"Хорошо, что Астана имеет "евразийский" архитектурный облик..."

Нурсултан Назарбаев, президент Казахстана, в декабре прошлого года на встрече со студентами и преподавателями МГИМО так описывал возникновение проекта "Астана": "1994 год. Нищета. Учителям и врачам не платят зарплату. Пенсионерам - пенсию. Магазины пустые. Инфляция 50% в месяц. Я выступаю в парламенте с проектом переноса столицы. А там: наверное, ненормальный он! В такое время предлагать такие затратные проекты! Я говорю, что затраты будут только на переселение. Остальное - основные активы Казахстана. Мы построим новый город! Территория города выросла в пятнадцать раз. Население - 700 000 человек. Ежегодно осваивается до 5 млрд американских долларов. Начали с того, что построили университет. Построили медицинский кластер - самый лучший, современный. И город весь строится по единому проекту. В этом году вокруг города мы высадили 50 гектаров леса. И в следующем году отмечаем десятилетие новой столицы".

Прошло полгода. Накануне празднования десятилетия Астаны и работы 17-й сессии Межпарламентской ассамблеи ОБСЕ, юбилейной сессии Международной ассамблеи столиц и крупных городов стран СНГ, которые тоже пройдут в казахстанской столице, мэр Астаны Имангали Тасмагамбетов дал интервью "Русскому журналу".

"Русский журнал": Имангали Нургалиевич, есть такая точка зрения, что перенос столицы - это в большей степени удовлетворение политических амбиций президента Назарбаева. Зачем был нужен такой шаг?

Имангали Тасмагамбетов: Это не удовлетворение президентских амбиций. С точки зрения карьерного роста - это был, скорее, политический риск для президента страны. С точки зрения сохранения государственности Казахстана - единственно верный шаг. Перенос свершился в 1997 году, когда лишь только обозначились признаки экономической стабилизации после распада союзного государства и небывалой разрухи. Обстановка на тот момент была крайне тяжелой.

РЖ: В таком случае как же удалось переломить ситуацию?

И.Т.: Во-первых, это беспрецедентная поддержка личности Назарбаева и его политики со стороны казахстанцев. Во-вторых, в то время была принята долгосрочная стратегия развития до 2030 года. Народу Казахстана дали понять, что правительство мыслит стратегическими категориями. В-третьих, сама трактовка переноса была железно аргументирована. Например, всем было ясно, Алма-Ата уже не справляется с задачами, стоящими перед столицей государства. В то время изменилась ситуация с внутренней миграцией. Сельское население, особенно в перенаселенных южных аграрных регионах, стало активнее мигрировать в крупные города. Алма-Ата не справлялась с мигрантами. Городу некуда было расти. Новая столица должна была перераспределить миграционные потоки и снизить урбанизационную нагрузку на Алма-Ату. И наконец, был еще один важный момент: казахи никогда сами не имели возможности принимать решения о местонахождении столицы, - это делало за них союзное руководство. Поэтому решение, где быть главному городу страны, стало, конечно, историческим этапом в окончательном формировании государственности и этноса.

РЖ: В России существует такая точка зрения, что Астана - новый город, выросший в степи. Здесь раньше ничего не было. Это так?

И.Т.: Нет, это не так. Столица наша стоит на святой для казахов земле и имеет солидную историю. В этих местах жил великий собиратель казахских земель хан Тауке. Посетив его, русские послы впервые описали стоявший здесь город. А в середине XIX века уже появилось описание Акмолы. В советские годы Акмолинской области было суждено стать центром целинного края, где началось масштабное строительство Целинограда, как с того времени стала называться Акмола.

А вот все, что вы видите на левом берегу Ишима, построено практически, как вы говорите, в степи.

РЖ: Казахи никогда не принимали решения о своей столице, и у них было несколько столиц. Так, может, и Астана еще не окончательное решение?

И.Т.: Действительно, в XX веке столицами Казахстана были Оренбург, Кызылорда и Алма-Ата. Выбрать столицу было достаточно непросто. Поиск оптимального места для главного города страны занял некоторое время и проходил по 32 параметрам. Всем этим требованиям отвечала Астана, на нее и пал выбор.

Что же касается перспектив новых казахстанских столиц, не берусь делать долгосрочных прогнозов, но ничто не вечно под Луной. Будущее покажет. Когда только обсуждалась будущая столица, некоторые креативные головы выдвигали идею, чтобы каждый областной центр Казахстана периодически становился столицей Казахстана. Аргументировали, что тогда все наши региональные диспропорции развития сразу исчезнут. Но Астана преподнесла всем неожиданный сюрприз. Случилось так же, как с национальными проектами в России. Российские нацпроекты дали новый импульс развитию разных отраслей. Наши же региональные руководители, видя, как строят в столице, окончательно избавились от своей инерционной психологии и перешли к застройке городов по передовым мировым стандартам. Обновились генеральные планы, и в Казахстане начался настоящий строительный бум. Поэтому недалеко то время, когда жизнь в провинции будет мало чем отличаться от столичной.

РЖ: Строительство столицы - очень дорогое удовольствие. Ощутимо ли это для бюджета страны?

И.Т.: Инвесторы столицы, в особенности иностранные, сразу же позитивно оценили стратегическую перспективу проекта и его экономическую выгоду и начали довольно быстро вкладывать средства в новое строительство. Астана почти с первого дня своего столичного статуса не испытывала проблем с инвестициями.

Но обозначенную вами проблему можно оценивать и с другой точки зрения. Столичное строительство - это масштаб. Это огромное количество рабочих мест, небывалое развитие строительной индустрии и целого комплекса связанных с ним производств. Причем здесь ведь не только строительство как таковое, но и реструктуризация товаро- и пассажиропотоков, и создание новых предприятий крупного, среднего и малого бизнеса, работающих на Астану, и новая бизнес-специфика близлежащих регионов.

РЖ: Считается, что экономика Казахстана растет в большей степени за счет продажи природных ресурсов. Судя по вашим словам, Астана дает какой-то импульс росту промышленности в целом?

И.Т.: Конечно. Астана - национальный стратегический проект развития страны в целом. Приведу лишь один пример, чтобы вам было понятно: в крупнейшем мегаполисе Казахстана Алма-Ате работают два асфальтобетонных завода. В Астане их сегодня уже четырнадцать! Объем рынка требует такое количество? Да. Но уверен, что такого объема асфальтирования в Астане нет, продукция отсюда расходится на всю страну и даже, не исключено, в Россию. Но это я привел только один пример. Их значительно больше. В Казахстане экономика растет не только благодаря нефти и металлам. Наши стимулы роста - это еще и обозначившиеся растущие производства.

РЖ: Президента Нурсултана Назарбаева считают главным "архитектором Астаны". В народе говорят, чуть ли не каждый новый объект он принимает сам лично?

И.Т.: Действительно, он принимает объекты лично. Это не означает, что он не доверяет членам правительства или городским властям, нет. Просто президент подошел к строительству Астаны так же основательно, как к каждому своему стратегическому проекту. Примерно таким же образом он контролирует каждую стратегическую программу, хотя об этом известно не всем.

Просто безмерно высока степень ответственности Нурсултана Абишевича за страну.

РЖ: Имангали Нургалиевич, вы ведь стали мэром относительно недавно. Говорят, что ваше назначение напрямую связано с празднованием десятилетия Астаны.

И.Т.: Юбилей столицы, действительно, имеет особый статус. В период торжеств состоится множество важных встреч на самом высоком уровне. В рамках юбилейных мероприятий пройдет крупный Международный форум МАГ (Международная ассамблея крупных городов и столиц мира), куда съедутся мэры более 117 городов. На наше торжество приедет и президент России Дмитрий Медведев. Всего ожидается около 10 тысяч гостей. Но работа мэра не заключается только в организации праздничных мероприятий. Дальше мэра ждет рутинная работа. Мое назначение - обычная кадровая ротация.

РЖ: Это правда, что вы каждый вечер лично инспектируете стройки Астаны?

И.Т.: Правда. Во-первых, город не такой уж большой. Во-вторых, я не люблю ездить с охраной. В-третьих, как оказалось, такие меры дисциплинируют народ.

РЖ: Ваши инспекторы службы дорожной полиции вас знают? Останавливали хоть раз?

И.Т.: Знают в лицо. И однажды меня остановили, хотя я ничего не нарушил. Я тогда спросил инспектора: "Почему остановили?" Инспектор замялся: "Проверка!" Чего проверяли, внятно объяснить так и не смог. Пришлось провести профилактическую работу с начальством этого инспектора. Наша цель прозаична - желательно, чтобы мы работу дорожной полиции не замечали. Но когда в дорогах случаются серьезные нарушения - они мгновенно появлялись.

РЖ: Говорят, вы планируете удивить гостей форума ноу-хау, которые уже используются при строительстве Астаны.

И.Т.: Казахстан, так же как и Россия, пополняющая бюджет страны в основном за счет продажи природных ресурсов за рубеж, пытается каким-то образом переломить эту ситуацию. И в этом смысле интересы наших стран совпадают. Поэтому мы придаем большое значение сотрудничеству РК и РФ по вопросу нанотехнологий. У нас уже появляются некоторые уникальные объекты, которые в полной мере используют достижения современных технологий.

Например, на базе астанинской ТЭЦ мы строим завод тепловых насосов, который позволит отапливать почти половину города бесплатно. В ближайшее время будут внедрены новые мембранные технологии очистки сточных вод и построена ветряная электростанция, которые тоже призваны решить проблемы города. Мы уже создаем самую настоящую экосистему. Астана была расположена практически в голой степи. Здесь буйствовали ветра. В этой голой степи вокруг Астаны мы посадили 40 тысяч гектаров леса. В перспективе искусственная лесополоса должна соединиться с Боровской курортной зоной, изменив тем самым весь микроклимат города. Он станет мягче. Здесь будут цвести сады, круглый год будут стоять зелеными деревья, и будет оставаться теплой вода в строящемся уже сегодня уникальном комплексе Хан-Шатыр, этаком городе в городе. Лютой зимой люди смогут греться на "морском побережье".

РЖ: Ваш город планировали знаменитые зарубежные архитекторы. И прежде всего японский архитектор Кисе Курокава, к сожалению, недавно умерший?

И.Т.: Да. В 1998 году правительство провело специальный тендер на лучшее архитектурное решение облика столицы. В нем приняли участие около сорока всемирно известных архитекторов и градостроителей. Принимали участие и российские компании. Все проекты так или иначе обыгрывали тему евразийства. Первый приз был присужден проекту, подготовленному японским архитектором Кисе Курокава. Он предлагал схему всестороннего развития Астаны, основанную на архитектурно-градостроительном мышлении, главными направлениями которого являются симбиоз, "метаболизм" и абстрактный символизм. Астана задумана как город-символ. Она рождена в симбиозе истории прежней Акмолы и недавно построенного города.

РЖ: Побывав в Астане, гость должен себя ощутить и на Востоке, и на Западе одновременно? Как-то эклектично, не правда ли?

И.Т.: Во-первых, хорошо, если эта евразийская задумка нам удалась и вы это ощущаете. Во-вторых, к вопросу об эклектике архитектуры Астаны я отношусь философски. Главное, что есть предмет для обсуждения, и если город вызывает споры, это положительный момент. Значит, он все-таки уникален.

РЖ: Опять же я читала вашей прессе, что значительная часть интеллигенции не захотела в период переезда покинуть Алма-Ату. Как же сегодня формируется культурная среда города?

И.Т.: Вспомните, когда столица России переехала из Санкт-Петербурга в Москву? А до сих пор Санкт-Петербург называют второй, духовной столицей России. Там остались корни творческой интеллигенции России. Поэтому что говорить о нашем случае?

Что же касается культурной среды Астаны, то ведь она не формируется сразу по общему заказу или желанию. Необходимо, чтобы прошло какое-то время, состоялся этот самый новый социум, создалась новая творческая прослойка. И здесь недостаточно только пригласить из Алма-Аты писателей и артистов, обеспечить их жильем и работой. Отнюдь? Задача сложная, ее надо решать в комплексе.

Сейчас идет начальный этап становления нового столичного менталитета жителей Астаны. Для многих из них, приехавших сюда жить и работать со всех регионов Казахстана, стоит задача создания нормальных условий для своего достойного проживания. Только после этого придет необходимость духовного развития. А мы должны думать о создании этой городской культуры постоянно.

Беседовала Наталья Степашина

       
Print version Распечатать