Общеевропейский процесс стал менее привлекателен для россиян. А есть ли он вообще?

Chilled-room

Как известно, о чем не начни у нас говорить, первым делом надо сослаться на европейский опыт. Потому как мы туда и только туда стремимся уж который год, не замечая разных простых вещей. Например, что во Владивостоке засмеют, если их обозвать европейским городом. Или что нас в Европу толком-то никто и не приглашал. А ломиться на танцы без приглашения - так и схлопотать можно от местных. И схлопатывали… Разве вот сейчас кризис показал - кто кому и где больше нужен. Но европейский опыт - все равно святое.

Только вот незадача - доверие к Европе в России падает. Во всяком случае, так следует из доклада секретаря СЖ РФ Михаила Федотова на третьем питерский форуме "Диалог культур", состоявшемся на днях (чему свидетелем был Ваш покорный слуга). Безусловно либеральный - как и сочиненный им российский "Закон о СМИ" - и европейски ориентированный Михаил Александрович убедительно показывал цифры социологических опросов, свидетельствующие о серьезном изменении рамки отношений россиян к Европе (не в лучшую сторону). Получалось, что, уровень доверия и позитивного восприятия Европы за последние три года упал не фатально - около процентов 25 - но все же ощутимо. Не думаю, чтобы это его радовало - и я ему искренне сочувствую.

В гораздо меньшей степени я сочувствую шеф - корреспонденту "The Times" в России и странах СНГ Тони Халпину, который молитвенно призывал всех присутствовавших граждан РФ (а в основном в Питере собрались журналисты и деятели культуры) "понять себя". При этом, насколько я мог заключить, он имел в виду, что понять надо следующие немудреные и не раз уж произносившиеся вещи:

1. Россия - более не империя, а "очень большая европейская страна"

2. Как раньше - больше не будет

3. Надо включатся в европейский процесс

Не бросая укор британскому коллеге, не могу все ж не сказать, что настойчивые призывы "понять себя" звучали несколько по-кашпировски. Впрочем, аудитория в транс впадать не пожелала. Больше того, соведущий Виталий Третьяков заявил британскому коллеге, что он (Третьяков) "про Россию для себя все давно понял", чем вызвал непонятное и неподдельное смятение у британца. Надо полагать, г-н Халпин в первые в жизни видел живого человека, все понявшего про Россию. Между тем в отношении смыслов, вкладываемых Халпиным в необходимое для россиян понимание, Третьяков, насколько я могу судить, вкладывал тоже достаточно - для него, во всяком случае - простые вещи:

1. Россия была, есть и будет империей

2. Если надо - будет круче, чем раньше

3. Да пошли вы со своим европейским процессом

Поскольку как минимум в третьем пункте Виталий Третьяков практически солидаризовался с четвертью населения России, на нем и хочется остановиться поподробнее, а именно попытаться выдвинуть обоснованную версию ответа на вопрос "А чего это они так?".

Наиболее напрашивающийся ответ на этот вопрос: "Проклятые СМИ вырабатывают образ врага" в данном случае не очень проходит. Во-первых, к самим человекам - европейцам, согласно тем же опросам, отношение россиян все же нейтральное. Во-вторых, СМИ у нас находятся на предпоследнем месте по уровню доверия населения и обеспечить должный эффект в отношении столь неординарного для большинства населения вопроса не в состоянии. ("Почему?" - это история отдельная, хотя, на мой взгляд, не сложная. Быть инструментом крупного, среднего, а порой - любого попавшегося капитала или иной платежеспособной силы в течение 15 лет, а потом рассчитывать на народное доверие - утопия. Как говорится, еще 1993-й не отмолили. Вместе с 1996-м, кстати. Между прочим, на последнем месте в России по уровню доверия находятся политические партии. Но это я так, к слову…)

Менее тривиальный путь поиска ответа на вопрос про Европейский Процесс заставляет попытаться сначала понять, а что это за продукт и с чем его, собственно, едят. Возьмем для простоты, три крупных его составляющих: политическую, экономическую и культурную. Попытаемся вспомнить самые крупные события на всех трех путях развития этого самого процесса.

По первому пункту - полный швах. И не надо спорить - достаточно произнести словосочетание "Европейская конституция" и все становится ясно. Вернее туманно, как судьба этой самой Конституции, пока что успешно проваленной к самой что ни на есть чертовой бабушке. Добавим к этому разногласия между новыми и старыми членами Евросоюза, приправим навязшими в зубах противоречиями между явными сателлитами США и относительно самостоятельными политическими системами. Результат убедителен.

Второй пункт был относительно хорош вплоть до признаков кризиса. Лозунг "Спасайся, кто может!" и призыв к каждому выплывать своими силами ясно продемонстрировал, что торговые войны, которые не прекращались в Европе - не просто "отдельные неудачи на фоне сплошных побед" (копирайт Б.Ш.Окуджава). В случае серьезной угрозы экономики начинают "закукливаться" с той скоростью, с какой им позволяет уровень втянутости в международные финансовые пирамиды. В последние пару дней после саммита "двадцатки" кое-что начало меняться - но в масштабе всего мира, а не отдельно взятой Европы. Так что и здесь просматривается - как бы это "по-научнее" выразиться - "отсутствие общееевропейской субъектности".

Культура… А что, собственно, культура? В ней есть и будут и космополитические направления, и фольклор. Она - и способ интеграции, и инструмент национальной самоидентификации. Не играет здесь культура всерьез - она может быть и общей при политической и экономической разъединенности (как, например, у России и Украины). Было бы иначе - провели бы в Питере "Диалог культур", стал бы Владивосток европейским городом (см. выше).

Итак, выдвинем версию. Так что у российских граждан, мало-мальски знакомых с событиями, происходящими в Европе (иначе бы они попали в графу "затрудняюсь ответить"), мог возникнуть закономерный вопрос: "А есть ли в принципе общеевропейский процесс? Есть ли, к чему присоединяться?".

Ответа пока нет, однако.

До встречи в "Chilled room".

Источник: Liberty.ru

       
Print version Распечатать