Домохозяйка в кольце вегетарианцев

Со всех сторон доносится какой-то безубойный шепот: "Я никого не ем".
И.Ильф, Е.Петров "Мы уже не дети"

Все началось с конфуза. Новые знакомые, приглашенные в гости на ужин, напрочь отказались от всех угощений (не исключая десерта!), кроме зеленого салата. Все остальные блюда для них абсолютно не годились, поскольку содержали мясо, рыбу, яйца, сыр - все, что они не потребляют с тех пор, как приняли вегетарианство. И за столом гости не просто "никого не съели", они почти "ничего не ели". Но старое доброе вино, включая кроваво-красное сухое, не оскорбило ничьих интересов и помогло справиться с неловкостью.

Впрочем, вегетарианца трудно сконфузить. Он весьма терпим и снисходителен к брату своему - мясоеду. Может быть, мясонееды считают вегетарианство этапом человеческой эволюции, когда новое поколение прогрессивно отказывается от поедания мяса. Возможно, любовь к животным и озабоченность защитой прав всех обитающих вокруг существ - сильный аргумент за вегетарианский образ жизни. Афористичный Бернард Шоу тут как нельзя кстати: "Животные - это мои друзья... а я не ем своих друзей". Неизвестно, правда, насколько сами животные дорожат дружбой с человеком. В Танзании, например, в 2,5 раза возросло количество львов-людоедов. Ученые считают, что, однажды попробовав человечины, львы предпочитают атаковать людей, а не диких животных, являющихся более трудной добычей. Дружба - дружбой, а еда - едой.

Вероятно, люди могут отказываться от мяса не из дружеских чувств или из сострадания к животным, а во имя собственного здоровья или по религиозным соображениям. И, наконец, мясо, особенно сырое, может просто неаппетитно выглядеть и даже у кого-то вызывать брезгливые чувства.

Жизнелюбивый Жерар Депардье в своей кулинарной книге признался совершенно в обратном: ему одинаково приятно рассматривать и лицо прекрасной женщины, и куски мяса, выставленные в лавке мясника. А вот самый сексуальный на сегодняшний день вегетарианец Андре 3000 (это имя участника американского дуэта "OutKast") на вопрос, как бы он провел свой последний день на Земле, ответил, что закатил бы себе шикарный ужин из брокколи. Такая вот разница поколений: грубоватое полнокровие и вежливая анемия.

Самое общее представление о вегетарианце - он не употребляет мясо и все, что получают из тел животных: жир, сало, желатин, реннин (сычужный фермент, вырабатываемый в сычуге (отделе желудка) молодых жвачных животных; используется для створаживания молока при изготовлении творога и сыра), кошениль (насекомое, а также название красной краски, добываемой из самок этих насекомых после их умерщвления). Любопытно было обнаружить, что среди отказавшихся от мяса есть веганы, лактовеганы и лактоововеганы. Веганы - самые ортодоксы: только растительная пища, ничего животного, исключен даже мед; надо ли упоминать, что они не носят изделий из натуральной кожи и шелка, перьев и меха и не пользуются препаратами, тестированными на животных. Лактовеганы едят и молочные продукты, и мед. Оппортунистами здесь выглядят лактоововеганы, которые считают допустимым есть яйца. Вегетарианцами считают себя и люди, которые исключают мясо теплокровных животных, но не отказываются от рыбы и морепродуктов. Экстремалы среди мясонеедов - фруктарианцы. Они признают только фрукты и растения, причем некоторые считают, что следует есть лишь плоды, без помощи человека упавшие на землю; некоторые едят только органические растения. А есть еще сыроеды...

Совершенно очевидно, что вегетарианство - это специальная в своем роде диета, система питания, основанная на продуктах растительного происхождения. И конечно, питание для человека - не только способ не умереть с голоду, но и не умирать (по возможности) долго. Для многих вегетарианство не ограничивается просто особенной едой. Это стиль жизни, философский и этический принцип, позиция. Если считать, что термин "вегетарианство" от латинского прилагательного vegetus - живой, бодрый, полный сил, то понятно, что вегетарианец стремится стать ментально и физически сильной личностью, не притесняющей животных и не наносящей ущерб окружающей среде.

Но любопытно все же взглянуть на трапезу вегетарианца. Похоже, вегетарианцу необходимо больше, чем мясоеду, думать о питательном и сбалансированном наполнении пищи протеинами, витаминами, минералами. Считается, что вегетарианство оттачивает вкус. И в самом деле, вегетарианская кулинария может удивить, особенно если взглянуть на нее географически. Особую роль здесь играют кулинарные традиции стран, где был распространен буддизм: Индия, Китай, Япония. Карри, пакора, самоса, пулао, масала. Кунг-пао, бамбук, личи, лапша, шитаки. Темпура, суши, соба, мисо, цую. Сколько всего! И все это - овощи, злаки, семечки, орехи, бобы, рис, грибы, морские водоросли, пряности, фрукты, соя (соя - вообще торжество высоких технологий в вегетарианской кухне: она и соус, и сыр, и молоко, и мясо). А что вытворяют с овощами на Ближнем Востоке, по всему Средиземноморью, да и в мире вообще!

Здесь стоило бы сказать несколько слов о Родине. При всем уважении жителя России к таким национальным русским блюдам, как шашлык, котлета по-киевски, селедка "под шубой" и цыпленок табака, отечество имеет все шансы стать великой вегетарианской кулинарной державой. Индуизм и буддизм сделали карри и суши такими же проявлениями глобализма, как биг-мак. Благодаря русской православной традиции квашеная капуста, малосольные огурчики, склизкие маринованные рыжики, крепкие соленые грузди, клюквенный морс могли бы внушить западному вегетарианцу-космополиту симпатию к загадочной стране, окутанной клубами газа и парами водки. Стоит ли опасаться квасного патриота, когда квас так вкусен? "У русского человека брюшко хорошо обдумано", - писал Розанов. И верно - стоит только бросить взгляд на архиерейский постный стол.

Но современная кухня (так же как и современный мир) не терпит национальной и религиозной ограниченности. Кулинарный консерватизм внушает иногда уважение, но насколько любопытнее комбинировать, сочинять трапезы абсолютно эклектичные. К примеру, закуска - из греческого - цацики, суп мисо (это Япония). Кус-кус с овощами, как готовят берберы. На десерт - русский блинчик с вареньем или медом, а то и канадским кленовым сиропом. Или можно ограничиться чашечкой кофе с рюмочкой дижестива.

Заигрывания с вегетарианской едой и комбинаторские способности могут привести к неожиданным результатам. Однажды один из членов семьи заявляет, что с понедельника (с 1-го числа, с Нового года, от новолуния) перестает есть мясо. А как же сочные отбивные или нежнейшие куриные ножки, которые он так обожал? Оказывается, вегетарианская еда может быть такой вкусной, что реально избавиться от комплекса вины перед животными. Ситуация может даже осложниться. Спустя, скажем, год другой член семьи объявляет, что больше не хочет мяса и от ближайшей подходящей даты начинает новую жизнь на новом вегетарианском посту. Что ж, отныне прописные истины вегетарианца больше не игра. Комбинатор остается единственным всеядным среди близких и вынужден теперь не к отбивной добавлять гарнир из овощей, а чуть ли не стыдливо класть заветную котлетку на край своей тарелки, наполненной - как и у остальных за обеденным столом - прекрасным рагу из баклажан, паприки, помидор и цуккини. Иначе ему придется стать завсегдатаем расположенных по соседству предприятий общепита. Или никого не есть.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67