Дурацкие дороги, дорогие дураки

Жизнь стала проще, жизнь стала веселей. Теперь все корпоративные новости пробалтывает в афористической форме Николай Палажченко, известный как Спайдер. Итак, есть две новости. Одна хорошая, другая - еще лучше. Во первых, "поздравить следует известного галериста Айдан Салахову, неожиданно для всех назначенную членом Общественной Палаты Всея Руси. "Очевидный сигнал" об определенной коррекции отношения власти к современному искусству пока не все слышат хорошо" (Николай "Спайдер" Палажченко, "О сигналах, подаваемых сверху, и пользе хороших пространств для хороших галерей", GiF.Ru от 7.10). Правда, я, как закоренелый феминист, полагаю, что Айдан Таировна все же по профессии галереистка, тем не менее все равно присоединяюсь. Хотя и не очень понимаю, что Айдаша там будет делать, поскольку занимается понятным и конкретным делом, по каковой причине не принадлежит к так называемой творческой интеллигенции, единственная функция которой - собеседование с царем на тему упадка культуры и недостаточного финансирования оной. В учреждении культуры "Айдан-галерея" никакого упадка не наблюдается, все чисто и аккуратно. А сама г-жа Салахова в силу своих возможностей не только морально, но и финансово поддерживает культурный процесс.

Вторая новость, донесенная до цивилизованного человечества К.Спайдером такова: "Из компетентных источников нам стало известно, что не слышащий правильных сигналов директор скоро будет заменен более профпригодной фигурою". Речь идет о директоре Государственной Третьяковской галереи г-не Родионове, который проявил преступную близорукость. "Интерфакс" сообщил, что "священник Русской церкви назвал работу "Икона-икра" кощунством". Конечно, г-н Родионов сразу же работу снял, но адвокат Владимир Воронин, выступающий от имени подписантов, указал на антигосударственный характер его деятельности: "Выставлять работу, которая носит антирелигиозный характер, - это не только оскорбление чувств верующих, но и нарушение принципа правого государства: нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав". Куратор выставки "Русский поп-арт" заведующий отделом новейших течений ГТГ Андрей Ерофеев отметил одну важную вещь: "Сам документ явно подводит к тому, что мы нарушаем 29-ю статью Конституции РФ" (Ирина Кулик, "Прихожане смели "Икру"", "Коммерсантъ" от 09.10).

Схема, как мы видим, обновилась. Бригады верующих более не врываются в общественные учреждения, но пишут письма протеста и заранее обзавелись адвокатом. Такая тактика станет, видимо, обыденной, посему следует указать ее автора, который и придал делу государственный размах. Протоиерей Димитрий Смирнов вовсе не какой-то замшелый мракобес. "В 1968 году окончил физико-математическую школу # 42. Закончил художественно-графический факультет пединститута. Диплом защищал по скульптуре". К некоторым формам современного искусства тоже относится вполне благожелательно, написал в свое время очень прочувствованный текст о своей прихожанке художнице Ирине Затуловской: "Ей удалось прорваться к искусству в чистом виде - берет железку, почти ничего в нее не добавляет, возьмет две красочки, чуть-чуть помажет, вот он, художественный образ. У нее очень правильное восприятие материала, редкая связь с материалом, которым она распоряжается легко и свободно". При этом не простой пастырь, а человек государственный - глава отдела по взаимодействию с армией, МВД и флотом, духовник лидера партии "Родина", "прекрасный оратор, весьма общительный человек с большим, хотя и мрачноватым чувством юмора. Любопытно, что, если сравнить проповеди Смирнова и речи Рогозина, начинаешь сомневаться - уж не протоиерей ли пишет политику тексты!" (Владимир Ворсобин, "Батюшки больших политиков", "Комсомольская правда" от 20.06).

Но это только на первый взгляд все меняется и цивилизуется. Пронырливые папарацци дозвонились до батюшки, и он, как истинный художник, прямо ответил: "Произведение художника Косолапова он видел только на фотографии, но рад был бы уничтожить его, потому что данная работа вызывает в нем религиозную и этническую рознь" (Ирина Кулик, "Прихожане смели "Икру""). Казалось бы, конфликт перетек в чисто художественную фазу, спор идет о чисто эстетических проблемах соотношения формы и содержания. Однако возник и новый аспект, который трудно обнаружить невооруженным взглядом. В письме верующих сказано: "Свидетельствуем перед вами, что данный объект возбуждает в авторах сего письма социальную и религиозную ненависть и вражду". Здесь особый упор следует сделать на термин "социальная ненависть и вражда". Искусствоведы в рясах и в самом деле люди высокопрофессиональные, легко вскрыли зымысел художника, который после произошедших событий прокомментировал свою работу так: "Если в серии Энди Уорхола банки "Кока-колы" обозначают универсальную, демократическую модель потребления, то икра в России, напротив, разделяет людей на бедных и богатых" ("Икра раздора", Радиостанция "Культура" от 06.10). В другом месте Александр Косолапов прямо признался в злодейских намерениях подорвать основы Государства Российского, а также в прямом насаждении инославной этики сектантов-протестантов: "В авторитарной русской традиции президент ест икру, а нищий не ест икры. Здесь важно, сколько у вас денег, и это совершенно не соотносится с протестантской капиталистической традицией Америки, это ортодоксальная традиция русского капитализма" ("Я чувствую себя персонально оскорбленным", Александр Косолапов - Игорю Чувилину, "Газета" от 10.10).

И получается так, что в национально ориентированном православном государстве, за которое борется партия "Родина", нищие если и упоминаются, то только в том контексте, что они жрут икру большими расписными ложками. Радует лишь то, что наш гарант пока что не проявлял особого интереса к публичному поеданию икры, более того предпочел, как всегда, промолчать. Впрочем, по словам Косолапова, "точно такая же работа висит сейчас в Бельгии, и выставку открывал Путин". Хотя, как отмечает Никита Алексеев ("Известия" от 06.10), нужно быть готовыми ко всему: "Разжигание социальной розни - это новость. Видимо, в будущем следует ожидать обвинений в разжигании гастрономической, сексуальной, климатической и геологической розни. Потому что одним нравится борщ, а другим - щи, одним - гранит, а другим - глина".

Позиция слишком прекраснодушная. Свиной хрящик - штука самая на свете важная. Гораздо более важная, чем, к примеру, Конституция. Или социальные проблемы в искусстве, которые теперь приравниваются к антигосударственной деятельности. Лучше вообще ничего не видеть, что и отметил Роман Должанский ("Коммерсантъ" от 10.10) на выставке в том же самом Брюсселе, где проходит фестиваль, который открывал Путин. Наших фотографов отправили поснимать Европу: "Идею выставки директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова формулирует патриотично и наступательно: хватит разглядывать, что они, то бишь западные авторы, наснимали за последние годы в России, пусть теперь посмотрят, как мы их видим". Все получилось лучше, чем то можно себе представить: "Русские фотографы не хотят видеть не только проблем общества. Они и самих людей-то предпочитают не снимать. Ведь в том же Брюсселе, в кварталах, где живут выходцы из арабского мира, можно такого наснимать, что еврочиновникам мало не показалось бы. Но госпожа Свиблова решила подавить обиду и действовать лаской".

Нет у нас никаких таких социальных проблем. И чужие проблемы нам не нужны. И никогда никаких проблем не было. И даже социалистическое искусство оказывается универсальной мировой парадигмой. Например, в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке в рамках грандиозного проекта RUSSIA! открылась выставка "Отражения: социалистический реализм и русское искусство". Вот что по этому поводу пишут люди понимающие: "Отражения" - это 25 картин художников, честно работавших на государство, а в свободное от социального заказа время писавших "для себя". Неожиданно лиричный Гелий Коржев с ренессансной основательностью выписывает чайник, хлеб и кувшин, Николай Соколов по-барбизонски любуется розовыми отблесками заходящего солнца. Это простодушное и старательное искусство доставляет западному зрителю, продрогшему и оголодавшему в концептуальных пустынях, явное удовольствие" (Елена Руденко, "Американцы реабилитируют соцреализм", "Коммерсантъ" от 10.10).

И даже бомбы подкладывать под все это великолепие совершенно бесполезно. Вот что произошло на ярмарке FIAC в Париже: "Выставочный комплекс был закрыт на два часа - полиция искала бомбы. И нашла - на стенде французской галереи Rabouan Moussion. Бдительные посетители сообщили о подозрительных предметах - тыквах и батонах с примотанными к ним скотчем будильниками. "Бомбы" московского молодого художника Давида Тер-Оганьяна предоставила своему французскому партнеру московская галерея XL. После того как полиция, создав дополнительную рекламу, удалилась, объекты были немедленно проданы" (Сурия Садекова, "Тыква замедленного действия", "Коммерсантъ" от 08.10). А вы когда последний раз ели икру?

       
Print version Распечатать