Группы, которые не хотят вступать в диалог, это реальная проблема. У подобных групп и людей не должно быть равных возможностей для участия в общественной жизни. Условие участия – согласие на ведение диалога.
Речь идет о наступлении постсекулярной эпохи. У этого понятия нет четкого и устоявшегося определения, но давайте обозначим три ключевых момента.
Сегодня в изобилии наличествует еще пока не подвергнутая анализу риторика, противопоставляющая иррациональный "религиозный" терроризм "вынужденному" рациональному насилию светского государства.
Европа идеологически построена так, что исламские мигранты не имеют никакой возможности быть удовлетворительно в ней представлены.
Рыцари секуляризма никак не могут понять, что их убеждения, особенно в нынешнем глобальном контексте, суть лишь убеждения приватные.
Причина повышенного внимания к религиям – истощение секулярных идеологий. Без этих идеологий нам остается или атеистический сциентизм или проекты, основанные на религиозных традициях.
В начале XXI века мир рискует вернуться к ситуации XVI – XVII веков. Гражданский межконфессиональный и межрелигиозный мир снова проблема жизни и смерти. Однако, в отличие от той эпохи, светскость ныне уже, похоже, не кажется спасением.
Если мы хотим, чтобы дело кончилось миром, обе стороны должны принять такую интерпретацию взаимоотношений между верой и знанием, которая позволила бы им жить вместе.