Тут-то блогеру конец

В один из февральских вечеров автор оказался в "Билингве". "Билингва" была нетипичной, в ней висело непривычное надрывное воодушевление. Даже накурено было сверх меры, хотя там всегда накурено, но - не до такой же степени. Внутри ходили не вполне типичные и достаточно однородные граждане. Будто бы какой-то слет слегка возмужавших скаутов. Большая часть из них имели при себе фотоаппараты, они старательно фотографировали друг друга - группами и порознь.

Выяснилось, что все это - на тему премии Паркера, которая, как известно, для блогеров, так что по помещению ходили и старательно фиксировали друг друга именно они. Кроме того, они фоткали и заголовок премии, то есть лично М.Кононенко, сидевшего в дальнем углу слева от сцены. Кононенко принимал знаки внимания, иногда меняя позу для разнообразия изобразительного материала.

Надрывность, впрочем, акцентировать не будем, чтобы не производить в самом начале статьи оценочного суждения. Статья физических лиц вообще не касается, исключительно о тренде. Итак, раздача премий Паркера, то есть чего-то там памятного блогерам, отличившимся в каких-то номинациях. Но дело в другом: в свободной раздаче валялся печатный продукт на изрядно глянцевой бумаге, 16 полос, формат - приблизительно А3.

Печатный продукт назывался так: "Живой журнал" #0 (пилотный)". В выходных данных сообщено, что это "Информационно-аналитическое издание газета "Живой журнал", свидетельство о регистрации ПИ#ФС77-26424 от 30 ноября 2006 года, учредитель - Демократическая партия России. Тираж - 10 000 экземпляров, распространяется бесплатно". Реально вот такое название. ДПР приватизировала, что ли, весь бренд? Но и это частность.

Речь о сложной, но бесхитростной эволюции инструмента live journal в окружающей действительности. О его появлении, развитии и т.п. говорить скучно, про это все и так знают. В сущности, полезная штука, позволяющая следить за трендами, возникающими в массовом и даже не совсем массовом сознании лиц вне их территориальной привязки. Года два назад было неплохо, потом все стало хиреть, энтузиазм съеживался, сообщений по делу становилось все меньше, видимо - сказалось естественное недоумение от писаний невесть куда. Свои тексты проще хранить на своем компьютере, а публиковаться - в традиционных местах публикаций, а что ЖЖ? - вывесил, и тут же проехало... Но некоторый осмысленный дискурс там еще сохранился, только он уже факультативен относительно массовых трендов. Массы же употребляют ЖЖ как средство самоидентификации, самовыражения, а также самоманифестации.

Понятно, что тут реализуется известный облом, описанный еще И.Ильфом в его максиме о том, что когда-то все кругом говорили "радио", "радио", а теперь радио в каждом доме, но счастья все равно нет. Да, новые поколения имеют тут иллюзии, не зная, как бывает в жизни. Интересно другое. То, что, во-первых, механизмы упования на технические средства всегда одинаковы; во-вторых, эти упования постоянно возобновляются. Конечно, это не о лицах, использующих данную среду по случаю и локальным интересам, но о тех, кто себя со средой соотносит, отчасти там и живя. Отчасти ее и создавая.

Особенности вроде бы в том, что в данной операционно-коммуникативной среде теряются как территориальные, так и гендерные, не говоря уж про образовательные границы, и все скручивается в свободное взаимодействие свободных людей внутри свободного пространства. Был бы только мессидж.

Итак, территория, на которой все могут невозбранно самовыражаться. Они это и делают, то есть не все, а кто хочет самовыразиться. Они ищут близкие социальные слои, коммуницируют, испытывая эмоции. При наличии некоторого любопытства можно узнать очень много нового как относительно особенностей самоидентификации различных социальных сред, так и о новых балансах между публичными и приватными высказываниями. Прекрасны присущие ЖЖ пафос и манера подачи своего мессиджа, как если бы его автор выступал с трибуны в зале, одновременно заполненном тысячами сограждан. Это трогательно, амбиции развиваются и проявляют себя, коммуникационный инструмент развивается и рождает своих героев. Прекрасно, когда граждане старательно фиксируют свои ежедневные чувства по мере их возникновения, а также - попутные рассуждения об открывшемся в данный момент смысле жизни. Не говоря уж о сообщении эмоций от потребления того или иного продукта как материальной, так и нематериальной природы.

Вообще, там залежи эмпирики для психоаналитиков. Можно, например, выяснять, отчего это LJ так популярен именно как ЖЖ, то есть в зоне.ru, и какие именно компенсаторные функции он на этой территории выполняет. Не говоря уж о социологических вариантах. Исследований между тем здесь мало. Совершенно нет, так что начинаешь думать: а не описать ли тренды отечественной журналистики на основе сообщества paparazzi?

И вот в момент, когда развитие данного инструмента находится явно не в лучшей фазе, усиливаются рассуждения о том, что все типичные СМИ переживают кризис, поскольку теперь все что угодно можно узнать через блоги. "Яндекс" начинает выставлять рейтинги блогов, отдельные сетевые издания прикручивают на главные страницы анонсы блогов, а несетевые - перепечатывают отдельные блогерские мысли. Что это - прогресс или агония?

Личные ощущения от похмелья, погоды и секса изложены неоднократно, самые заветные слова сто раз натюканы и ушли куда-то. Что дальше? Сидеть у монитора и ждать появления откликов на новый крик души? Но комментариев всегда будет меньше, чем хотелось бы. Да и таких, что лучше бы и не надо. Куда-то двигаться?

Да, происходят частные встречи и тусовки виртуалов, они радостно постят фотки и сообщают у себя, с кем развиртуализировались. Приносит ли это им облегчение? Возможно. Есть еще радость в разных фичах, смене юзерпиков и т.п., но с отдельным существованием данной формы жизни уже не получилось - а зачем иначе личные встречи? К чему делать рейтинги? Кому именно сообщать о расцвете отрасли? История хиреет, вот и ищет дополнительные возбудители интереса. Это же надо было СУПу сообразить, чтобы войти в этот бизнес ровно тогда, когда пик уже пройден и придется обслуживать маргинальную территорию.

Так вот, "Информационно-аналитическое издание газета "Живой журнал", на прочной глянцевой бумаге, имеет в себе 16 полос, внутри которых содержатся тексты, авторами которых являются лица с никами. Все они, которые теперь и на бумаге, оттуда. Небольшая экскурсия земноводных на сушу.

Рассуждают о разном, как обычно. О русскоязычных общинах в Германии, о русских эстонцах (типа ЖЖ стирает границы, а то), милые комментарии на тему, "что и как будет, когда Россия вступит в ВТО". Материал о том, как жить ленивым студентам, а также картинки с "преведами". Имеется также литературный разворот, а еще - что-то про нидерландский музей секса с более-менее невинными картинками. Воспоминания г-на Смирнова о том, что было в день, когда умер Майк Науменко, беспонтовый бред на тему жж-переиначивания цитат из кинофильмов ("Деточка, а вам не кажется, что ваше место на дне рейтинга "Яндекс") и всякое такое. В общем, ЗОЖ или "Шесть соток". Кроссворда только не хватает и гороскопа.

То есть никакого перехода в аутичность - естественного для подобной среды - не происходит. Постоянный коннект не производит новых типов отношений, эти мальчики-девочки хотят развиртуализоваться, сфотографировать друг друга, получить свидетельство своего существования и своих отношений в твердой форме. Уже можно начинать говорить о психологической травме ЖЖ-поколения. Уже можно, иначе бумага-то зачем?

Но не все так просто. Есть один нюанс, связанный с данным изданием, и он требует пересмотреть этот вывод. Вспомним фильм "Солярис", эпизод первого появления героини, смоделированной инопланетным разумом. Героиня является к герою совершенно как настоящая, одно отличие: она одета во что-то адекватное, но - инопланетный разум не удосужился скопировать застежку, так что герою приходится разрезать ее одежду ножницами. И тут он все понимает окончательно...

Так вот: с этим глянцевым изданием то же самое. Оно большое, плотное. 10 тысяч бесплатных экземпляров - владельцы не поскупились, то есть средства имелись. Но оно не сшито. Забыли про скрепку... Блогерам надо задуматься - их принялся юзать инопланетный разум, однозначно. Скоро от них рожки да ножки останутся.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67