Места под партзастройку

В современном обществе способы и условия продвижения партии и бренда практически не отличаются. И политические партии, и корпорации ориентированы на актуальные или актуализируемые разноуровневые интересы общества. Успешность бренда на рынке или партии/кандидата на электоральном поле определяется их способностью "агрегировать и артикулировать интересы" (как это записано в немецком законе о партиях), способностью отвечать на существующие требования и запросы общества - существующие или конструируемые самими партиями и брендами через рекламу и PR. Народ не все схавает, кое-что ему хавать не интересно и не хочется.

Разнообразие брендов и политических сил, как и разнообразие самих интересов, делает формирование единого политического или экономического метанарратива (одна "Единая Россия", одно "Жигулевское пиво" и т.д.) фактически невозможным и уж точно контрпродуктивным. Вот и начинается в партийном строительстве почкование новых "кремлевских проектов", слияния малоэффективных брендов, отращивание крыльев у "медведей" и прочие алхимические упражнения кремлевских и околокремлевских обитателей. Вот только партайгеноссе российской современности представляют потребителя своих новых проектов очень условно, исходя из самих себя. Оттого и появляются в политической архитектуре ниши и пустоты. Потому что система координат, в которой срочно рисуются новые проекты со сроком сдачи в 2007-2008 году, не соответствует реальности.

Прежде всего конструкция "правый" - "центрист" - "левый" устарела и морально, и физически. Мы даже не говорим о том, что у нас непонятно, кто действительно "левый", а кто "правый" - традиционная претензия к нашему политическому спектру со стороны ученых-историков. На региональном уровне спектр и вовсе распадается - не один западный политолог свихнется, увидав прочный тандем коммунистов и центристов в какой-нибудь вятской легислатуре. Сейчас "правых" и "левых" не остается вообще - все стремятся в центр. Даже Касьянов с Хакамадой называли своего "новорожденного" "центристским движением", т.к. заявленная цель - победа на президентских выборах, а за центристов якобы выступает большинство населения.

Еще более неподходящей для партстроительства оказывается шкала "либерал" - "государственник" или "патриот" - "западник". Как известно со времен Пушкина, "главным европейцем в России является государство", соответственно, единственно удобное и не проигрышное место для западника или либерала у нас - государственная служба или окологосударственное кормление. Чубайс, Сурков, Дворкович, Греф, Кудрин - вот список (неполный) разрешенных "либеральных" людей, открыто пропагандирующих свои "демократические" убеждения и ценности. Для всех остальных политический дрейф в сторону либерализма и западничества чреват политической и бизнес-катастрофой.

А вот чего нашему политическому спектру последние годы недостает, так это красочности. Яркость, "выпуклость" ходов, заявлений, смелость идей - вот то, за счет чего любой обеспеченный человек смог бы очень быстро выйти на ключевые позиции в любом крыле партийной постройки. Человек, не готовый быть ярким в нынешнем раскладе, обречен на позицию "заднескамеечника - единоросса" в Совете Федерации или Государственной Думе.

Если же говорить о нишах и пустотах, никак пока политически не застроенных, то даже навскидку можно назвать с десяток. С некоторой долей условности их можно разделить на социальные и политические. К социальным мы отнесли те группы общественных интересов, которые пока недостаточно отрабатываются в политическом поле. К политическим - силы и инструменты, которые напрасно не используют и позабыты. Итак:

Социальные ниши

Семейные ценности. Совершенно незанятая и очень перспективная ниша, лежащая в русле общегосударственного политического вектора. Никакой подъем рождаемости и воспитание патриотизма у подрастающего поколения невозможны без опоры на крепкие семьи. Попробуйте найти избирателя, который не согласился бы с тем, что дети должны расти в полных семьях. Не вызывает сомнения и то, что именно на благополучие семьи работает большая часть населения страны. А полномасштабно и качественно этим у нас никто не занимается, хотя, по идее, должна была бы и ПЖ, и Общественная палата.

Продолжительность жизни. Качество жизни - тема уже освоенная, но безусловно, проблемная. Чем дальше, тем меньше доверия вызывают обещания повысить качество жизни. А невыполнимы эти обещания в принципе. Из-за разницы восприятия параметров качества. Тема продолжительности жизни - это тема количественная, а не качественная. Оттого вполне доступная, с перспективой демонстрации почти мгновенных достижений. Прежде всего потому, что пересекается со множеством других. От повышения качества медицинских услуг до борьбы с некачественным алкоголем и от смертности на дорогах до высшей школы (чем человек образованнее, тем он дольше в среднем живет). Да мало ли еще что. Можно найти и внешнеполитический аспект - универсальный ответ на всю критику в "недемократичности". Демократические державы (единственно правильно управляемые державы, по мнению вашингтонского обкома) - те державы, где качество, а значит, продолжительность жизни растет. Соответственно, если продолжительность жизни растет, то, значит, держава правильно управляется, а если она правильно управляется, то она по формальным признакам не может не быть демократической.

Продолжительность жизни - вообще идеальный и мало к чему обязывающий лозунг для внутриполитических упражнений 2007-2008. Это примерно так же, как лозунг достижения коммунизма через 20 лет. Эффективный способ достижения лояльности при отложенных обязательствах. Уход "от качества" к "количеству" наверняка будет воспринят благосклонно. И, как ни странно, для застройки этой ниши есть вполне разработанные проекты. Например, японская правительственная программа "People's Health Promotion Campaign for the 21st Century" (Healthy Japan 21), которая предполагает увеличение в ближайшие годы продолжительности жизни женщин на 8,02 года, и мужчин - на 8,72; и американская "Healthy People 2010", которая устанавливает задачу увеличить среднюю продолжительность жизни нынешнего поколения до 110 лет.

Женщины в политике. Наиболее значительное пустое пространство в политике. Не то чтобы женщин в политике у нас нет. Как персоналии вполне присутствуют. Но не только юбка делает из партфункционера "женщину-политика". Вот и приходится г-же Слиске чуть ли не каждое свое публичное выступление начинать с напоминания о том, что она все-таки женщина.

Сама же женская тема, которой вполне по силам стать интегрирующей для всего "социального проблемного блока", канула в Лету, и это при колоссальном мобилизационном потенциале. И совсем не обязательно быть женщиной, чтобы говорить "о женском", тему может продвигать и мужчина, более того: именно это и может быть интересным и привлекательным. Тут, кстати, тоже есть разработанные западные аналоги. Можно вспомнить Боснию и Герцеговину, где женская тема стала уходом от традиционных националистических проектов.

Потребительские ценности. Партийное строительство у нас в стране до сих пор ведется по принципам начала ХХ века. Большие партии с установленным членством, пытающиеся охватить максимально большой социальный срез. А в результате сложно четко описать, каков избиратель "Единой России". Любые попытки это сделать по сути своей спекулятивны. Между тем как в европейской практике уже не один десяток лет действуют партии, аккумулирующие множество, казалось бы, абсолютно бытовых интересов и потребностей отдельных социальных групп, за счет чего и набирают свои голоса. Очень легко представить себе социально-демографический образ избирателя политического движения, соединяющего в себе качества общества автомобилистов, ратующих за улучшение транспортной инфраструктуры и качества дорог, ассоциацию учителей и родителей, борющихся за повышение качества образовательных стандартов и бесплатное образование, и организацию пенсионеров, добивающуюся действительно заслуженного отдыха.

Ценности "среднего класса". Стабильность, рост доходов, честная кредитная политика, цены на жилье, доступ детей к качественному образованию и т.д. - все это требует декларирования и осмысления именно как объединяющие классовые ценности. Все эти тезисы уже существуют в общественном сознании, но силы, окормляющей их, постулирующей их именно как классовые ценности, еще не появилось.

Политические ниши

"Правые" профсоюзы. В настоящее время профсоюзы оказываются неэффективным инструментом, потому что не решают тех задач, которые на них возложены самими участниками профсоюзов. Новый взгляд на проблему труда и капитала наконец помог бы преодолеть разрыв между "олигархами" и избирателями. "Труд" представляется заинтересованным партнером капитала в повышение стоимости бизнеса. Сюда же может вписаться и идеология "корпорации "Россия" как взаимно заинтересованного партнерства капиталистов и трудящихся.

Гражданское общество. Последнее время отмечено критическим ростом различных гражданских организаций и их роли в политических процессах. На наш взгляд, это тесно связано с укреплением вертикали власти. Выстраивание эффективной вертикали власти получает и негативную сторону в смысле гарантий сохранности стабильности. Центральная власть обретает в глазах общества все большую сферу ответственности. Справиться со всеми требованиями общества, по сути дела, невозможно. А подчинение всех ветвей власти федеральному центру приводит к тому, что все каналы протестной активности сосредоточены и имеют конечной точкой если не на первом, то на втором-третьем логическом шаге действующую высшую государственную власть, а не распыляются на ее институты - парламент, региональные власти и т.д. Российская политическая система со все большей очевидностью теряет адаптивность. Фактически, обществу перекрывается возможность хоть в сколько-либо значительной мере участвовать в политическом процессе и взамен предлагаются крайне неинтересные механизмы симуляции участия в принятии решения о будущем вроде "Общественной палаты" или референдума о третьем сроке Путина. На смену политическому "чешскому Луна-парку" ельцинского периода, вместо возможного Диснейленда приходит урюпинский парк аттракционов с одной сломанной каруселью. За счет этого содержательная социальная база нынешней власти стремительно размывается. Формально-то все в порядке, но любой, кто задастся проблемой социологического исследования лояльности, например региональных чиновников или членов партии Единая Россия, будет поражен полученными результатами. В этом плане институты и процедуры гражданского общества могут быть эффективно использованы как в политической борьбе за доступ определенных сил и лидеров к принятию решений, так и в укреплении позиций нынешней российской власти. Объединенный партийный проект на базе гражданских организаций мог бы иметь большие электоральные перспективы. К тому же это решает проблему кадрового голода и рекрутации элиты, участия молодежи в политике и обеспечения доверия к власти и политикам.

Интеллект в политике. Одной из главных проблем нашего политического пространства является общая его "бессмысленность", недостаток смыслов, идей, идеологий, векторов, сценариев и просто понятийного аппарата и кругозора у политиков. Именно это в свое время дало возможность говорить о "внешнем управлении" страной, о монополизации олигархами политического пространства, о марионеточном, декоративном характере нашей демократии в 90-х годах. Там, где нет смыслов, идей, ценностей, правит корысть. Превращение России в "суверенно демократическую" державу требует не только институциональных изменений (они уже проведены), но и изменений сущностных, изменений в самой сути политики, наполнения ее идейной конкуренцией, изменения качества политики. Примерно об этом говорил Путин на встрече с членами Единой России, рассуждая о повышении квалификации депутатского корпуса в масштабах всей страны. Борьба за это - крайне, на наш взгляд, выигрышная политическая тема, имеющая прежде всего потенциально серьезное внутриэлитное звучание. Однако запрос на масштабные идеи и идеологию прослеживается и среди самих избирателей, потерявших политические ориентиры в 90-е годы.

***

Вот лишь некоторые наиболее очевидные места под застройку в подарок всем тем, кто пытается устроить "теремок" из "Родины" и "пыжей" или разъехаться из опостылевшей политической коммуналки. Только разрешение на застройку получить становится все сложнее. Соответствующая инстанция предпочитает "не нарушать архитектурной целостности" и все лепит свою монументальщину из стали и бетона, отдавая под снос уютные флигелечки.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67