Гражданственность альтернативы

Пять сотен проходящих альтернативную службу на всю страну при тысячах тайных и явных уклонистов - не означает ли это кризис альтернативной гражданской службы в целом? В чем дело?

Нужна ли стране трудовая армия?

Введение альтернативной гражданской службы (АГС) отнюдь не новация. Это реставрация давних российских политических традиций.

Освобождение от военной службы по религиозным убеждениям и замена ее трудовой повинностью было введено в России еще в XVIII веке при Екатерине II и применялось в течение всего дореволюционного периода.

Из советских времен можно напомнить о трудовых армиях, формированиях, использовавшихся в 20-е годы прошлого века для подъема народного хозяйства, о "трудармейцах" в начале Великой Отечественной и после нее. Правда, к этому времени альтернативная служба в нашей стране была отменена. Кстати, сначала после революции 1917 года Советская Россия наряду с Великобританией (1916) и Данией (1917) стала одной из первых стран, признавших в ХХ веке право на отказ от военной службы. В результате чего был издан декрет от 23 января 1918 года, а впоследствии - декрет от 4 января 1919 года "Об освобождении от воинской повинности". Закон "Об обязательной военной службе" 1925 года и аналогичный закон 1928 года также признавали право граждан на отказ от военной службы по религиозным и иным убеждениям.

В 1927 году было принято новое положение о воинских преступлениях, в котором предусматривалась уголовная ответственность "за уклонение от воинской службы под предлогом религиозных убеждений". С принятием же Закона "О всеобщей воинской обязанности" в 1939 году альтернативная служба юридически была отменена.

Понятно, что принудительное привлечение трудовых ресурсов для решения государственных задач, да еще и с большой экономией для бюджета, характерно для слаборазвитых стран, авторитарных режимов. Пригодны ли "альтернативщики" для такой службы?

Как выглядит альтернативная служба в современном мире?

В Германии местами прохождения АГС являются, как правило, общественные организации и объединения. Прежде всего, благотворительные, объединения по охране окружающей среды и взаимопомощи. Рабочие места также предоставляют разного рода коммуны. Все они берут на себя решение части государственных задач по управлению и регулированию АГС. Альтернативная служба является формой выполнения воинской обязанности признанными отказниками от военной службы по убеждениям.

В Польше закон о гражданской службе 1992 года признает правомочным для сознательного отказа как религиозные, так и моральные убеждения. Законодательство не предусматривает признание права на отказ по убеждениям в военное время. Положительное решение выносится в среднем по 60% заявлений об отказе по убеждениям. Продолжительность альтернативной службы - 24 месяца (9 месяцев - для студентов высшей школы). АГС находится в ведении министерства труда и соцобеспечения в кооперации с органами местной администрации. Она может проходить в здравоохранении, природосберегающих и общественных службах. Большой проблемой в Польше является нехватка рабочих мест для отказников, в частности, из-за того, что зарплату им платит не государство, а работодатели.

В Чехии срок АГС в полтора раза больше срока военной службы. Вопросы альтернативной службы находятся в ведении министерства труда и соцобеспечения, которое кооперируется с местными органами власти. Служба проходит в институтах общественных служб: здравоохранении, программах охраны природы, лесном хозяйстве. Часто альтернативщиков привлекают к муниципальным работам.

В Дании срок альтернативной службы аналогичен сроку военной службы - от 4 до 13 месяцев. АГС находится в ведении министерства внутренних дел. Проходит как в государственных учреждениях, так и в общественных организациях: больницы, уход за детьми и престарелыми, театры и музеи, миротворческие и экологические организации. С 1970 года возможно также добровольное прохождение АГС за рубежом сроком в 2 года; однако широкого распространения этот вид службы не получил.

Российская альтернатива: права и возможности

О необходимости принятия закона заговорили в 1989 году, но только в 2002 году Государственной думой был принят Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе".

Закон устанавливает срок прохождения альтернативной гражданской службы в 3,5 года. Имеется возможность несения альтернативной службы как по территориальному, так и по экстерриториальному признаку. Предусмотрена возможность одновременно с несением альтернативной службы проходить обучение в заочных и вечерних учебных заведениях.

Исполнение Федерального закона РФ об АГС возложено на Министерство обороны (по регистрации призывников), Минздравсоцразвития (по определению профессий и условий труда служащих АГС) и Федеральную службу по труду и занятости, которая непосредственно занимается направлением на АГС. В России ежегодно рассматривается около 3 тысяч обращений по направлению на альтернативную гражданскую службу, а АГС непосредственно проходят 500-600 человек. Со времени действия закона об альтернативной гражданской службе (АГС) прошло три призыва.

Весной 2005 года на АГС пришло лишь 136 человек, а во время осенне-зимнего призыва придет примерно столько же. В то же время российский рынок труда испытывает хронический дефицит рабочей силы в 40 тысяч человек по 300 профессиям на общественно полезных и социально значимых работах.

С 2008 года сроки АГС, как и службы в Вооруженных силах по призыву, будут сокращены вдвое.

Сегодня альтернативная служба, по сути, наказание, назначаемое за легальное уклонение от воинской службы. Именно поэтому никакого престижа и имиджа у "альтернативщиков" нет.

Работа, начатая в прошлом году в рамках Всероссийского информационного форума "Гражданский призыв", - только первая попытка объяснения с обществом и государством по теме альтернативной службы. Организаторы форума - Федеральная служба по труду и занятости, координатор проекта - Международный пресс-клуб, а также привлеченные общественники, в первую очередь российская коалиция общественных организаций "За альтернативную гражданскую службу", совместно ищут пути решения обеих проблем.

Вот совсем свежие новости об альтернативной службе из регионов.

В Северо-Западном федеральном округе альтернативную службу несут 42 человека. В 2005 году в санкт-петербургские организации для прохождения гражданской службы прибыли 6 призывников. Из них 4 призывника из Республики Адыгея, Волгоградской области, Краснодарского края направлены в территориальный центр социального обслуживания Приморского района, один призывник прибыл из Архангельской области на завод им. М.И. Калинина, один был призван из Красногвардейского района и направлен в НИИ скорой помощи.

В Новосибирской области для прохождения АГС в 2004-2005 годах были призваны 13 человек. Сейчас на территории области служат три "альтернативщика". Первоначально молодые люди были устроены санитарами в доме-интернате для престарелых и инвалидов, но через полгода одного из них посадили за руль служебной машины, а другого перевели в котельную. Третий стал работать на должности слесаря-сантехника.

В Нижегородской области альтернативную службу сейчас проходит 22 человека. Со времени действия закона об АГС прошло 4 призыва. Количество желающих служить подобным образом сократилось как в Нижегородской области, так и по всей России. Основными причинами этого являются длительный срок службы - 42 месяца, малопривлекательные условия труда, предлагаемые для альтернативщиков, и низкая заработная плата.

Альтернативную службу в различных регионах проходят 25 жителей Ростовской области. Рабочие места готовы предоставить шесть организаций. Рабочих мест около 50, но все они без предоставления жилья. За два года действия закона в регионе было подано 82 заявления на прохождение АГС, по 71 из которых были приняты положительные решения. Осенью 2004 года было получено 45 заявлений, по всем были приняты положительные решения, однако к прохождению службы приступили только 14 человек.

Лучшее применение для альтернативного потенциала

Какой видится альтернативная служба в идеальном будущем? Отвлечемся от практики, отложим в сторону действующий российский закон со всеми осложняющими его применение поправками. Что такое - выполнение конституционного долга гражданина? Выполнение ли это отраслевых задач, которые ставятся оборонным ведомством, задач, ставящихся, например, в оборонной промышленности, военном строительстве, или все же речь идет об особых формах соучастия в выполнении общенациональных задач?

Присмотримся, например, к американскому опыту приобщения "альтернативщиков" к решению таких задач.

Первой и самой крупной программой гражданской службы в истории США был Гражданский корпус сбережения природных ресурсов (ССС) - 1933-1942 годы. Его задачами были обеспечение рабочих мест для безработной молодежи, перевод денег их семьям и охрана природных ресурсов Америки. Участие было добровольным. На фоне высокой тогда безработицы через 3 месяца 250 000 молодых людей работали в национальных парках и лесохозяйствах. Армия обеспечивала транспорт, провиант, жилье и благоустройство кампусов (трудовых поселений). Департаменты сельского хозяйства и внутренних дел обеспечивали найм, обучение и надзор.

Как пишут эксперты, успех ССС был обусловлен ясным пониманием ее целей и задач - как у участников, так и у "болельщиков". Местные власти принимали участие в выработке локальных проектов ССС (это давало хорошую приспособляемость к местным условиям). Каждый лагерь ССС делал отчисления в местный бюджет. В результате широкой общественной поддержки ССС выработка подобных программ стала неотъемлемой частью американской внутренней политики.

Идея гражданской службы возродилась в США в конце 50-х годов. На этот раз она затронула сферу внешней политики страны. Возникло предложение организовать молодежную службу, которая набирала и обучала бы молодежь для последующей помощи развивающимся странам. Идея учреждения Корпуса Мира пролежала под сукном до 1960 года, когда к ней обратился президент Кеннеди. Он заявил, что трехгодичная служба в Корпусе будет приравнена к двухгодичной службе в армии, что сразу же привлекло к этой идее студенчество и молодежь призывного возраста. В законе1961 года, в частности, подчеркивается, что Корпус Мира образован с целью "способствовать укреплению мира и дружбы путем привлечения к участию в работе в других странах тех американских граждан, кто хотел бы помочь нуждающимся людям в этих странах, используя приобретенные в процессе обучения навыки и знания; способствовать лучшему пониманию американцами идеи служения людям и обществу".

Корпус Мира не является жестко структурированной организацией. Контроль осуществляется только на этапах вербовки, отбора и обучения, а за границей волонтеры работают в качестве обычных служащих в школах, госпиталях, агентствах и т.д.

Ценность приобретенного в рядах Корпуса опыта иллюстрирует отзыв бывшего волонтера: "два года службы в Корпусе дают больше для самообразования, чем четыре года в большом университете".

В работе Корпуса Мира были и слабые места. 90% волонтеров являлись учащимися колледжей. Вместо того чтобы спрашивать, работники каких специальностей требуются в нуждающихся странах, Корпус предлагал для работы имеющихся в наличии специалистов. Волонтеры часто направлялись на работу, для которой у них не было достаточной квалификации.

Как известно, советская пропаганда не жаловала Корпус Мира, называя его скопищем шпионов и диверсантов. Однако, независимо от политических целей, организационный опыт работы двух американских корпусов в своем роде уникален. Перед альтернативными "солдатами" были поставлены масштабные, амбициозные, общенациональные задачи.

Это вовсе не означает, что милосердная работа в сфере медицины, сельского хозяйства или строительства не может быть и масштабной, и амбициозной. Вопрос лишь в том, чтобы решить на государственном уровне задачи правильной организации и управления альтернативной службой, без предубеждения, без предвзятого отношения военного ведомства к выбирающим альтернативную службу.

Российская адаптация альтернативного опыта

Ряд российских экспертов считает, что необходимо, во-первых, максимально открыть доступ в эту сферу для всевозможных "уклонистов". Во-вторых, и это предусмотрено обсуждаемыми ныне поправками к действующему закону, исключить преимущественно экстерриториальный принцип несения службы. В-третьих, создать не только систему профессиональной подготовки в рамках альтернативной службы, но и, как делается в армии, создать возможности для допризывной подготовки к альтернативной службе - для подготовки специалистов, способных не только выполнять черновую, подсобную работу. В-четвертых, существенно расширить круг профессий, предлагаемых для проходящих альтернативную службу. В-пятых, позаботиться о создании для них возможностей как продолжения работы по выбранной на альтернативной службе специальности (после окончания срока службы), так и для обучения, повышения квалификации по ней. И наконец, разработать масштабную программу, предполагающую совместное участие проходящих альтернативную службу в реализации престижных местных или региональных проектов. Только общественно значимые результаты реализации подобных проектов способны доказать обществу, что альтернативная служба в России не бумажный проект, не мечта, а реальный потенциал роста. Собственно, так же, как "альтернативщики", в уточнении задач нуждаются все новые, создающиеся по инициативе государства молодежные движения, занятые пока самопрезентациями, а не общественно полезными делами.

       
Print version Распечатать