Черепная травма

Что делать с моральным обликом бундесвера

Германия идет по стопам США: там раскопали свой аналог Абу-Грейб. На прошлой неделе таблоид Bild опубликовал серию любительских снимков, на которых немецкие миротворцы в Афганистане позируют с человеческими черепами. Выяснилось, что речь идет о представителях элитной баварской части горных егерей. Новость, правда, сильно подтухла: съемка была сделана три года назад, в 2003 году (позже опубликовали еще фото 2004 года). Оказалось к тому же, что военные не только никого не убивали, но даже не разрывали могил: речь идет о трупах, которые были в изобилии раскиданы по региону еще в период советской войны, да так и не захоронены.

Тем не менее скандал разгорелся грандиозный. Ангела Меркель даже сгоряча посулила отдать виновных под афганский суд. Военные опасаются, прежде всего, негативного пропагандистского эффекта: талибы наверняка используют фото для дискредитации 2,7-тысячного немецкого контингента, размещенного на севере Афганистана. До сих пор никаких проблем с местным населением у немцев не было, их даже не воспринимали как оккупантов.

Если Абу-Грейб был позором и даже трагедией, то немецкий скандал, в сущности, бестолковый фарс. Проблема возникла фактически на пустом месте и просто во имя тиражей Bild - о специфике этого достойнейшего издания исчерпывающе говорит тот факт, что голые бабы были даже на странице с афганскими фото. Тем не менее болевую точку в таблоиде определили верно: общественный резонанс в Германии, да и во всей Европе, оказался огромным. И ситуации он, пожалуй, не соответствует, поскольку никто так и не попытался понять виновных.

Прежде всего, здесь нужно помнить, что речь идет о молодых людях в стрессовой ситуации - на войне (куда уж тут стрессовее!). К моменту первых снимков немецкий контингент находился в Афганистане уже около года - то есть первый шок прошел и вместо него появилось робкое чувство уверенности и стремление эту уверенность закрепить, доказав, что не такая уж она и страшная, эта военная служба на родине кровожадных (казалось бы) талибов. Законы психологии одинаковы для всех, и фотоальбом подобного рода с тем же успехом сделали бы не только немцы, но и ирландцы или мексиканцы, был бы фотоаппарат под рукой. Череп и кости - универсальный символ смерти, "приколоться" с ними значит победить ее: это главное желание любого солдата, тем более того, которого война пока обошла стороной. Вдобавок не стоит забывать, насколько сам этот образ тиражирован масскультурой и, соответственно, замылен. Достоверный бутафорский череп можно купить в любой лавке приколов в той же Баварии, а после этого испытывать пиетет к обычному черепу непросто, тем более что для Афганистана это банальный и привычный элемент пейзажа.

Об оправдании для молодых баварских придурков речи не идет, но другое дело - снисхождение. С этим у Европы оказались проблемы. Безусловно, свою роль сыграл немецкий комплекс - в каждой выходке своих солдат здесь видят тень нацизма. Но главное, кажется, в том, что бюргеры в кофейнях Кёльна и ток-шоу на RT L не смогли понять одной важной вещи: на войне люди ведут себя совсем иначе, чем в кофейнях и на ток-шоу. Европейское общество с трудом усваивает мысль о том, что грань дозволенного может быть сдвинута, и тем более не готово допустить этого для своих.

Вопрос это в конечном счете этический, а значит, однозначного ответа не имеет. Настойчивая европейская принципиальность, может, и лучше патентованной российской апатии, "закаленной" двумя чеченскими войнами, тем более что разговоры об "этических компромиссах" сразу вызывают в памяти всякую дрянь вроде "мюнхенского сговора" и славословий Сталину. Но речь идет о куда менее экстремальных вещах, с которыми не все так просто.

Реальная жизнь никогда не вписывалась полностью в требования морали, не вписывается и сейчас - тот же бундесвер, в конце концов, не что иное, как абсолютно легальный институт массового убийства. До дела пока, слава богу, не доходило, но армия - это в принципе всегда социум-изолянт, там свои правила, куда более экстремальные, чем в обычной жизни. Причем изменить это невозможно - без такого механизма солдаты начнут просто сходить с ума поротно и побатальонно. Главная задача общества в такой ситуации - не допустить, чтобы эта система отношений переносилась на тех, кто к ней не принадлежит, т.е. мирное население или даже военнопленных, как в Абу-Грейб. А баварцы в Афганистане, в отличие от Линди Ингланд или полковника Буданова, в таком грехе неповинны и, соответственно, заслуживают, чтобы к ним применили принцип "меньшего зла". В конце концов, вся вина этих ошалевших оболтусов сводится к тому, что они повели себя как туристы в ситуации, к туризму совсем не располагающей.

Бундесвер сейчас официально переориентируется на миротворческие операции, даже защита своей страны уже не называется приоритетом номер один. На практике это означает, что армия будет все больше участвовать в реальных военных операциях. Следовательно, Германии лучше сразу привыкать к тому, что солдатам нужно иногда выпускать пар и выпускать пар они будут. Лучше, конечно, приучать их делать это более приемлемыми методами - но, если держать военных в ежовых рукавицах, рано или поздно крышу может снести вместе с каской. Поэтому кричать "Абу-Грейб" сейчас рано, а то можно и накричать.

       
Print version Распечатать