Глеб Павловский: СМИ - машина производства безальтернативного мейнстрима

"Российские средства массовой информации никогда не были средствами производства информации, но они всегда привлекали внимание к точкам государственного интереса, СМИ в виде инъекций в массовое сознание - как машина производства безальтернативного мейнстрима", - заявил президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский, открывая вчера, 16 мая, традиционное заседание журналистского клуба "Русского института".

Тринадцатая встреча со студентами факультетов журналистики ведущих вузов Москвы (ВШЭ, МГУ, РГГУ), а также с немецкими гостями из Кёльнского университета была посвящена разговору о либерализации российских СМИ. Дискуссия была вполне в духе заявленной темы: наиболее часто звучали слова "свобода" и "революция".

"Отделить мух от котлет"

Павловский начал с общих вопросов. "Чушь, которая забивает наши головы, - это и есть истина, и это касается не только российских СМИ", - критически отметил он. Далее лектор перешел к теме "российские СМИ как они есть"; стоит сказать, что в большинстве случаев он ссылался на собственный опыт по созданию подобных структур.

По словам Павловского, наш "медиарежим" стал плодом российского медиасообщества, то есть то, что мы имеем, породили мы сами, а никак не "кто-то сверху". "Политика медиасообщества - это политика не Кремля, Кремль - лишь благоприобретатель этой политики", - заметил политолог. Для иллюстрации Глеб Павловский привел факты из недавней истории, когда "машина СМИ" была передана группе лиц в их полное распоряжение. Соответственно, та ситуация, которая сложилась сейчас в российских СМИ, - результат работы тех, кому был доверен "контрольный пакет акций": "СМИ были приватизированы анонимной группой".

"Политика с конца 60-х годов имела цель завладеть СМИ, но нигде нет указания, где бы "машина" подвергалась давлению. В конце 80-х годов "машина" была передана группе лиц - редакторам и журналистам, а десять лет назад закончилась промежуточная власть олигархии и осуществился переход власти к медиаолигархам. Медиасообщество перешло к формированию политики как таковой, с привлечением бизнеса и властей, которые играют в СМИ консультативную роль", - рассказал Павловский.

Сегодня СМИ превратились в "транквилизатор", машину производства атмосферы ангажирования. По словам Павловского, "все вопросы, связанные с развитием СМИ, решают руководители СМИ" - ответственных стоит искать там. "Сегодня СМИ превратились в сверкорпорацию, в некий непрозрачный конгломерат", - заявил Павловский, отметив, что закрытость этого сверхсообщества проявляется еще и в том, что ни одно отечественное СМИ никогда открыто не публиковало свой бюджет.

"СМИ сегодня - это сверхкорпорация, которая располагает своими средствами, и объем этих средств неизвестен", - отметил политолог. Однако все это может иметь и обратную сторону. "В некий момент СМИ смогут быть корпорацией сильнее государства, - предостерег Павловский и заключил: - "Если демонтаж не произойдет, эта пирамида возьмет власть".

"Мы ждем перемен"

Российские СМИ нуждаются в переменах. По словам политолога, средствам информации необходима внутренняя реформа. Но возможна ли она внутри массмедиа? Может ли руководство медиасообщества выступать субъектом либерализации? Глеб Павловский считает, что нет, так как медиасообщество не владеет собственностью и кадрами. Однако не все так пессимистично, как может показаться на первый взгляд.

Есть некие пути выхода из этой ситуации - в частности, одним из "спасательных кругов" может стать интернет.

Интернет осваивает СМИ быстрее, чем массмедиа. В интернете, таким образом, возникает новая индустрия событий, где потребитель формирует собственный информационный пакет. "Потребителя не интересует информация, в которой он не участвует, это новая задача, и она пока не решается традиционными кампаниями", - заявил Павловский. Пока СМИ занимаются тем, что создают драматические сюжеты, "игра вокруг этих сюжетов" - и есть работа СМИ. В качестве примера политолог привел кампанию в СМИ, связанную с отравлением Александра Литвиненко.

Особо интересна в этом плане блогосфера, однако и она далека от идеала. По словам Глеба Павловского, "блогосфера сегодня - это культура торжествующего хамства, энергетика разрешенной ненависти, и культура блогосферы близка к культуре 20-х годов прошлого столетия". "Анонимный демос блогосферы вводит элемент атаки на пользователя, невежество оспаривает экспертное мнение", - подчеркнул политолог.

В заключение лекции Глеб Павловский отметил, что качественно изменить ситуацию в СМИ помогут интернет и кабельное телевидение, возможности которых позволяют потребителям формировать индивидуальный контент - в противовес тому, который существовал в советское время: "Существовала система вещания без возможности "достройки", так называемое "all inclusive", сейчас это выглядит архаично".

СМИ нуждаются в позитивной дестабилизации медиарежима, где каждый может выбирать сам, что слушать, читать, смотреть. "И этот медиарежим продлится гораздо дольше, чем политика какого бы то ни было руководства", - подытожил Павловский.

       
Print version Распечатать