Политтехнология выигрыша

Победа на Евровидении Норвежского королевства стала, на мой взгляд, суммированным результатом совместного действия трёх различных векторов. Прежде чем их назвать, замечу, что любая победа на Евровидении это прежде всего победа страны, а не исполнителя. Не случайно знатоки отмечают, что никто из победителей Евровидения, за исключением АББА, не смог в дальнейшем стать звездой первой величины даже в своей стране. Ну, а звёзд первой величины, явившихся на Евровидение, там по традиции жёстко прокатывают: так поступили когда-то с Аллой Пугачёвой, та же участь постигла сегодня и Патрисию Каас, «символ объединённой Европы»...

Теперь более конкретно. Вот три вектора или фактора, давших победу обаятельному Александру Рыбаку. Блестящая «политтехнология выигрыша», умело разработанная норвежцами. Достойная наилучшей похвалы византийская интрига Москвы, полностью достигшая своих целей. И, конечно, обязательная «рука Европы», то есть Европейского Союза, побледневшая в тени кремлёвских башен, под звоны зубодробительных сумм, потраченных московской элитой на огранизацию этого конкурса.

Норвегия сделала всё правильно, по-научному. «Электорат», включая «могущественные лобби», был разбит на группы – и каждой из них был послан однозначный сигнал. Привлекательный образ самой Норвегии к этому вполне располагал. Балканские страны и Франция увидели в этой песне, которую «мальчик сам написал», столь родной и любимый ими уличный шансон; Северная Европа проголосовала за «оригинальное шоу» соседей-норвежцев, российские еврейские олигархи – спонсоры конкурса – увидели в мелодичной песне Рыбака несомненно близкие им мотивы, а уж в его жилетке и скрипочке – и подавно выразительный образ «скрипача на крыше»...

Женщины голосовали за «очень-очень симпатичного мальчика», ожившего солиста Take That 20-летней давности; ну а мужчины, известное дело, голосуют в подобных случаях так, как хотят их подруги и жёны. Что же до известных (и влиятельных в этой среде) сексуальных меньшинств... Не хочется повторять газетные сплетни, но всё же пару слов на эту тему скажу чуть ниже.

Второй фактор: «Рука Москвы». Помимо обязательных на таких мероприятиях интесивных кулуарных интриг, прекрасно удавшихся и в России, стоит назвать скандальный случай с уходом Киркорова из жюри после «совместного ужина» с будущим победителем. Этот скандал, организованный датчанами, пославшими на конкурс, как это принято у них, «группу поддержки исполнителя» из похожих на журналистов профессиональных «людей в штатском», обернулся против самих датчан. Норвежцы (которые датчанам как белорусы русским) вряд ли были обрадованы этим скандалом, Киркоров без дискуссий вышел из жюри, прощально махнув шарфиком, а Александр Рыбак выиграл «всё равно».

Это безусловно, вторая (после самого факта Евровидения) победа России. Во-первых, победил белорус, то есть представитель «Русского мира». Во-вторых «остальному миру» (и не только Европе) напомнили, что Россия и Норвегия вообще-то похожи – причём не только приполярной географией, северным характером и нефтью, но и «вообще». Именно с такими неброскими культурами как норвежская русские ощущают сегодня подсознательно близость – а отнюдь не со скачущими в широких сапогах и вышитых рубахах «братьями»-хорватами, «душевными» румынами или «гостеприимными» южными соседями... Это просто факт, с которым нельзя не считаться – вопреки всем печальным политическим реалиям и новым геополитическим разломам.

Стоит особо заметить, что среди стран-победительниц Евровидения в Москве нет стран-членов Европейского Союза! Ни победившая Норвегия (387 баллов), ни Исландия (218), ни, разумеется, Азербайждан (207), ни Турция (177) не являются членами ЕС. Как, впрочем, и сама Россия. Бог с ним, с Азербайджаном – важно другое. Значит, помимо ЕС-овского формального членства есть и другая Европа, - ничуть ни менее европейская и полноценная, чем «обладатели корочки»! Это очень важный сигнал.

Ну, а «усомнившемуся» в последнее время Лукашенке этой победой из России дали ещё раз понять: вы видите, что мы вас любим, но путь в «лучшие дома Европы» лежит через ворота в Спасской башне. И никак иначе. Во всяком случае, мы - «только вместе» и это наш общий путь.

Жалко, конечно, 30 миллионов евро русских денег, потраченных на Евровидение на фоне кризиса. Но в плане политическом вполне можно сказать: московские организаторы конкурса – молодцы.

Что до роли самой Европы – отдав в прошлом году Евровидение Москве (после долгих скитаний конкурса среди разных там Балтик и Балкан), ЕС бесплатно поднял престиж конкруса, расширил его размах и масштабы. Это было, безусловно, выгодной «политической инвестицией» для ЕС, причём инвестицией, обретшей вполне материальное измерение. С позиций ЕС, победа белоруса из Норвегии произошла в рамках общей объединительной политики конкурса на поощрение исполнителей одной европейской национальности, представляющих на конкурсе другую европейскую страну. Опять же, победившая Норвегия – страна богатая, нефтяная, а нефть, в отличие от «финансов», не может мгновенно исчезнуть в никуда, предварительно появившись из ниоткуда... Беларуси европейцы также помахали ручкой: мол, вашу нацию мы знаем, но вам надо активнее стремиться к Европе... Однако Лукашенко мужик неглупый: ему радары НАТО в Беларуси не нужны, судьбе того же Ющенко вряд ли позавидуешь, да и вообще, мудрым белорусам с соседней Россией воевать совсем как-то ни к лицу.

Хороший конкурс, хорошая победа, хорошая песня. А приехавший из страны фьордов Александр Рыбак победил, конечно, заслуженно – и с этой победой его можно от души поздравить.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67