На смерть миссис Алби

Компания "Avon" в 2006 году отмечает 120 лет своей деятельности. Люди, которые в ней работают, называются представителями. Первым представителем компании была миссис Алби - в каталоге компании она аттестована как "легендарная". Фото имеется - миловидная дама в мятом костюме по американской моде 90-х годов девятнадцатого века, на голове - шляпа с перьями, под мышкой - дамская сумочка. На сайте Avon миссис Алби не упоминается, хотя краткая история компании представлена с момента основания - 1886 года.

О миссис Алби известно: годы жизни - 1836-1914 (7 декабря); полное имя - Persus Foster Eames Albee; место рождения - Newry, Oxford Country, Main, USA; место захоронения - Evergreen Cemetery, Winchester, Cheshire country, New Hampshire, USA.

Фотография дома, в котором она умерла, размещена в сети - одна из представительниц компании собирает пожертвования с целью оформить в доме "комнату Миссис Алби".

Прочая информация в открытых источниках отсутствует, кроме беллетристических рассказов "из истории компании", изложенных на сайтах таких же представителей, как и той, что собирает пожертвования. Мораль: миссис Алби подсказала основателю и владельцу компании способ прямых продаж без коммивояжерских разъездов по штатам, а именно кругу своих знакомых, а через них - их знакомых, и так далее. Способ оценивается как революционный с точки зрения положения женщины в американском обществе в конце 19 века. На сегодняшний день утверждается, что работа представителем компании позволяет заработать.

Что мне известно о своем представителе? Имя, телефоны, семейное положение, внешний облик. Прямые продажи теперь почти безличны и мало отличаются от продаж по Интернету. Мой представитель - не навязывает, не рекламирует. Подозреваю - это ее персональная особенность. Она только говорит: "Вот это очень хорошее средство".

Вариант в Великобритании делает из представителя именно что курьера - общение с ним эквивалентно стоимости доставки и упаковки заказанных товаров по Интернету. Беседа с представителем возможна и по телефону - как отдельная опция. Вызвать представителя на дом - это старомодно. Но встретится с ним - еще возможно.

В России работают только представители. Для Москвы такой вариант выглядит несовременным, но, тем не менее, с некоторых пор я - постоянный клиент.

Мой интерес заключается в разглядывании каталога продукции - предметы, выставленные на продажу, каждый раз одни и те же, но их представление отличается от номера к номеру, и за подобными изменениями любопытно наблюдать, как за игрой в шахматы. Каталог обходится представителю в 20 рублей - небольшая сумма для издания, в некотором роде заменяющем, теперь уже покупателю, глянцевый журнал, только без статей на тему, как быть самой собой, выбрав из нескольких моделей поведения, явленных в достоверных примерах. В общем - выбирать, покупать товары компании "Avon" и пользоваться ими, для меня - истинное удовольствие.

И каждый раз, заказывая по телефону различные предметы, я представляю себе последовательность действий, в которые вовлечена, спектаклем кукольного театра, функционирующего по законам общества потребления, таким, как его понимает Бодрийяр.

Это прекрасная фантасмагория, где участник, предмет, действие выступают как знаки, лишенные реальности, знаки, которым отказано даже в том, чтобы быть символами. Симулякр отплясывает в обнимку с симулякром, прихватив заодно и самого Бодрийяра, раз уж критика общества потребления - составная часть системы, где не дотянуться до трансцендентной истины, где невозможны спонтанность, естественность и удовольствие. Практически макабрический танец, заклинающий появление реальности, которая, понятно, здесь никому не нужна, раз все так устроено, что дело дошло до уже имеющихся в наличии и предъявленных кодексов знаков и различий, скрепленных коммуникацией. То есть, откручивая в ванной крышку баночки с кремом Avon, любой потребитель исполняет долг гражданина - полноценного члена общества потребления - проходит одну из стадий потребления.

Рассмотрим, как это прервать? Смерть той же миссис Алби, а в будущем - меня и моего представителя - не были и не будут для общества потребления хоть сколько-нибудь событием, претендующим на реальность. Адепты умирают только в пользу общества потребления. Но и террористический акт, направленный против компании Avon как транснациональной корпорации, зарабатывающей на эксплуатации мифа о возможности заботы о человеческом теле, не удостоился бы со стороны Бодрийяра оценки как реального события. Даже, если бы теракт по масштабам был бы сопоставим с тем, что случился 11 сентября 2001 года в Америке. В то время ликвидация его последствий, при участии средств массовой информации, лишь подтвердила верность разработанной в 60-е годы теории, столь же тотальной, сколь и сам предмет рассмотрения. Система общества потребления восстанавливается, меняя облики как личины.

Преобразование, кажется, невозможно - любое действие или высказывание обусловлено и заранее предусмотрено самой системой. Бодрийяр, конечно, ждет не дождется возвращения трансценденции, но при этом плетет прежние узоры в каждом следующем тексте об углублении отчуждения. И поэтому представляется только один, действительный, истинный, радикальный и соответствующий ожиданиям Бодрийяра вариант. Тотальное уничтожается тотальным. Разрушение системы возможно только с помощью ядерного оружия, но не локально (такое уже было), а по всему земному шару.

Француз Бодрийяр - тайный поклонник покойного американца - Стенли Кубрика. Фильм "Доктор Стренджлав, или Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу" (1964) имеет схожую, равную Бодрийяру, тотальную мораль: система может быть устроена как угодно, даже абсурдно, но ее гибель неизбежна, соразмерна по масштабу, и бесконечно прекрасна.

Бодрийяр, безусловно, также и поклонник прекрасного. Он совершенно очарован, заворожен, восхищен раем, который создан и совершенствуется для него, как для любого другого потребителя. "Парли-2. ...Испытываешь никогда ранее не ведомый комфорт, когда медленно прогуливаешься между магазинами, предлагающими их соблазны запросто... В этом союзе комфорта, красоты и пользы посетители Парли обнаруживают материальные условия счастья... " (Бодрийяр, 1).

Или: "...тому, что я называю "гиперреализмом симуляции", - возведению домашнего универсума в космическую степень, в космическую метафору, с сателлизацией двухкомнатной квартиры с кухней и ванной, выведенной на орбиту в последнем лунном модуле. Сама квотированная природа земного жилища, гипостазированного в пространстве, означает конец метафизики. Отныне начинается эра гиперреальности" (Бодрийяр, 2)..

Бодрийяр всегда использует уже созданное - масс-мадиа, гаджеты, поп-арт, ксерокс и прочие радости общества потребления. Поэтому нельзя ошибиться в сравнении описания домашнего универсума с другим фильмом Кубрика - "Космическая Одиссея 2001" (1968), где интерьеры кораблей выглядят совершенно самодостаточными элементами. Как если бы тем, кто наслаждается жизнью в обществе потребления, показали время вперед - как человечество славно обустроится в космическом пространстве. Бодрийяр, надо полагать, тоже был бы не против - слетать и покритиковать всласть увиденное.

Близость Бодрийяра и выстроенной им системы кинематографу Стенли Кубрика позволяет говорить о работе воображения, той, которую систематизировал Ролан Барт. Согласно бартовской классификации, "обращаясь к знаковому феномену, мы неминуемо вынуждены сосредоточить свое внимание на каком-либо одном из трех отношений; мы "видим" знак то в символическом, то в системном, то в синтагматическом ракурсе... но даже если все три отношения оказываются выявленными, каждый индивид (или каждая школа) стремится основать свой анализ только на одном каком-нибудь измерении знака: в результате возникает преобладание одного видения над целостностью знакового феномена..." (Барт, 3).

Бодрийяр отвергает символические и, в ряде случаев, парадигматические отношения между означающим и означаемым, и предпочитает видеть только синтагматические, случайные связи между знаками. Он и сам это отчасти признает, оговаривая "...все это не означает, что домашний универсум - дом, его объекты и пр. - все еще не существует в традиционном смысле - социальном, психологическом, различительном и т. д. Это означает, скорее, что ставка делается уже не там..." (Бодрийяр, 4).

Всякий свой текст Бодрийяр заканчивает, как бы разводя руками, сообщая, таким образом, что ничего в этой ситуации нельзя сделать, и он сожалеет об этом. Он не предоставляет нам возможность насладиться даже и утопическими вариантами социальных преобразований, гипотетическими методами возвращения к реальности. Всякая попытка окажется пустой в существующей системе псевдоотношений.

Однако, Бодрийяр все же ожидает "грубых нашествий и внезапных разрушений" (Бодрийяр, 5), равно как и другие критики нынешнего положения дел, например Иммануэль Валлерстайн, сообщающий, что "по сути невозможно предсказать, каким будет исход. Мы окажемся в точке бифуркации, и случайные отклонения будут влечь за собой громадные последствия. Все, что мы сможем делать, это быть ясно мыслящими и активными, потому что наша собственная активность будет частью этих отклонений, и будет иметь глубочайшее влияние на результат" (Валлерстайн, 6). Пожалуй, это единственное, что для Бодрийяра, с его тотальной системой потребления, относительно приемлемо. И равно, парадоксальным образом, это подходит потребителю и представителю компании Avon, да и любому члену общества потребления. Ответственное же дело - делать покупки, выбирая между утратившими реальность вещами-предметами.

Примечания:
1. Жан Бодрийяр. "Общество потребления". М., 2006, стр. 10-11 // Jean Baudrillard. La societe de consummation. Ses mythes, ses structures. Paris: S.Y.P.P., 1970 (пер. Е. А. Самарской)
2. Jean Baudrillard. Ecstasy of Communication // The Anti-Aesthetic. Essays on Postmodern Culture / Ed. H. Foster. Port Townsend: Bay Press, 1983. P. 128. (Tr. John Johnston) (цит. по http://anthropology.rchgi.spb.ru/bodriar/bodriyar_t1.htm)
3. Ролан Барт. "Воображение знака". "Arguments". 1962 // Ролан Барт. "Избранные работы: Семиотика. Поэтика". М., 1994, стр. 247
4. Jean Baudrillard. Ecstasy of Communication // The Anti-Aesthetic. Essays on Postmodern Culture / Ed. H. Foster. Port Townsend: Bay Press, 1983. P. 133
5. Жан Бодрийяр. "Общество потребления". М., 2006, стр. 245
6. Иммануэль Валлерстайн. "После либерализма". М., 2003, стр. 193

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67