не пользуются престижем профессии ученого и работника сельского хозяйства (по 1%).

       
Print version Распечатать