СССР распался, потому что русский народ не захотел дальше нести бремя империи. И, собственно, событие 12 июня – это просто символическое событие, которое этот смысл воплотило в самой яркой форме.
У лидера демократического лагеря – США – отсутствовало устойчивое ценностное единство с другими важнейшими игроками на международной сцене, в первую очередь Китаем и Советским Союзом.
Декларация о суверенитете была не шагом к развалу СССР, а реакцией на уже начавшийся развал.
Участие в многосторонних проектах полностью совместимо с суверенитетом. Суверенитет начинает размываться только тогда, когда международная организация начинает принимать законы, действующие на территории даной страны.
Политическая ценность суверенитета в современном мире нисколько не уменьшилась. Наоборот. Суверенное государство продолжает оставаться основным инструментом самоопределения и самозащиты наций.
Конструкция государства, суверенного относительно своих соседей в такой степени, чтобы называться вполне автохтонным, контролирующего любые процессы на своей ограниченной международно признанными границами территории, – эта конструкция принадлежит прошлому.
О фактическом суверенитете следует говорить как о претензии, имеющей божественную санкцию – ибо всякая власть от Бога. Не суверенитет делает государство государством, но претензия на суверенитет. И ее подтверждение и признание.
Концепция суверенитета, развиваемая Вадимом Цымбурским, является на редкость внятной и удобной для нужд государственной жизни, а также для нужд описания оной. Проблема в том, что она является – анациональной.
"Суверенная демократия" не только выразила прагматическое положение нашей верховной власти на грани между российским обществом и элитой "объединенного мира", но и прихватила такие смыслы, о которых могли и не думать пропагандисты.
При анализе реальной политики, когда дело касается суверенитетов, диалектика "факта" и "признания" должна сочетаться с диалектикой задействованных модусов "истинного суверенитета".
Суверенитет, в его теоретико-правовом звучании, не является инструментальным понятием, созданным для анализа политического процесса и решения возникающих в ходе этого анализа проблем. Он сам является философской проблемой.