Вся власть педсоветам

Разговоры об образовательных сообществах актуальны. Нет смысла доказывать, что только через реальные горизонтальные связи - и общение, и деятельность - возможно живое развитие образовательной среды. Беседы, однако, идут уже лет пятнадцать, но сейчас хочется понять, каковы практические результаты. На федеральном уровне можно говорить только о двух ресурсах, отчасти отвечающих требованиям образовательного пространства, - "Интергуру" (на сегодняшний день стагнирующем) и "Педсовете" (поновее), частично вобравшим в себя актив Интергуру.

Десяток-другой площадок помельче, пара сотен локальных сообществ в "Живом журнале", портал "Семья.ру", интернет-газета "Первое сентября", образовательные порталы типа Еdu.ru, а также наполнение официальных федеральных образовательных порталов, к сожалению, вообще не выдерживают критики. Профессионального практического интереса для учителей эти ресурсы не представляют. Посещаемость порталов "Семьи" и "Всеобуча" довольно высока, но эти ресурсы - информационные, новостные, не более того. Их возможности несопоставимы с потребностями и задачами образовательного пространства.

Приходится констатировать, что в нашей образовательной системе нет современных механизмов трансляции удачных методик. Министерство образования стремится проводить реформу, калькируя западную образовательную систему. Тем временем, кризис образования - это не специфическая российская проблема, это мировое явление. Запад так же, как и мы, застрял на постиндустриальном переходе и так же топчется на месте, демонстрируя неспособность осуществить этот переход. Поэтому слепое копирование западных образовательных стандартов и образцов - политика недальновидная.

Хотя тезис о глубоком кризисе "старого образования" за несколько лет потерял свою остроту, обсуждение ряда причин, вызвавших такую ситуацию, представляется по-прежнему актуальным.

1.
Государство, несмотря на ряд потуг, пока не способно поставить внятные задачи. Самый яркий пример - последняя грандиозная история с раздачей денег школам. Весь конкурс прошел по привычным "административным" канонам и показателям. Хотя позитивный момент в этой истории был - прежде всего, демонстрация появления денег в образовании. Безусловно, и странных явлений было немало. Например, блокировка негативных высказываний на внутренних форумах своих сайтов; размещение откровенных фальшивок - неработающих, но изящно оформленных методик и проектов.

Но главный итог все же другой. У нас в стране сформирована команда из сотен тысяч учителей-экспертов. Фактически это не команда, а разрозненные субъекты, так или иначе отмеченные государством. Поодиночке. Именно по этой причине мы выделяем Интергуру и Педсовет как структуры, реально объединяющие экспертов-практиков. Пусть небольшие, пусть с недостатками, но это инициативы "снизу". В этом - ценность. В этом - смысл.

Заметим, что при любых инициативах - "сверху" или "снизу" - содержание образования не обсуждается вообще или обсуждается в самом общем виде лишь как увеличение гуманитарного компонента. А на практике гуманитарное образование - в основном механическое увеличение часов дисциплин, ассоциирующихся с понятием "гуманитарный". Критерии успешного образования отсутствуют как таковые. Учителя дезориентированы и не понимают, что от них требует государство. Те сообщества, которые ведут активную дискуссию, признают глухоту чиновников и затрудненность контактов с властью, с партнерами.

Экспериментальные площадки, где вырабатывалось бы новое содержание, плюс площадки широкого и квалифицированного обсуждения нового опыта - также разрознены.

2.
Государство, с одной стороны, демонстрирует боязнь открытой дискуссии: министерство что-то планирует, но общество узнает об этом в последний момент, выражая недовольство тем, что решение принималось без какого-либо его участия.

С другой стороны, само образовательное сообщество оказалось неконсолидированным, разрозненным и слишком аморфным. Государству неясно, с кем вести диалог, где площадки консолидации образовательного мнения, где представители нового образования и т.д. Не случайно авторские школы называют не передовыми, а "оторвавшимися".

Сегодня главная проблема - в оформлении образовательного пространства как такового и появлении субъектов, способных вести диалог.

Вероятно, первыми "ласточками" подобного движения могут стать эффективные экспертные сообщества. Не консультанты и методисты, а сообщества практиков, взявших на себя экспертные функции. Остается только их действительно сформировать, а не просто объявить результаты конкурса.

3.
Чтобы зародилось новое движение, нужны люди, механизм трансляции и новый образ жизни, включающий в себя что-то из старого, но, безусловно, привлекательнее. Потенциальные участники такого движения уже есть. Это представители частично угасающих, частично новых сообществ: учителя литературы, обсуждающие с учениками учебные планы в блогах "Живого журнала"; руководители департаментов образования, ведущие активную полемику на форумах "Педсовета"; учителя химии, создающие мультимедийные презентации и активные онлайн-тесты...

Вот эти частицы необходимо собрать. Предстоит долгая, кропотливая и рутинная работа. Успех ее будет только в том случае, если на эту работу появится заказчик, оперирующий адекватными ресурсами. Тот, кто поймет: такую огромную и рыхлую массу, которую сейчас представляет образовательное пространство, стянуть, связать между собой можно только сетью. Сетью коммуникаций, а главное - сетью деятельности. Не просто дать доступ к Интернету - заложить принципы сетевого взаимодействия в основу эффективного развития.

Если в роли заказчика выступит государство, у него (государства) есть шанс реализовать какую-то образовательную политику, если корпорация - образовательную политику будет реализовывать "Procter & Gamble". Или "Microsoft". Технологии, с успехом работающие в общественных коммуникациях, в политике могут применяться в создании реально действующего образовательного сообщества. В роли экспертов при оценке качества и результатов работы должны выступить такие же практики. Требование времени - скорость - сводит к нулю эффективность любых ежегодных конференций и выставок. Необходимо действовать в режиме реального времени, необходимо создать новое открытое образовательное пространство, в котором действует единый алгоритм: придумал - попробовал - поделился с другими - оценил результат.

И только так в итоге мы получим образовательное сообщество, где есть общественная экспертиза, общественный контроль и общественное признание. При жизни и без мучительного пробивания головой разнообразных барьеров. Это может происходить в разных обличьях: под эгидой национальных проектов, под флагом политического движения. Неважно. Теперь главное, чтобы появился внятный стратегический заказ на развитие и поддержку разных инициатив. Иначе мы можем просто-напросто не успеть. И тогда все пойдет по самым печальным сценариям, неоднократно изложенным на десятках учительских форумов.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67