После 25-летнего "возрождения РПЦ" (по телевизору даже говорят о "новом крещении") естественен вопрос о ее дальнейших намерениях. Много писали о том, что отношения между государством и религией в России не вполне урегулированы и их контур постоянно сминается.
Cтарообрядцы участвовали в либеральном движении, потому что это движение отвечало старообрядческому образу Церкви, который предполагает соборность, выборность священства, епископов. Другой образ церкви, нежели у синодалов.
Не стоит опасаться какого-то “православного фундаментализма”. Фундаментализм предполагает горячую веру и чувство религиозной исключительности. Вы можете ждать этого от протопопа Аввакума или епископа Диомида, но не от обер-прокурора Синода, не от государева человека в кресле патриарха.
Существует экспертный совет при министерстве юстиции, есть местные экспертные советы, но фактически религиоведческой экспертизы у нас нет. Так как состав советов не предполагает наличия специалистов; он предполагает наличие людей, которые дадут такую экспертизу, которую в данный момент от них потребуют.
Православным нужно знать язык авангарда, чтобы понимать искусство авангардистов. С другой стороны, современной арт-среде также необходимо ознакомиться с истоками Авангарда. Иначе получается двусторонняя борьба с ветряными мельницами.
Сказать "я верю в Иисуса и живу по его заповедям, но в церкви не бываю и христианином себя не считаю" было для того времени настолько же абсурдно, как сказать "я это блюдо очень люблю, но никогда его не ем, а только им любуюсь издалека". Сегодня, в век виртуальных реальностей, это уже нормально.
Традиционные тексты и символы могут быть самыми разными, их наличие еще не делает никого ни христианином, ни антисемитом. Всё дело в отношении. И возглас "даждь им по делом их" может для кого-то прозвучать как призыв к погрому… а для кого-то, наоборот, как отказ от всякой личной мести, от попыток установить справедливость.
Долгое время основным принципом англиканского сообщества оставалась свобода в рамках внешних приличий. Приходя в англиканскую церковь на службу, можно было попасть и на чинную мессу с органом, и на веселый концерт с гитарами, это никого не волновало – каждый выбирал вариант для себя. Но именно в этом пункте сойтись не удалось: речь тут не об одних приличиях.
Совсем скоро в 18 регионах России начнется эксперимент по преподаванию нового предмета Духовно-нравственное воспитание. Что из этого выйдет? В ситуации, когда неподготовленным учителям предлагают учить детей как Бог на душу положит, они и будут так учить.
Владимир Можегов уж слишком сгущает краски. Ведь, что ни говори, а в теории Хантингтона, равно как и в концепции "православной цивилизации", есть своя доля правды.
У всякой западной теории в России есть возможность быть возведенной в ранг откровения. Ныне сознание российской элиты захвачено очередным учением о столкновении цивилизаций.
У мусульман ходят слухи, как в регионах Центральной России, где было введено преподавание "Основ православной культуры", дети из семей приверженцев Ислама, вернувшись из школ, осеняли себя крестным знамением и искренне изумлялись, почему это удивляет родителей.
Перед нами не просто теологический спор, перед нами два различных фундамента, над которыми надстраиваются различные политические проекты. Теология Жижека раскрывает просторы для секулярного человеческого делания, Милбанк же грезит о совсем ином...
Есть такое слово гадкое – "невостребованные". Вот светские люди сегодня «невостребованы». Они активно никому не нужны: ни государству, ни уж тем более Церкви.
Мы знаем, что мы живем не в религиозном мире, и мы в него не вернемся, а если и вернемся, то только волевым усилием института церкви, но с этим покончено. Однако нет слов, чтобы высказать наше отношение с бесконечным или священным. Слова ненадежны и хрупки.
Тупой атеизм школьных программ еще во времена Бориса Николаевича до самых печенок достал православных родителей. Что у нас школа – до сих пор живет в 1920-х годах? В эпохе воинствующих безбожников?
Не все упирается в фигуру Дворкина. Неприятность и сложность ситуации заключена в том, что сам по себе состав совета не взвешенный. Не понятен принцип его формирования. С какими религиозными общинами проводились консультации? Никто не знает.
Если раньше можно было на уровне регионов тихой сапой давать "зеленый свет" тем или иным "интересным организациям без определенного статуса", то теперь эти организации получат статус вполне определенный на государственном уровне.
"Физика христианства" – неудачное междисциплинарное учение, совершенно одностороннее с точки зрения изображения собственного предмета, селективное, написанное без знания взаимосвязей с другими дисциплинами.
Колымагин Б.Ф. Искушение культурой: проблемы взаимодействия Церкви и культуры в современной России.
В вопросах взаимодействия культуры и Церкви спасение утопающих - дело рук самих утопающих, без особой пока надежды на какие-либо структуры с той, другой или третьей стороны.
Религиозные практики в современной России: Сборник статей.
Предмет интереса авторского коллектива - религиозный быт: все, с помощью чего современный человек способен прочувствовать собственную веру.
Режис Дебре / Regis Debray. Un candide en terre sainte / "Кандид" в Святой Земле.
План книги вдохновлен жизнью Иисуса, начинающейся в Вифлееме и заканчивающейся на Голгофе. Но не так-то просто передвигаться по этому региону, унаследовавшему европейские железные занавесы.
Декларация разрушила автономность Церкви, превратив ее в неравного партнера. За восемьдесят лет, прошедших с момента ее написания и за двадцать лет после того, как РПЦ получила реальные возможности для своей деятельности, можно было найти формы церковно-государственных отношений.