Братство бензольного кольца

Российско-белорусские отношения - как известный танец: шаг вперед и два назад. Особенно отчетливо это наблюдается в газовой сфере.

Вот за несколько минут до наступления 2007 года было счастливо объявлено по всем медиаканалам, что соглашение о поставках российского газа в Белоруссию и транзите его в Европу подписано на условиях, которые оставили "Газпром" "абсолютно удовлетворенным". То есть, Минск в течение следующего года будет закупать газ по 100 долларов за тысячу кубометров, а до 2010 года страны перейдут к "рыночным ценам" на голубое топливо. "Газпром" же согласился выплатить за 50% "Белтрансгаза" 2,5 млрд долларов равными платежами в течении четырех лет. Соответственно, вроде бы "Газпром" добился своей заветной цели: получил контроль над белорусским транзитом, и маститые политики и политологи расценили это как несомненный прорыв в двухсторонних отношениях и на пути к созданию Союзного государства (см., например, статью "Оптимальный вариант").

Однако стоит посмотреть на отношения между Москвой и Минском за последние пару-тройку лет, и появляются очень большие сомнения. Прежде всего, Минск не приблизился к выполнению ни одного крупного межгосударственного соглашения на пути к созданию этого самого пресловутого Союзного государства. Например, соглашение о введении единой валюты застопорилось на том, что официальный Минск потребовал своему Нацбанку статуса, равного Центробанку РФ (т.е. права печатать деньги), что изначально было неприемлемо для Москвы. Газовый же вопрос вообще просматривался почти во всех точках соприкосновения между государствами. В 2003 году белорусская сторона отказалась создавать с "Газпромом" совместное предприятие (что было предусмотрено вторым Соглашением "О создании равных условий в области ценовой политики и о расширении сотрудничества в газовой отрасли", по первому Соглашению Россия обязывалась поставлять в республику газ по цене пятого ценового пояса РФ) на основе "Белтрансгаза", так как ее не устроила цена, предложенная Москвой: Александр Лукашенко оценил стоимость своего предприятия в 5 млрд. долл., а эксперты "Газпрома" - в пять раз меньше. После отключения газа на несколько дней в начале 2004 года (до согласования увеличения цены на газ с 30 до 47 долларов за кубометр) Минск пообещал, что в ближайшее время вопрос будет решен. Но решение вопроса затянулось. Повысив цену на газ для Украины и Грузии до 230 и 110 долларов соответственно, Москва сохранила для Минска те самые 47 долларов, продемонстрировав свое "хорошее отношение". Но вопрос не сдвинулся с мертвой точки. Самым неприятным (если не сказать, постыдным) моментом во всей этой истории оказались действия российской власти при президентских выборах марта 2006 года, когда Кремль поддержал Лукашенко в обмен на уступки в газовой сфере. И каково же было удивление и негодование Москвы, когда премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский привез пакет "заманчивых и перспективных" предложений по сотрудничеству, среди которых не было ни слова сказано о "Белтрансгазе". И это после того, как на встречах Александра Лукашенко с Владимиром Путиным, согласно СМИ, говорилось, что вот-вот все вопросы будут решены. Терпение кончилось, и "Газпром" в мае объявил о повышении цены на газ для Белоруссии с 2007 года с 46 до 145 долл., а если ситуация пойдет по украинскому сценарию - до 230 долл. за тыс. куб. м. И вот теперь "Газпром" победоносно заявил, что он подписал "абсолютно удовлетворительное" соглашение о цене на уровне 100 долларов вместо 105 долларов, которые, оказывается, он изначально требовал. А как же тогда обещания не платить за предприятие более 1,5 миллиардов долларов? Почему при принятии решения "Газпром" пошел на поводу у Минска и заплатил, между прочим, больше, чем мог бы в соответствии с оценкой ABN Amro (3-4 млрд. долларов)?

И вообще, где гарантия, что через год воз окажется не на том же самом месте? Белорусские власти совершенно недвусмысленно демонстрируют откровенное нежелание не то что создавать Союзное государство, но даже просто углублять интеграцию с Россией. И уж тем более они не готовы отдать контроль над стержнем своей экономики соседнему государству.

И это совершенно понятно. Рискну высказать уверенность в том, что создание единого государства - такой же миф, как "братство славянских народов" или объединение с Восточной Украиной. Удобный политический миф, который позволяет политикам использовать общественное мнение в своих интересах. В Белоруссии за прошедшее с момента распада СССР время сложилась своя политическая система, своя политическая и экономическая элита. Причем эта экономическая элита срослась с государственным аппаратом. В Белоруссии нет олигархов или крупных бизнесменов, так как есть крупные государственные чиновники, успешность бизнеса которых напрямую связана с лояльностью Александру Лукашенко.

Особенно хорошо это заметно в свете принятого месяц назад закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросу уголовного преследования отдельных категорий лиц и иным вопросам уголовного процесса", который изменил механизм привлечения к ответственности чиновников высшего ранга: теперь к уголовной ответственности их можно привлечь лишь с личной санкции Лукашенко. А это значит, что любой чиновник должен делать все, чтобы не попасть в немилость. Исключением может быть только уличение чиновника в государственной измене или при задержании его на месте преступления за совершение особо тяжкого преступления, например, грабежа, убийства или изнасилования. Более того, согласно законопроекту, даже проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении высокопоставленных чиновников, подозреваемых в совершении преступлений, возможно только с санкции Генерального прокурора или лица его заменяющего. Любопытно, что в 2005 депутаты приняли поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы «по вопросу освобождения лиц от уголовной ответственности», который также был внесен в парламент президентом. По этому закону Лукашенко наделялся правом миловать преступников, совершивших экономические злодеяния, но возвративших в казну похищенные средства. На деле закон этот пригодился пока что только однажды, когда президент помиловал покаявшуюся Галину Журавкову - экс-управляющую делами президента, уличенную в хищении более 4 миллионов долларов.

Влиятельной прослойке белорусского общества есть, что терять при объединении с Россией - они никогда не смогут защитить свои бизнес-интересы или просто карьерные позиции. Идея интеграции постепенно превращается не просто в несбыточную "мечту", но и становится фантомом, которым белорусские власти пугают несговорчивую оппозицию: вот, мол, будете плохо себя вести - проведем референдум об объединении с Россией. И оппозиционеры верят.

Что касается Кремля, то хочется верить, что когда Александр Лукашенко в очередной раз откажется выполнять заключенные соглашения, не выяснится, что Москва уже заплатила эти самые 2,5 миллиарда долларов, и "Газпрому" не придется компенсировать эти потери очередным повышением цен на газ на внутреннем рынке под аккомпанемент возмущенного хора российских СМИ.

       
Print version Распечатать