"Холокост был не единственным геноцидом в истории, но уникальность его в том, что он произошел в самом сердце "просвещенного" мира..."

В среду, 5 сентября, в Музее Сахарова в Москве открывается выставка, посвященная Раулю Валленбергу - шведскому дипломату, спасшему десятки тысяч венгерских евреев во время Второй мировой войны и пропавшему без вести в советской тюрьме. Накануне открытия выставки "Русский журнал" беседует с ее организатором, директором Еврейского музея в Стокгольме Ивонн Якобсон.

"Русский журнал": Ивонн, расскажите, пожалуйста, как и когда появилась идея выставки, посвященной Раулю Валленбергу? Каковы ее цели?

Ивонн Якобсон: Идея зародилась после атаки на Всемирный торговый центр 11 сентября 2001 года, когда мы поняли, что мир стал намного "холоднее", что он расколот на части. И я решила, что наш долг - найти человека, который мог бы послужить ролевой моделью для молодежи, - человека, ставшего известным благодаря добру, которое он сделал для других людей. Естественно, одним из первых на ум пришло имя Рауля Валленберга, и, как ни странно, оказалось, что в Швеции никогда не проводилось больших выставок, посвященных ему.

Конечно, мы хотим рассказать о жизни Рауля Валленберга. Но, может быть, в еще большей степени мы хотим рассказать о его эволюции, о том, что сделало его тем Валленбергом, которого мы знаем. Для понимания пути Валленберга очень важно, например, свидетельство Алисы Бройэр, венгерской еврейки, которую он спас дважды (мы рассказываем об этом на выставке). Сначала он выдал ей паспорт, сделавший ее шведской гражданкой. Но это не помогло, ее вывезли на берег Дуная и должны были расстрелять. Валленберг примчался туда и спас ее, когда она уже стояла раздетой среди других жертв в ожидании казни. И Алиса отмечает разницу между тем дипломатом, которого она видела, когда он сидел в офисе и выдавал документы, и человеком, готовым рисковать жизнью, чтобы спасти жизни других людей.

Мы пытаемся показать человека, который не боялся брать на себя ответственность, делать выбор, принимать свои собственные решения. Ведь Валленберг был шведским аристократом, ужасы войны касались его в очень малой степени. Но он добровольно покинул Швецию и уехал в воюющую Европу, чтобы спасать евреев. То есть это был человек, показавший пример преодоления границ - государственных, национальных, сословных. И если мы выучим уроки Валленберга, если перестанем преувеличивать значение разъединяющих нас барьеров и научимся действовать, не дожидаясь, пока другие сделают что-то за нас, - может, тогда мир станет более пригоден для жизни.

РЖ: Где еще побывала выставка, кроме Швеции и России?

И.Я.: В течение года она экспонировалась в нашем музее, затем в Южной Швеции, после чего мы начали тур по Восточной Европе. Мы показывали ее в Киеве, Львове, Варшаве, в Банья-Луке (Босния), в Бухаресте и, конечно же, в Будапеште. Сразу после Москвы, где мы пробудем около шести недель, мы планируем развернуть эту экспозицию в Петербурге.

РЖ: В рамках выставки в четверг, 6 сентября, здесь же, в Музее Сахарова, состоится семинар для школьных учителей "Рассказывать о Холокосте". А как быть с феноменом "усталости от Холокоста"? Как преодолевать психологический барьер, когда люди говорят: "Хватит, мы не хотим больше слышать об этих ужасах"?

И.Я.: Я думаю, что при разговоре о Холокосте большое значение имеет число жертв. Надо донести до сознания слушателей эту цифру: шесть миллионов. С другой стороны, рассказ о Холокосте - это рассказ о людях, которые оказались в худшей ситуации из всех возможных. И тут важно показать, как постепенно возраставшие ненависть и отчуждение привели в конце концов к появлению индустрии убийств. Ведь все начиналось с нелепых запретов - например, евреи не могли покупать хлеб или петь в хоре. Но прошло немного времени, и абсурдные антиеврейские законы стали нормой, люди к ним привыкли, а в результате все закончилось Аушвицем.

Да, по временам у человека возникает желание взглянуть на Холокост как на событие, которое имело место в прошлом, но не может повториться. Однако если мы посмотрим на историю последних лет, то увидим немало подобных трагедий, будь то резня в Руанде или массовые убийства в Кампучии. Так что изучение Холокоста важно еще и как возможность заострить внимание на том, что происходит сегодня вокруг нас. Из истории нацистской Германии можно извлечь множество актуальных уроков: как политики манипулируют массами, как те или иные группы людей становятся неприкасаемыми и, наоборот, как обычный человек в пограничной ситуации начинает вести себя как герой и становится героем.

РЖ: А что, по вашему мнению, важнее: подчеркнуть уникальность Холокоста или показать его как пример "геноцида вообще"?

И.Я.: И то и другое. Холокост был не единственным геноцидом в истории, но уникальность его в том, что он произошел в самом сердце "просвещенного" мира. Не случайно евреи до последнего не верили, что дело может дойти до массовых убийств, им казалось, что это безумие.

РЖ:С какими трудностями сталкивается учитель, пытающийся рассказать детям о Холокосте?

И.Я.: Мне трудно говорить о России, но в Швеции, как и в других европейских странах, в школах учится много новых эмигрантов. Это дети из Боснии, из Африки, носители собственного ужасного опыта, собственных психологических травм. Им кажется, что Холокост - мелочь по сравнению с тем, что пережили они. Но Холокост с его душегубками, с его техническим "совершенством", с полным расчеловечиванием палачей имеет свои особенности, и важно донести это до учеников.

РЖ: А как вы относитесь к утверждению, что современная культура, с ее стремлением к тотальному упрощению, не имеет адекватного языка для разговора о Холокосте?

И.Я.: На Западе существует множество фильмов и романов о Холокосте. Но, конечно, ни один режиссер, ни один писатель не может передать и малую долю того ужаса, каким был Холокост на самом деле. Поэтому для понимания его особенно важны мемуары выживших, свидетельства людей, которые описывают свой собственный опыт. Проблема в том, что таких свидетелей становится все меньше. Поэтому в Швеции, например, действует специальная программа, в рамках которой пережившие Холокост рассказывают о нем представителям третьего поколения, своим условным "правнукам", и те становятся носителями непосредственного знания о Холокосте.

РЖ: Как вы считаете, велика ли вероятность, что мы когда-нибудь узнаем правду о смерти Валленберга?

И.Я.: Валленберг был арестован сотрудниками НКВД в Будапеште 17 января 1945 года и увезен в Советский Союз. Мы можем проследить его судьбу до 1947 года, но дальше следы теряются, нам не известно ничего достоверного. Однако мы избегаем говорить о его смерти - сейчас ему должно быть 95 лет, но у нас нет доказательств, что он мертв.

В 2001 году совместная шведско-российская группа изучала документы по "делу Валленберга". И шведская сторона пришла к выводу, что поскольку нет свидетельств о его смерти, то следует надеяться, что он жив, и продолжать розыск. А российская сторона сказала: так как нет данных, что он жив, давайте считать, что он умер. Оба вывода весьма логичны, но нетрудно заметить разницу в подходах.

Кстати, существовала еще одна комиссия, работавшая в Швеции. Она изучала документы шведского МИДа, и по итогам ее работы было установлено, что семь чиновников МИДа, в том числе двое министров иностранных дел Швеции, не сделали всего от них зависящего для выяснения судьбы Валленберга.

Беседовал Михаил Эдельштейн

       
Print version Распечатать