"Что изменится с приходом в правительство нового министра, Александра Авдеева, в российской культуре?" - обратился "Русский журнал" к людям, для которых этот вопрос, казалось бы, является более чем актуальным. На деле выяснилось, что новый министр - скорее загадка, чем ясная концепция.
Во-первых, изменится ситуация даже не двоевластия, а двух кресел, потому что понятно: так как Соколов ничего не делал, то деятельность Швыдкого была активной, заметной и было два персонажа - Соколов и Швыдкой. И каждый из них у всех вызывал какие-то определенные претензии. Это была такая смешная парочка, противоположности. Я думаю, очень хорошо, что Авдеев человек не отрасли, то есть он не участвует в каких-то наших внутренних разборках, человек с дипломатическим бэкграундом. Это хорошо, потому что одна из задач, которую должно решать министерство сейчас, - это продвижение русского искусства за рубеж. То есть хуже Соколова все равно не может быть, поэтому в любом случае хорошо. Но, в принципе, у меня даже не только поэтому очень оптимистичное настроение по поводу его назначения.
Да ничего не изменится. На самом деле это правильный ход в одном отношении: Министерство культуры будет заниматься исключительно (насколько понятно пока из сообщений) охраной и наследия, и базовых исторических ценностей - библиотеки, архивы, музеи. И это правильно. Потому что все остальное может и само выжить. А значит, вмешательства не будет, вкусового вмешательства, скорее всего, тоже не будет, поскольку г-н Авдеев не из цеха. И в этом отношении, по-моему, это совершенно нормальный ход.
Я был свидетелем его выступления - если я не путаю, он выступал в Париже, когда мы, группа писателей, были на днях, посвященных русской литературе, в Париже, это было три года назад. А Александр Авдеев был, если мне не изменяет память, послом Российской Федерации во Франции. Это было культурное выступление, мне кажется, что это культурный человек. И я ожидаю от него каких-то более продвинутых решений в области культуры, чем, например, от господина Соколова, который прославился своей критикой в адрес нонконформистской живописи. Во всяком случае, идиосинкразии у меня эта фигура не вызывает. И мне кажется, что это симпатичный человек, знакомый с западной культурой, передовой, тем более французской, это человек с парижской выучкой. И мне кажется, что это будет хорошее дело для нашей культуры. Надеюсь, во всяком случае. Вот так, немножко скомканно, но примерно так я размышляю по поводу этой фигуры, она у меня не вызывает каких-то негативных эмоций. Вообще все, что из Парижа, мне кажется хорошим. Это всегда дипломат, это роскошное, прекрасное помещение нашего посольства, это дворцы, это культура - все это отмечено современностью, современным духом. Вот так, если в двух словах. У меня такое чисто позитивное отношение к этой фигуре.
Вы знаете, я точно могу сказать, что хуже не будет. Вот хуже, чем есть, не будет точно. При этом, насколько мне известно, Авдеев достаточно интеллигентный, культурный человек. А те связи между Россией и Францией, которые существуют, относятся все-таки во многом к разряду культурных связей. Я сейчас не говорю о политических связях и политических взаимоотношениях. И я думаю, что новый министр культуры имеет опыт общения. Франция делает очень много для развития своей культуры за границей, для поддержания каких-то фондов, программы "Пушкин" и так далее, для поддержания изданий французских авторов. Я думаю, что ему все это известно. И надеюсь, что он учтет опыт Франции, где Департамент культуры поддерживает издательства, поддерживает книжные магазины, поддерживает музеи совсем не так, как у нас. И я точно уверен, что хуже, чем сейчас, не будет.
У меня, честно говоря, нет информации, какая-то в этом есть интрига, загадка. Но если говорить о моих позитивных надеждах, то я бы хотел, чтобы был просто использован очень богатый европейский опыт в какой-то административной реформе всего нашего культурного хозяйства, чтобы оно у нас немножко лучше стало жить, чем сейчас. Потому что в Европе умеют с этим работать, привлекать средства - и частные, и государственные. И хотелось бы, чтобы он этот опыт у нас воплотил. А больше, что за этим стоит, какая там внутренняя интрига, я не знаю, поэтому никаких ожиданий у меня нет.
Кажется, наша культура достигла сейчас такого состояния, когда она уже вроде бы и не аутсайдер в регби, но еще и не чемпион по футболу. То есть очередная стадия выживания. Денег все равно не будет, здания ветшают, зарплаты пожираются инфляцией... Вряд ли новый министр придумает такую концепцию развития культуры, которая смогла бы и мировому опыту соответствовать, и остаточный принцип финансирования переварить. С другой стороны - он же видел, как это во Франции делается?! Говорят, хоть и посол, а сам там неравнодушным зрителем был во время гастролей наших исполнителей... Так что дипломатический такт и французский шарм нам обеспечены. По нынешним временам - тоже немало.
Дело в том, что у нас не были и, похоже, не будут в ближайшее время описаны функции этого сектора, управляющего культурой. Вернее, раньше все было просто и понятно: блюсти идеологию, пускать нужных / разрешенных и не пускать запрещенных. Известно заранее, кто, как, за кого и с кем играет, а сам обход установленных правил превращался в занимательную культурную игру. Разделение на "своих" и "чужих" составляло одну из ее главных прелестей. Руководители все отчетливей напоминали щедринских персонажей. Потом все смешалось. Орган управления и фигура, его возглавляющая, потеряли какие-либо внятные очертания, сохранив, пожалуй, одну главную - склонность к криминалу. Криминалу культурному.
Александр Авдеев - наверное, другой. Похоже у него здесь нет своих личных интересов, кроме имиджевых. Представить себе "образ его правления" пока невозможно. У нас слишком мало "данных", на основе которых можно что-то предположить. Правда, имеется положительная информация о времени его пребывания послом во Франции. Те, кто с ним общался, утверждают, что как посол он был вполне хорош.
Например, Александр Алексеевич - первый и единственный из высокопоставленных дипломатических работников, кто посетил мастерскую художника Эрика Булатова в Париже. Запросто пришел с женой. А на Новый год прислал подарок: гжель - мухинскую бело-голубую скульптурку "Рабочий и колхозница", да еще пару бутылок водки. Говорят, что Александр Авдеев - коллекционер, у него неплохое собрание "малых голландцев". На Старый Новый год устраивал концерты (довольно безвкусные) и собирал всю эмиграцию, еще первой волны, которая за пределами посольства воюет сама с собой и не перестает до сих пор сводить счеты.
Все в один голос утверждают, что Авдеев - человек приятный в общении. Но, может быть, в этом-то как раз и кроется опасность. Впрочем, мы всегда склонны к мизантропичесским предчувствиям и мрачным догадкам, а в хорошем усматриваем что-то тревожное. Но слишком велик и печален наш отечественный опыт культурного руководства. Пока же других оснований для каких-либо определенных прогнозов у нас нет.
Не могу ничего сказать, я даже еще не смотрела его биографию. Надо спрашивать кого-то, кто совсем уж близко к этим вещам, то есть от кого жизнь зависит, - арт-критики всякие и прочие.