Как учить элиту?

Получив предложение подумать о том, что происходит с некогда считавшимися лучшими российскими школами, я внутренне долго сопротивлялся самой формулировке темы. Ведь надо себе самому вначале ответить на вопрос: что сегодня считать элитными школами и элитным образованием? 1

Это школы, где "выращивается" элита, или школы, где "обслуживаются" дети элиты? Первое различение - между элитными и элитарными.

Если мы озабочены неважными результатами, в частности в международных исследованиях, показывающих четкую тенденцию уменьшения процента российских школьников, успешно решающих задачи самой высокой сложности, то, наверное, надо обсуждать вопросы специфики работы с сильными учениками.

Если мы озабочены общим снижением уровня подготовки абитуриентов, о чем все время говорят преподаватели вузов, то в условиях "всеобщего высшего образования" и фактического отсутствия "фильтра" между средним и высшим образованием, говорить о какой-либо "элите" не приходится. Или стоит понять, что будущая элита там, где сегодня самые большие конкурсы. Именно здесь отбираются те, кто "конкурентоустойчив", кто в ближайшие 10-15 лет окажется на самых престижных местах. А самые большие конкурсы сейчас в школу ФСБ...

Если мы озабочены вопросами безопасности, удобства, обеспеченности конкретных школ, то это "не про образование"... Это, скорее, про иллюзии родителей.

Второе различение - между элитным и массовым образованием. Еще несколько лет назад это различение лежало в плоскости специализации школы: физико-математические, языковые отличались от общеобразовательных - в этом, наверное, и заключалась элитарность. Складывается впечатление, что сегодня лицеев, гимназий, школ с каким-либо углублением в стране чуть ли не больше, чем общеобразовательных. Какой тип школы теперь считается массовым? Некоторые умные директора рекламу школы строят теперь на том, что она самая что ни на есть общеобразовательная... Срабатывает.

К тому же в ситуации, когда вводится профильная школа, вроде бы различие между массовой и специальной нивелируется.

Последние исследования подтверждают тот факт, что различия в результатах обучения между "обычными" и "особенными" школами становятся все меньше. Мы потихоньку приближаемся к ситуации, характерной для лучших по уровню развития образования странам (Финляндии, Японии), где индивидуальная разница в результатах обучения между учениками значимее, чем между школами.

И, наконец, что такое элита в современном российском понимании? Какие черты, помимо чувства избранности, характерны для этой группы? Хотя, надо думать, ощущение избранности есть ментальная черта всех, кто прочитал больше одной книжки в своей жизни и сейчас просматривает материалы РЖ. А куда девать святую веру в Третий Рим, убежденность в особой креативности и алкоголеустойчивости, разговоры о "загадочной русской душе", о 1/6 части суши и прочие основания для чувства особости?..

И все же есть некоторые различия между школами, которые оставляют надежду на сохранение идеи образования. Различие весьма шаткое, нечеткое и сложно уловимое. Год назад в рамках очередного проекта мы беседовали со студентами Новгородского университета и интересовались разными вопросами их университетской жизни. Так как дело происходило на территории школы, которую они закончили два года назад, студенты с жаром рассказывали, как их хорошо подготовили к приемным экзаменам и как замечательно работает профильное обучение в родной школе. Когда же зашел разговор о том, легко ли им учится в самом университете, то ребята признались, что те однокурсники, которые окончили гимназию, учатся легче и успешнее. Причем объясняли они это тем, что выпускники гимназии имеют более широкую "культурологическую" (так они это назвали) подготовку. Вступительные экзамены они сдавали также с теми же результатами.

Различие между школами находится, возможно, на зыбкой границе между идеей подготовки и идеей образования. Подготовка школьника в рамках достаточно узкого профиля к конкретным испытаниям и поступлению в вуз уже стало массовой специализацией для учителей и школ. Освоение же общего способа деятельности и одновременно определенной области знания осталось уделом немногих. В результате разная работоспособность, разная мотивация, разные способы самопредъявления отличают тех, кто успешно закончил редкие "элитные" учебные заведения от тех, кто столь же успешно закончил современную массовую школу. Кому-то, возможно, повезло...

Примечания:

1Элитарная культура (от франц. elite - отборное, выбранное, лучшее) - субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Апеллируя к избранному меньшинству своих субъектов, как правило являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае, круг тех и других почти совпадает), э. к. сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре в широком смысле (во всех ее исторических и типологических разновидностях - фольклору, народной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса, государства в целом, культурной индустрии технократического общества XX в. и т.п.). Элитарная культура (научное определение).

       
Print version Распечатать