"Главная цель визита Владимира Путина - это, безусловно, Саудовская Аравия..."

"Русский журнал": Завершился визит Владимира Путина в Саудовскую Аравию, Катар и Иорданию. Формальные результаты встречи - подписание двусторонних документов, касающихся сотрудничества в энергетической, торговой, военной, а также гуманитарной сферах. А каковы реальные цели и результаты турне российского президента по странам Ближнего Востока?

Елена Мелкумян: Конечно, переоценивать те соглашения, которые были подписаны, я бы не стала, потому что в основном это соглашения, которые можно назвать предварительными. Так сказать, "соглашения о намерениях". Насколько эти намерения будут реализованы, пока говорить довольно сложно. Я думаю, что самым главным во взаимоотношениях со странами Персидского залива в ближайшее время будет, прежде всего, координация политики в области энергоресурсов, нефти и газа.

Хотя здесь предложение Катара о создании газового картеля не встретило полного одобрения со стороны России. У нее в этом плане позиция достаточно осторожная: согласование политики должно быть, но говорить о формализации этих отношений преждевременно.

Если оценивать общие результаты этого визита, то, прежде всего, они заключаются в согласовании позиции по тем вопросам, которые сегодня представляют актуальность для стран Ближнего Востока и для России.

Во время переговоров большое внимание было уделено вопросу Палестины, внутриполитической ситуации в Палестине, ее отношениям с Израилем, возможностям найти какие-то пути для продвижения этого процесса. Конечно, речь шла о ближневосточном урегулировании в целом, но предложение России о проведении международной конференции по Ближнему Востоку не вызвало полной поддержки со стороны арабских стран. Предложение поддержал только эмир Катара, а у Саудовской Аравии отношение к этому несколько иное.

РЖ: Вы упомянули как об одной из центральных тем визита о проблеме ресурсов, идее создания "газового ОПЕК"? Реализуема ли эта идея в принципе? Как она соотносится с идеей "энергетической безопасности" и соотносится ли?

Е.М.: Да, конечно, это вписывается в концепцию России об "энергетической безопасности". Однако и Россия, и страны Персидского залива являются поставщиками одного вида сырья - нефти и газа. И хотя они все время подчеркивают, что между ними нет конкуренции на данном этапе, поскольку у каждого свои определенные рынки, нельзя исключать того, что в будущем эта конкуренция может быть.

Поэтому-то Россия без большого энтузиазма встречает идею создания газового картеля, хотя полностью ее и не отвергает. В апреле в Катаре будет совещание по этому поводу, в котором примут участие специалисты в области нефти и газа из России, представители крупнейших компаний. Для России здесь есть определенные опасения в связи с вопросом о возможном ее месте в этом картеле.

РЖ: Какое место среди причин визита занимает вопрос об иранской ядерной проблеме? Не является ли турне попыткой разрушить антииранскую коалицию, вывести страны Ближнего Востока из-под традиционного в этом регионе влияния Америки?

Е.М.: Нет, я думаю, что российская сторона прекрасно понимает - нарушить традиционные давние связи, которые существуют между этими государствами и США, не в силах России. Думаю, что Россия к этому и не стремится.

Что касается иранской проблемы - это очень болезненный вопрос для стран Залива, потому что для них это реальная угроза. Они всеми силами пытаются оказать давление на Иран и самостоятельно, и с помощью других государств, для того чтобы не дать Ирану подойти к производству ядерного оружия.

Здесь позиции Россия и стран Залива не совпадают. Поэтому открыто этот вопрос не обсуждался. Конечно, он был в какой-то степени затронут; скорее всего, просто были прояснены позиции той и другой стороны.

В общем и целом Россия не является той страной, которая может оказать поддержку странам Залива в решении этой проблемы.

РЖ: Была ли необходимость посетить все три страны? Можно ли выделить одну страну - главную цель визита?

Е.М.: Главная цель визита - это, безусловно, Саудовская Аравия. Это был официальный визит, причем первый официальный визит российского руководителя. В советское время подобных визитов не было. Поэтому на первое место нужно поставить отношения России с Саудовской Аравией, которая является ведущей страной этого региона и обладает несомненным влиянием во всем мусульманском мире. Отношениям с ней и придается особое значение.

Визит в Катар был назван рабочим и был очень непродолжительным. Что касается Иордании, это та страна, с которой Россия пытается поддерживать хорошие отношения.

РЖ: Как известно, Владимир Путин приехал на Ближний Восток из Мюнхена. В связи с этим Юлия Латынина, например, назвала визит Путина в Мюнхен "мюнхенская речь для Саудовской Аравии". Так ли это? Действительно ли эти два визита связаны? Сопоставимы ли они по своей значимости для России, ее внешней политики, мирового сообщества?

Е.М.: Я не думаю, что те заявления, которые были сделаны Путиным в ходе визита в Мюнхен, предназначались именно Саудовской Аравии. Хотя, возможно, и была цель перед визитом в Саудовскую Аравию показать самостоятельность российской внешней политики, независимость российского курса. Ведь Саудовская Аравия действительно хотела бы видеть в России сильное, самостоятельное государство, которое играет ведущую роль, занимает место одного из главных игроков мировой политики.

Но напрямую я бы не стала связывать эти события. Конечно, мюнхенские заявления Путина имеют гораздо большее значение для политики России, ее стратегии в ближайшей перспективе во взаимоотношениях с основными партнерами. Все-таки ими являются европейские страны, США, а отнюдь не страны Ближнего Востока. Несмотря на то что Россия пытается сохранить свое положение на Ближнем Востоке, назвать это направление приоритетным, естественно, невозможно.

РЖ: Ранее какая-либо внятная политика России в этой части Ближневосточного региона отсутствовала. Можно ли теперь говорить о ее появлении?

Е.М.: Я не думаю, что этот визит и его результаты настолько изменили существующее положение вещей. Вообще, налаживание отношений с такими достаточно специфичными странами, как Саудовская Аравия, Катар, другие государства этого региона, - это очень длительный процесс. Здесь должна быть последовательность, здесь должно быть постоянное внимание.

К сожалению, этого нет. В 2003 году состоялся визит нынешнего руководителя Саудовской Аравии в Россию, были подписаны соглашения, были ожидания, что это даст толчок к быстрому развитию связей. Но этого не произошло - за прошедшие три года мало что изменилось. Не думается, что нужно ожидать очень быстрых изменений в отношениях России с этими государствами в ближайшее время.

Беседовала Любовь Ульянова

       
Print version Распечатать