Идеологи волчьего закона

От редакции. Конституция РФ провозглашает, что Россия – демократическое, правовое государство. Это означает, что защита «Прав человека» должна быть основополагающим императивом российской власти. Однако в те моменты, когда властные структуры выступают в защиту «прав человека», в частности права человека на свободу, общество ополчается против государства, усматривая в его действиях скрытую и не очень приятную подоплеку. Так произошло с делом Егора Бычкова, врача-нарколога, которого определенный сегмент российской общественности считает пострадавшим от карательных действий государства истинным сторонником свободы человека.

Иными слова, в общественном сознании россиян произошла определенная инверсия – человек, лишавший людей свободы, воспринимается как истинный борец за свободу. Однако, возможно, эта инверсия в скором времени будет преодолена благодаря деятельности «либертарианцев» – современных наследников классического либерализма, утверждавшего в качестве главной ценности ту самую свободу, за которую ныне страдает Егор Бычков. Это пока не очень влиятельное движение постепенно набирает силу. У них уже есть своя партия, свой сайт, а воздействие этого движения на наиболее активный сегмент российского общества, пользователей «Живого журнала», трудно переоценить. «Русский журнал» решил познакомить своих читателей с теми, кто, вероятно, завтра будет определять политическую повестку дня. Но поскольку в России либертарианцы существуют, есть здесь и их противники. Одним из них является Алексей Савватеев, ведущий научный сотрудник Центрального экономико-математического института, директор Центра Дополнительного Профессионального Образования при РЭШ.

* * *

Всякая теория разрастается, обрастая мякотью, вокруг определённой идеологической установки. По сути дела, теория есть умное оправдание идеологии, подведение под неё научного фундамента. Мы можем найти много разновидностей и ветвей либертарианства, и если мы станем критиковать ту или иную ветвь в отдельности, то тут же найдутся "умники", которые нам укажут на пробелы в образовании, а также на то, что "далеко не все либертарианцы придерживаются этих взглядов". Поэтому я буду говорить об идеологическом ядре этого течения, в том виде, в каком я это ядро вижу.

Итак, принято считать, что либертарианцы – это люди, провозглашающие доктрину исключения (полного или почти полного) государства из экономики: рынок решает все вопросы эффективнее. Говоря более общо, либертарианцы предлагают невмешательство в социальные процессы. Однако как только мы "пройдёмся по дискурсу", мы увидим, что в тех случаях, когда рынок совершенно откровенно "проваливается", адепты либертарианской идеологической установки всё равно находят тому оправдание, вот например такое: "Рынок уничтожил науку в 1990-х годах, и правильно сделал – туда ей и дорога".

Ещё несколько примеров чисто либертарианских по духу мировоззрений:

- Проблемы наркомании нет, есть естественный отбор. То же с алкоголизмом;

- Проблемы вымирания периферийных городов нет, это просто экономика приказывает им всем самоликвидироваться, ибо они неэффективны;

- Проблемы угрозы целостности России нет, если Россия развалится – значит таковы были законы политического рынка;

- Проблемы отношений мигрантов и коренного населения нет, если мигранты вытеснят коренное население, если умрёт культура, которая была взращиваема веками, значит, так тому и суждено быть;

- Музеи, джаз-клубы и кружки по интересам в рыночной системе должны конкурировать на общих основаниях с казино и супермаркетами, и если они не выдержат конкуренции, то значит таков закон рынка.

По сути дела, идеология либертарианства – это идеология закона джунглей, волчьего закона, при котором "волк – санитар леса". Я бы сказал так: это верование, вера в то, что человек может полностью снять с себя ответственность за происходящие в мире процессы, самоустраниться от решения глобальных проблем. Мнение о том, что рыночный капитализм нарушает права человека в гораздо большей степени, чем государственный социализм, на мой взгляд, абсолютно справедливо, и я его полностью поддерживаю!

Моё отношение к подобной идеологии диктуется моей собственной жизненной установкой, а именно моей приверженности ценностям русской православной цивилизации. В частности, Россия в лице каждого её патриота несёт осознанную ответственность не только за нормальное течение жизни в ней самой, но и за сохранение традиционных ценностей православия.

Россия не просто может, а должна вмешиваться в те процессы, которые очевидным образом наносят невосполнимый ущерб традиционным ценностям и угрожают нашему жизненному укладу.

Хуже всего не открытое противостояние идеологий и течений, а попытка скрыть истинные намерения и устремления за "расплывчатыми фразами". Поэтому идеология либертарианства – это то, что не должно игнорироваться, мы должны "знать врага в лицо". С либертарианцами нужно вести диалог, постоянно вынуждая их озвучить свою истинную позицию в максимально жёсткой форме. Тогда "слушатели" такого спора, наши многочисленные судьи среди молодёжи в том числе, сами смогут определиться, "за кем им идти"!

В Соединенных Штатах Америки либертарианское движение влиятельно. Российское либертарианское движение пока делает первые шаги. Существуют ли в России предпосылки превращения либертарианского движения во влиятельное политическое и интеллектуальное движение? Существуют, и нам надо быть начеку – уметь этому противостоять!

       
Print version Распечатать