School Food Is Good Food, или Накормить школьника

Я разверну, пока второй урок
не слился с третьим,
свой завтрак...

В.Гандельсман "Разворачивание завтрака"

Есть, т.е. кушать, т.е. вкушать пищу, во время урока не разрешается. Кто хоть раз не нарушал его? Изловчиться, отломить кусок булочки, быстрым движением положить его в рот, разжевать, проглотить. Кажется, не заметили. Трудно остановиться, если выходка сошла с рук. И рука, как у фокусника, продолжает отщипывать кусочки и незаметно помещать их в рот. То ли сладко, то ли страшно. А ведь на перемене можно и вовсе не вспомнить ни о булочке, ни о голоде. Да и такой ли притягательной и вкусной окажется школьная еда между уроками?

Но ученик ест (и по большей части все же не во время урока), не может не есть на протяжении долгих школьных часов. Достать еду в школе, не покидая ее пределов, можно несколькими способами:

- в школьной столовой или буфете;

- в свертке (ланч-боксе), принесенном из дома;

- в свертке (ланч-боксе), принесенном из дома товарищем.

Еда, которую готовили в школьной столовой моей памяти, имела мало общего с кулинарией, т.е. искусством (ну пусть умением) готовить пищу. Возможно, у современного школьника словосочетание "школьная столовая" не связано с характерным запахом сально-жирно-вареного, видом сероватых котлет, впечатанных в порцию пюре, уложенного в тарелке волнами с лужицами растопленного "масла".

Так или иначе, столовая предполагает, что там готовят, и с этим связаны надежды на обед, основательное питание. В то время как буфет - заведение какое-то легковесное, театральное. Интуиция подсказывает, что школьный буфет сейчас предлагает школьникам чипсо-сникерсо-чупачупсовое раздолье вкупе с прохладительными газировками.

То, что школьник обнаружит в своем домашнем узелке, вряд ли будет пищей "горячей", если, конечно, сверток - не специальный термальный пакет. А в силу определенных традиций российский родитель в школьной еде ценит градус ее нагретости: дети должны получать горячий обед, а не жевать всухомятку.

Но если нет доверия школьному "горячему питанию", можно организовать домашнее, которое, конечно, не будет горячим, но может быть эффективным. Пищевая ценность? Чем, в самом деле, правильный бутерброд, запиваемый чаем, кофе, какао, соком, даже просто водой (газировке - полная отставка!), хуже? Съесть горячий обед школьник может и дома, после школы.

Обратимся к специалистам. Я имею в виду Гордона Рэмзи - именитого британского шеф-повара и опытного отца-кормильца. Кстати, всегда интересно, чем кормят своих домашних знаменитые кулинары. Что касается ланч-боксов, то своей дочери Меган Гордон Рэмзи готовит псевдопиццу на основе французского багета: соус из свежих томатов, ветчина прошутто, базилик; сыну Джеку - куриное филе с манго и авокадо, завернутое в тонкую лепешку-тортилью. Еще оба получают по кексу и по порции хумуса. Гордон Рэмзи уверен, что в ланч-боксах его детей имеется необходимое количество белков-жиров-углеводов-клетчатки-витаминов, и уверяет, что коробки возвращаются домой опустошенными. Охотно этому верю.

Предположим, что в школе все же готовят пищу, а не порционное варево. Но накормить школьника по всем правилам - придумать сбалансированное меню и наблюдать стихийное возрождение общества чистых тарелок - ужасно трудно. Следует учитывать ограниченный бюджет школьных столовых - раз. Преимущество запакованной буфетной еды - два. Три - многие дети вообще плохо едят. С годами это проходит. Удивительно, что дети тащат в рот всякую гадость, не всегда съедобную, не всегда привлекательную, но наотрез отказываются от разного рода вкусностей. Дети любят "простую" пищу и восстают против смешения вкусовых ощущений. К этому нужна привычка, может быть, воспитание вкусовых рецепторов.

Как справиться с нежеланием ребенка есть, даже если он голоден? Рецептов нет, при всем многообразии психо-, дието- и прочих логов. По наблюдению автора и его скромным выводам, не стоит превращать еду ни в муштру, ни в развлечение. Может, позиция "еда как сюжет, открытие, познание" привлекательнее? Может, еда - не менее значимая костяшка на счетах "образование-культура", чем "читать", "писать", "музыка", "спорт" и пр.? Гордон Рэмзи считает, что детей следует научить есть сбалансированную пищу с младых ногтей. Тогда они не будут бояться ни лука, ни оливок, не будут подозрительно спрашивать, что это такое зелененькое (авокадо) в курином рулетике.

И самый стойкий отказник по части еды вынужден что-то есть, даже изредка или очень изредка. За это "что-то" можно зацепиться, от этого можно оттолкнуться. Почти все дети уважают сосиски и курицу, отдают должное пицце, разного рода бутербродам или просто хлебу, сдобной булочке, пирожкам, любят погрызть яблоки, почти никто не отказывается от бананов.

Хорошо, если в школьном расписании есть достаточное количество времени для обеда. Хорошо, если в школьном здании есть подходящее помещение для вкушения пищи и оно доступно и тем, кто покупает еду в школе, и тем, кто приносит коробочки из дома. Если эти условия соблюдены, тогда - простор для фантазии: чем заполнить коробочку для ланча, чтобы она вернулась домой абсолютно пустой и содержимое было съедено владельцем, а не пущено на другие цели?

Но ведь столовые в школах не пустуют. Как их реабилитировать, отлично знает телереальный британский шеф-повар Джейми Оливер. Его опыт - это революция. Долой чипсы и гамбургеры! Кормите меня лучше! Feed Me Better! Его показательные обеды для школьников и петиции правительству имели абсолютный успех. Даже школьники признали, что куриные отбивные со сладким картофелем вкуснее, чем еда из упаковки, и правительство увеличило расходы на школьные обеды.

И гурманы, воспитываемые дома, и шумные революционеры в школьных столовых - прекрасное решение проблемы здорового питания молодого поколения. Но как будто недостает еще какого-то элемента, примирительного. Элис Уотерс - американская легенда, шеф-повар, основательница ресторана "Chez Panisse" в Беркли, штат Калифорния; имеет престижные кулинарные награды, медали лучшего шеф-повара; активная сторонница органического сельского хозяйства. Ее специальный проект "Съедобный школьный сад" вот уже почти десятилетие обучает школьников, как собственноручно выращивать, собирать и готовить экологически чистые продукты питания. Возможно, это несколько обходной путь, постепенный: от земледелия к кулинарии, неспешно, без лишнего напряжения. Или просто несколько утопичный, очень калифорнийский.

Между прочим, сверхмодные сейчас суши были изобретены заботливыми японками как удобная для школы еда: компактные рулетики из риса и рыбы, обернутые водорослями.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67