Рядом с местом сбора кучилось несколько десятков негров. Они гордо держали бумажки "Иван Дулин - наш герой!", с удовольствием позируя десятку фотографов.
Говорили, что милиционеры задержали молодого человека с фаллоимитатором. Предмет удовольствия выкинули в урну, а парня отпустили, как отпустили и двоих, опаливших в толпе флаг США.
Нацболы успешно применили тактику "мы везде": тут и там загорались файера, дым застилал площадь. ОМОН растерялся: люди в тонированных касках хватали без разбору первых попавшихся, но файера продолжали загораться один за другим.
Плюшевых мишек держали за горло и размахивали ими не очень почтительно.
"Сегодня день ФСБ. Вот они и празднуют", - поглядывая в окно автобуса, произнесла девушка. Простых горожан обилие омоновских грузовиков на Невском проспекте не удивило.
" В цепочку, не пропускаем никого!" Алексей Навальный и Мария Гайдар все же пытались уйти переулками: " Маша, побойся Бога!" - пожурил ее милицейский генерал в папахе и погрозил рацией.
На суету с постамента взирает мраморный Ленин - с той же усмешкой... Сам неплохой игрок, он, похоже, чует: масть не возьмут ни управленец Касьянов, ни финансист Геращенко, а вот гроссмейстер Каспаров очень даже может.
Ближайшие выходные москвичи и гости столицы могут насладиться великолепной возможностью провести свой досуг вне обычных рамок, предлагаемых рекреационной системой, а именно - политически.
Первые говорили: "Чурки вон!" Вторые доводили мысль до конца: "Смерть жидам и черножопым!" "Русский, вставай!" - просили одни. "Мы построим новый рай! Зиг хайль!" - добавляли другие. И вскидывали руки.
- Отдай куклу, сука! - требовала громадная женщина, торговка молоком. Милиционер смущенно улыбался и уворачивался от когтей оппозиции.
Согласованный с властями марш, когда ОМОН никому не мешает, - это некоторое испытание креативности организаторов: ну-ка, хватит ли лозунгов?
Антивоенная демонстрация, которая тоже прошла в Вашингтоне в минувшую субботу, не вполне отражает мнение большинства американцев. Ее ядро составляли левые радикалы - люди, которые вряд ли сумеют повести за собой политический центр.
- Андрей, мы же договаривались, - подошла к лидеру питерского НБП Андрею Дмитриеву "яблочница" с блокнотиком в руках. - Не кричите. У нас акция не политическая, - девушка замялась, - точнее, политическая, но вы не кричите. Мы же договаривались.
Вовлеченность в сюжет - единственная гарантия твоего бытия: участвую, следовательно, существую. Сегодня уже не стоит вопрос о том, сможешь ли ты выйти на площадь в назначенный час. Сегодня этот вопрос звучит иначе: где моя площадь и когда будет час, в который я смогу там постоять?
Когда-нибудь наступит такой день, что я выйду на марш. Но не вчера. Вчера я остался дома.
"Марш состоялся" скажут при любой явке. Формула "Марш состоится при любой погоде" означает одно - он будет признан состоявшимся, даже если на него никто не придет, кроме зевак, журналистов и омоновцев.
Провокации продолжались недолго. Порядка пятисот омоновцев взяли в кольцо особо строптивых и, как легкие матрасы, покидали в комфортабельные автобусы, на таких обычно возят туристов по ночному Петербургу.
Как только кто-либо даже шепотом произносил слова "свобода" или "конституция", на него набрасывался пяток иностранных журналистов, чтобы выяснить мнение российского гражданина относительно ущемления его прав и свобод, нефтяной зависимости страны и отношение к отсидке Ходорковского.
Оппозиция, говорящая на языке "улицы", - сила радикально дестабилизирующая. Государство обязано разрушать эти очаги враждебного порядка, превращающего в хаос пространство прежнего порядка.
Значит ли то, что "Русский журнал", предоставивший трибуну средиземноморскому марксисту Жижеку, вполне может завершить неделю профориентации в революции беседой с русским бунтарем Березовским?
Для усмирения революционных дестабилизаторов власть выпускает на улицы своих радикалов - контрреволюционных. Власть сама провоцирует выход политического процесса за легитимные рамки, разрушая хрупкий социальный мир.
Три источника, три составляющие идеологии "несогласных": "За Россию без нефти!", "За Россию без Чечни и Ингушетии!", "За Россию без государства!". И это не лозунги. Это реальность 1998-1999 годов. Реальность, которую удалось преодолеть.
Именно евразийцы затеяли устроить 8 апреля, в Пасхальное воскресенье, "Имперский марш". Он-то и сыграл роль добротного официоза. А Пасху использовали в качестве "удобного момента для медийного event'а".