Еще о логике убийств

Убийства продолжаются. Убивают совершенно разных людей, то людей власти, то ее врагов, то к ней безразличных. Разнообразие жертв растет, плюрализм убийств также. Точечные, избирательные убийства становятся техничней, достигая быстроты скальпеля. Нас уже не томят в догадках о судьбе жертвы: похищенную Эстемирову находят убитой через пару часов. Не ясно, заказные они или нет (видимо, есть те и другие); и это перестало что-либо значить.

Убийство отца Даниила Сысоева, выстрелом навскидку прямо в сердце у алтаря, говорит, что убийцы не остановятся ни на ком. Презирая нас, они почти не прячутся за издевательски прозрачной повязкой из марли. И зачем, если убивают показательно – устраняют? Показательные устранения стали нормой публичной жизни, нашим культурным и общественным институтом.

* * *

Зато и статья религиоведа Павла Костылева в связи с убийством отца Даниила кажется мне общественно-показательной. Убийство живого человека, православного миссионера обращено в нравоучение к пользе «наведения правового порядка». Хотя номинальная тема обсуждения миссионерства в правовом контексте – тема законная, статья религиоведа модельна для реагирования аудитории убийц. Она показывает, почему убийства продолжатся, независимо от усилий властей ловить убийц. Не пора ли вглядеться в само это наше отношение к убийствам? Общество относится к истреблениям до того странно, что лишь от убийцы зависит, продолжать убивать или нет. Не стало ли оно частью режима благоприятствования убийцам, частью самой машины убийств?

«Было бы хорошо, если бы эта миссионерская деятельность была бы как-то законодательно ограничена. Ситуация, когда она безгранична, когда, например, с чисто православной позиции православный священник начинает увещевать мусульман, причем в формате, который едва ли может быть назван политкорректным, чревата потенциальной взрывоопасностью».

Опасной здесь названа «чисто православная позиция православного священника». Оказывается миссионерская деятельность православных до того «безгранична», что публичное исповедание веры стало «взрывоопасным». «Можно до бесконечности называть наш мир постсекулярным, но в нем действуют вполне секулярные законы». Секулярно и законно – состояние России, страны, насильственно и публично дехристиантизированной. Вот и первая воля к алиби – «подрывники – они». Еще не начатая, православная миссия объявлена чрезмерной и подрывающей «закон». А в чем закон? «Чисто православным» велено дождаться, когда эксперты-религиоведы разработают аскетичные государственные нормы православной жизни (повторяю, до того век уничтожаемой). Но откуда извлекут «норму»? Во что веруют те, кто убежден в способности и праве продиктовать нормы нам? Тут самое интересное – воля религиоведа к алиби преобразуется в исповедание Всепредусматривающего Контроля:

«Это убийство можно было предсказать… Бесконтрольность приводит к конфликту, а конфликт – к крови. И здесь ничего не сделаешь».

К кому бы ни был обращен сигнал убийц – здесь он получен и политически интерпретирован. Логика железная: хаос бесконтрольности приводит к «конфликту», а где конфликт, там – «кровь»! Но приходит либеральный спаситель, еще не полковник, но уже эксперт-законодатель. Именем убитых он диктует нам безопасную норму. Мрачное прошлое «бесконтрольности» позади, убитые списаны на хаос. Далее (следим за руками) норма объявляется святыней, требующей нашего бездействия. Иное – грозит святотатственной «кровью». Грех и зло естественно вытекают из бесконтрольности! Вот слова Костылева: «Иными словами, это убийство можно было предсказать. Оно бы все равно произошло: просто жертвой убийцы стал бы не отец Даниил, а, возможно, какой-то иной священник-миссионер». Бесконтрольный поставил себя вне закона, и его «убийство можно предсказать». Здесь мы приближаемся к средоточию догматической веры нашего «секулярного» сознания. Оно не лжет – оно верует в творящую силу контроля. Либеральный секуляризм присматривается к погонам силовика.

* * *

Как произошло то, что негосударственное убийство стало незаметным, неотличимым от уголовного и невоспринимаемым? А ведь произошло. Двадцать лет в стране развивается секулярная культура точечной ликвидации, устранения путем убийства тех или иных людей, сочтенных лишними. И все двадцать лет она не встречает серьезного осуждения. Все эти 20 лет убийствам находят объяснение, столь же действенное, сколь небывалое в русской культуре. Как это происходит?

«Безусловно, убийство священника Даниила Сысоева связано с его активной миссионерской деятельностью. Как известно, он активно критиковал религиозные постулаты различных конфессий, прежде всего, ислама. Причем его критика не была конструктивной».

На жанре этого оправдания позвольте остановиться. Эта формула, зазвучав в печати с начала 1990-х, не покидает нас по сей день. Мы слышим ее ежедневно, так что слух опасно привыкший, не улавливает в нем скандальную ноту извиняющего приглашения: убийство связано с профессиональной деятельность покойного. Все ведь чем-то занимаются профессионально, следовательно, любое убийство нашей profession de foi, то есть исповеданием веры. Ну а когда и убийца «профессионал» – профессионал профессионально разобрался с профессионалом же. Спор среди своих в некотором роде. Посторонних просят не беспокоиться.

Профессиональное убийство приобрело вид окончательного свидетельства, логичного вывода, русским «если-то»: убит политик? Коррумпирован и связан с бандитами. Убит представитель власти? – сам бандит. Убрали попа? Туда ему дорога. Убийство перестало считаться событием, став простым видом смертности. Необсуждаемым природным явлением – «взрывоопасностью». «Подобного рода ситуации в нетоталитарном обществе всегда были и всегда будут воспроизводиться». Функционально – такие объяснения выступают личным алиби и сигналом убийцам: можете продолжать.

То, что допустил почтенный религиовед, не позволяли себе крайние политические террористы сто лет тому назад. Ни Савинков, ни Желябов не сказали бы, что их убийства извиняемы «профессиональной деятельностью покойного», они бесконечно оправдывались, иногда даже каялись, подобно Каляеву. Теперь общество говорит: господа убийцы, не тратьте наше время на ваши разъяснения – убитый нарушал технику безопасности! Он сам вышел на взрывоопасное поле!

Странно, как общество не замечает этот удивительный, небывалый в русской истории жанр им же данного «карт бланш» – согласия на убийство. И это при том, как часто оно клеймит сталинские террористические софизмы – те далеко и никому не грозят. Как назвать этот «сигнал» властям и правоохране, что общество проглотило убийство и готово к следующему? Это нигилистическое оправдание убийства, приравниваемого к природной неизбежности – «взрывоопасности».

Так убили отца Даниила или не убили? Или убийство бы «все равно произошло: просто жертвой убийцы стал бы не отец Даниил, а, возможно, какой-то иной». Вот и обнулили тебя, батюшка – то ли ты убит, то ли «какой-то иной», кого защищать? Общество отказывается защищать кого-либо, кроме списочного состава «своих». Тем оно зазывает убийц в гости, в свой самый близкий состав. Убийцей у нас может быть каждый, и ему заранее выдан carte blanche.

Print version

Обсуждение

13 декабря 2009 г. | 3:47
Павловский: "Общество отказывается защищать кого-либо, кроме списочного состава «своих». "

Вот интересно, а как должно выглядеть то, что общество НЕ отказывается "защищать кого-либо кроме своих"?

Что это за "общество"? Кто ему "свои"? И как оно их "защищает"?
10 декабря 2009 г. | 20:41
Глеб! Ничего не бойся! Я знаю ты смелый человек! Помнишь как в аэропорт бежал после статьи в "НГ" о плане свержения Бориса Ельцина? И ты провокатором бывал, а?
2 декабря 2009 г. | 20:39
:) ... а что бы г. Павловскому не сотворить еще одну пылкую публикацию с обвинением в "оправдании идеологии убийц" ?

http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=31204
Если бы прокуратура выполняла закон в отношении священника Даниила Сысоева, он бы остался жив, предполагает Андрей Себенцов
1 декабря 2009 г. | 21:50
Некий фигурант начинал день с того, что выходил к забору соседа и орал: Кретин, твоя вера дерьмо! Так продолжалось несколько лет, а что было потом?
25 ноября 2009 г. | 20:38
религия - сердце бессердечного мира!
25 ноября 2009 г. | 8:25
уважаемый "Читатель", как вы правы! я полностью соглашусь с Вашим мнением.
не нужно путать частный случай разжигания вражды и вредоносной пропаганды, которую открыто вёл убитый поп, с какими-то общими тенденциями отношения государства к уголовным преступлениям.
по сути, поп-жертва сам вёл уголовно-наказуемую деятельность, пропагандируя шовинизм и нетерпимость, своими необдуманными (а может, и обдуманными) высказываниями оскорбляя многих честных людей и, как он сам неоднократно писал в своём ЖЖ, был неоднократно уведомлён о том, что его деятельность не устраивала другие конфессии. в итоге он получил то, чего и хотел получить. в чём же тут вина государства? разве что в том, что вовремя не пресекли противозаконную деятельность убитого. в общем, государство должно укрепить контроль за распространиением террористических и шовинистических взглядов и пресекать подобные попытки впредь, до того, как люди сами начнут действовать. ведь поддержание законности - главная задача государства.
25 ноября 2009 г. | 5:37
Кролик говорит что рилегия опеум для норода. Далой норкоманию!
24 ноября 2009 г. | 18:49
... не совсем понимаю, на что рассчитывает г. Павловский, столь прозрачно уводя в сторону от обсуждения спонтанно возникающей в связи с убийством свящ Даниила темы? Ведь, все знают, что его "миссия" состояла исключительно в нападках на мусульман и на ислам, как таковой. Кроме того, с чуть меньшей одержимостью - на остальных инвоерцев, среди которых были и православные. Если в статье Костылева есть указание на то, что такое "миссионерство" является скрытым под благовидным "православным" предлогом экстремизмом, (что является чистой правдой и доказывается фактами!) то с какого недосыпу Павловский делает вывод, рассчитанный разве, что на идиотов?
Начиная статью с наблюдения, что два десятилетия страну приучают к убийствам (справедливого, надо сказать!), а затем разбирая статью на совершенно другую тему (правовую, касающуюся практики идеологических провокаций рел-организации), автор делает вывод, что религиовед, считающий шельмование на религиозной почве опасным делом, предлагает ..."режим благоприятствования убийцам". Или, например, госпиарщик считает, что если "убийство связано с профессиональной деятельность покойного" (идеологическим экстремизмом под предлогом православия), то его могли убить не за экстремизм, а за веру... как это прикажете понимать?
Впрочем, сравнительно недавно Павловский обслуживал другие интересы. Тогда он тоже допускал немало маразматичности, что, впрочем, лишь укрепляло его склонность к эволюции в этом отношении. Но все-таки, кому, как не ему самому лучше других уметь "на раз" отличать "деструктивную пропаганду" от конструктивной "позитивной проповеди"? Однако, видеть сегодня в том, что специалистом совершенно по делу указывается на известное всем злоупотребление крупной религиозной организацией "крышеванием", а то и культвированием под видом религии вредоносных тенденций нечто негативное - ну, это надо быть тем, кто уверен, что в комнате под именем "Россия" он один и никто ничего не слышит...
Сейчас все больше и громче люди говорят о стремительной деградации ЕР и оборачивании уже абсолютно всех ее инициатив противозаконными и аморальными явлениеми. Но захватила эта деградация, как видно, не только основное "тело партии от хвоста до шей", но и ее атрофирующиеся головы ... в том числе и ГП, получается :)
24 ноября 2009 г. | 13:17
Блестяще Глеб Олегович! Вы ответили не только автору материала (глубоко разобрав его позицию), но и определенному количеству авторов комментариев, вставших на защиту этого автора. Дискуссия получилась более чем познавательная. Еще раз - искренняя Вам благодарность.
24 ноября 2009 г. | 9:25
Анализ Глеба Павловского очень профессиональный. Написать лучше просто невозможно. Но редакция могла бы быть более осторожной, публикуя дискуссионные материалы. Например, их можно сразу сопровождать редакционным комментарием.
24 ноября 2009 г. | 6:34
погибший не имел высокого статуса в иерархии, но его убийство предупреждение тем кто его имеет. нужно быть послушными.
24 ноября 2009 г. | 6:31
статья муть. смертную казнь для того и отменили. кто это вал жестокости провоцирует, всем ясно. кроем автора.
24 ноября 2009 г. | 4:53
мы с Пятачком считаем что покойному стоило приобрести бронежилет. может стоило попросить у папы римского (тоже знатного миссионера )
24 ноября 2009 г. | 0:16
>Не пора ли вглядеться в само это наше отношение к убийствам?

Да и не надо в него вглядываться. Надо искать, найти, судить и расстрелять. (а за такие дела кстати вполне можно и без официального суда в расход пустить) Скорее всего именно так и сделают. Вообще тут и говорить не о чем.
23 ноября 2009 г. | 22:58
чтобы прекратить убийства и разложение, достаточно не только утихомирить отмороженных попов типа покойного, но и весь профсоюз граждан с двойным и тройным гражданством, закрыть мтv и прочие разлагающие развлечения, ввести в школах военную подготовку, точные науки в советском объеме и закон Божий, всех олигархов посадить, пока не вернут награбленное, а потом либо заставить работать за среднюю зарплату либо выслать.
В принципе - вопрос 500 семей. Решаемый.
И запретить любое тупое миссионерство вроде Даниилового
23 ноября 2009 г. | 21:51
Даже самые правильные мысли (а их в заметке немало) не извиняют исторических неточностей. Иван Каляев не раскаивался в содеянном (убийстве великого князя Сергея Александровича). Он даже опровергал слухи, будто в разговоре с Елизаветой Федоровной (вдовой покойного) раскаялся в содеянном.
23 ноября 2009 г. | 21:05
Видится мне, что уважаемый Глеб Павловский взялся исправлять ситуацию, испорченную статьей религиоведа.
И научная статья становится объектом самой радикальной, агрессивной критики, которая апеллирует к вовсе ненаучным методам. Что делает уважаемый эксперт? Обвиняет автора статьи, который в свою очередь представляет научное сообщество, в выдаче carte blanche на убийство. Я думаю, что если Костылев в чем-то и виноват, так это в том, что не довел свою смелую гипотезу до красноречивого абсурда. Ситуация, которую представляет религиовед, видится мне следующей: в обществе функционируют религиозные организации, которые ведут бесконтрольную активную миссионерскую деятельность. Сами эти организации множество раз указывали на то, что они не являются, и не могут быть, по определению, толерантными к друг другу. В обществе, в котором эти организации представлены мощнейшими по численности группировками, отсутствует контроль за этой миссионерской деятельностью. Эта миссионерская деятельность справедливо вызывает негативное отношение к друг другу среди этих организаций. Конфликт зреет. И выливается в кровопролитие. Сюжет знакомый каждому по тому, что творится, например, на Ближнем Востоке.

Подводя итог вышесказанному, хочется сказать нижеследующее. Подводя религиоведа, который, и это стоит отметить, не предлагает панацеи от всех заказных убийств, хотя Павловский и обвиняет его в сигнализировании всем убийцам, а рассматривает убийство, совершенное, предположительно, на почве религиозной деятельности, и предлагает возможный вариант снижения взрывоопасности ситуации. Так вот, подводя религиоведа, который предлагает возможный вариант снижения напряженности с определенного вида серьёзной проблемы, а не всего класса этих проблем, под радикульную ненаучную критику, директор ФЭП тем самым сам выступает в роли человека, выдающего carte blanche на подобного рода преступления.
23 ноября 2009 г. | 20:33
>>>Либеральный секуляризм присматривается к погонам силовика.

Браво! И вывод правильный. Что плохо: не надо было подставлять заведомого "несмышлёныша" Костылева, чтобы потом продемонстрировать на нём мощь своей аналитики.
23 ноября 2009 г. | 18:14
"В России цена человеческой жизни (а это составная прав человека) исторически всегда была ничтожной."

"В начале 2009 года по числу убийств на долю населения Россия уступала в мире только ЮАР.
А число пропавших без вести россиян за один только 2008 год составило ...50 000 человек!"

"В.ИЛЮХИН: Теперь посмотрите, что получается – сегодня у нас 140 млн человек в РФ, и каждый год совершается умышленных убийств около 30 тысяч и более."
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
В России, вор (преступник) не только в "законе", но и в почете. О них шансоны пишут.
Коррумпированные чиновники их уважают.
Это ярко отражено в законе.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
"Статья 105. Убийство
1. Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, - наказывается лишением свободы на срок от ШЕСТИ до ПЯТНАДЦАТИ лет."
(Виталий Квашис,
эксперт Комитета ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, автор исследования "Смертная казнь в современном мире", профессор)
"Средний срок наказания за убийство в России — 7-8 лет."
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
По срокам наказания, Россия уже давно Европу обошла, стала светлым лидером г(х)уманизма для всего мира. Чего там Европа артачится ?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------
"Tак называемых пожизненников — 1509 на всю Россию. В. К.: Интересно, что поначалу их было больше, да и пожизненных приговоров выносили довольно много. Но я посмотрел статистику: с каждым годом такую меру наказания, как пожизненное лишение свободы, применяют все меньше. Более того, обычно этот приговор выносят за убийства при отягчающих обстоятельствах, так называемые квалифицированные убийства. Так вот процент осужденных по данной статье упал: примерно с 7 тысяч приговоров в 2001 году до 3200 в 2007-м.
Ориентируясь на статистику, я рассчитал: только 1 процент всех преступников, осужденных за квалифицированное убийство, может сесть пожизненно..."
----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вопрос простой:

Как российскому, "феодально-рабскому" менталитету изжить тот "звериный ген" азиатской проторасы.




23 ноября 2009 г. | 15:07

+ 100%

IMENNO!
 
 
 
 
 

Виталий Иванов о БАПЭ

 
 
 
 
 
 
 
 

Читайте третий выпуск рабочих тетрадей "Русского журнала" в *.pdf.-версии.

Новая политическая стратегия в Послании Президента Дмитрия Медведева. М.: Издательство "Европа", 2010.

 

Победители и проигравшие местные выборы 11 октября. М.: Издательство "Европа", 2010.

 

1999–2009: Демократизация России. Хроника политической преемственности. М.: Издательство "Европа", 2010.

 

Эдуард Шеварднадзе. Когда рухнул железный занавес. Встречи и воспоминания. М.: Издательство "Европа", 2009.

 

Пол Кругман. Кредо либерала. М.: Издательство "Европа", 2009.

 

Война и мир Дмитрия Медведева. М.: Издательство "Европа", 2009.

 

Славой Жижек. Кукла и карлик. Христианство между ересью и бунтом. М.: Издательство "Европа", 2009.

 

Джон Гэлбрейт. Экономика невинного обмана. Правда нашего времени. М.: Издательство "Европа", 2009.

 

Вальтер Зульцбах. Два корня и формы евреененавистничества. М.: Издательство "Европа", 2009.

 

Фарид Закария. Постамериканский мир будущего. М.: Издательство "Европа", 2009.

 

Кирилл Бенедиктов. "Союз правых сил" Краткая история партии. М.: Издательство "Европа", 2009.