Журнал "Государство, религия, церковь", № 1 2013

Вышел в свет новый номер журнала «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом» (№ 1 2013), издающийся на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Это академическое междисциплинарное издание, посвященное изучению религии с особым фокусом на современные религиозные процессы.

Номер посвящен вопросу взаимоотношений науки и религии в контексте Научной революции XVII века. Принимая во внимание многообразие сложившихся методологических подходов, журнал не претендует на полный охват заявленной проблематики: в этом выпуске акцент сделан на проблемах историографии Научной революции и переосмыслении значения широкого культурного контекста для истории науки.

Как говорил Александр Койре, в истории научного знания сложно найти событие, сопоставимое по своему значению с «духовной революцией XVII века, по отношению к которой современная наука является одновременно и корнем, и плодом». Почти с самого начала существования истории науки как самостоятельной дисциплины понятие «Научная революция» было краеугольным камнем исторических исследований. Бережно собирая факты и располагая их в рамке единого концептуального каркаса, «классическая» историография предлагала различные концепции генезиса и развития западноевропейского естествознания, связанные со знакомыми каждому историку науки именами Дж. Сартона, А. Койре, А. Холла, Р. Вестфолла и многих других. Объединяла эти концепции вера в существование решительного перелома в развитии человеческой культуры, который состоялся в эпоху Научной революции и связывался с открытиями тех или иных ученых Нового времени.

Если долго повторять одно и то же слово, начинает казаться, что ты уже не понимаешь его значения. Подобная судьба ждала и понятие «Научной революции», о котором писали и говорили столь много и столь долго, что через какое‑то время у исследователей возникло обоснованное подозрение относительно того, знаем ли мы на самом деле, что такое Научная революция, и даже относительно самого события — имело ли оно место в действительности. Это «подозрение» стало предпосылкой для развития «новой» историографии Научной революции, расцвет которой пришелся на 70 – 90‑е гг. XX века, и чьи теоретические подходы, направленные на деконструкцию упрощающего процесс развития науки великого нарратива «классической» историографии, господствуют в современной истории науки.

Общим местом «новой» историографии стало рассмотрение феномена Научной революции через призму истории культуры. Едва ли не важнейшей частью этого подхода стало определение степени и характера влияния религии и теологии, прежде всего христианской догматики, герметической традиции и магико-оккультных практик, на процесс развития западноевропейского естествознания. Хотя о позитивном влиянии религии говорили задолго до второй половины XX века, именно в это время увидело свет значительное количество публикаций, в которых подчеркивалась взаимозависимость религиозных и научных идей. Их авторы настаивали на необходимости пересмотра сложившегося «стереотипа», согласно которому в эпоху Научной революции произошло «рождение новой науки» и, соответственно, ее отделение от религии.

СОДЕРЖАНИЕ

От редакции

Главная тема: Религия и «Научная революция»

ДЖОН БРУК. Наследие Роберта Бойля вчера и сегодня

МАРГАРЕТ ОСЛЕР. Религия и меняющаяся историография научной революции

ДЖОН ГЕНРИ. Включение оккультных традиций в натурфилософию раннего Нового времени: новый подход к проблеме упадка магии

ВИКТОР ВИЗГИН. Герметическая традиция и научная революция: к новой интерпретации тезиса Фрэнсис А. Йейтс

АЛЛИСОН КУДЕР. Смех над легковерием и предрассудками в «длинном восемнадцатом столетии»

ВЛАДИСЛАВ РАЗДЪЯКОНОВ. Концепт «история вигов» в новой историографии Научной революции

Academia

РОБЕРТ БОЙЛЬ. Размышления об одной теологической дистинкции, сообразно которой говорится, что некоторые догматы веры превыше разума, но не противоразумны (с предисловием А. А пполонова)

Интервью

ИЛЬЯ КАСАВИН: «Мы создали что‑то вроде маленькой альтернативной истории мысли…»

ЕВГЕНИЙ РАШКОВСКИЙ: «Критическая интроспекция, возникшая и продолжающая возникать в глубине христианского духовного опыта, всегда питала и питает науку...»

ВАДИМ РАБИНОВИЧ: «Алхимик себя ощущал всегда в состоянии „без пяти минут вечность“…»

Varia

МАРИАННА ШАХНОВИЧ. Секция по изучению религий народов СССР при Музее истории религии Академии наук СССР (1934 г.)

ДМИТРИЙ РОГОЗИН. От чужака к прихожанину, или религиозная идентичность старшего поколения ивановцев

Рецензии

Nicolaidis E. Science and Eastern Orthodoxy: From the Greek Fathers to the Age of Globalization. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 2011.

Science and Religion: New Historical Perspectives / Ed. By Thomas Dixon, Geoffrey Cantor and Stephen Pumfrey. Cambridge: Cambridge University Press, 2010.

Gillespie M.A. The Theological Origins of Modernity. London & Chicago: University of Chicago Press, 2008.

Sorkin D. The Religious Enlightenment: Protestants, Jews and Catholics from London to Vienna. Princeton & Oxford: Princeton University Press, 2008.

Костюк К.Н. И стория социально-этической мысли в Русской православной церкви. СПб.: Алетейа, 2013.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67