Ядерный империализм

Развитие последних событий в российско-американских отношениях показывает, что они не носят ровный характер, а подвержены таким же периодическим колебаниям, какие были в советские времена. Это движение в отношениях от конфронтации к сотрудничеству и обратно уже после распада Советского Союза заставляет задуматься о причинах такого положения вещей. Ответ на этот, казалось бы, сложный вопрос лежит на поверхности. Первой и главной причиной является наследие прежних времен холодной войны, как в мышлении, так и в политике.

Перед саммитом "большой восьмерки" в Германии отношения между Россией и США достигли своей низшей точки за многие годы. Связано это было с военно-стратегическими аспектами политики. США еще в 2001 году объявили об одностороннем выходе из советско-американского договора о ПРО и развернули активные работы по созданию своей национальной системы ПРО, что было запрещено предыдущими договоренностями. По результатам испытаний США приняли решение построить пусковые шахты ядерных ракет-перехватчиков и радар обнаружения и наведения уже не на своей территории, а соответственно в Польше и Чехии, заявляя, что таким образом они будут защищать не только свою территорию, но и часть стран Европы. Аналогичные планы США развивают и в районе Тихого океана.

Напомню, что основным доводом в пользу заключения договора о ПРО еще в 70-е годы прошлого века было признание советскими и американскими руководителями того, что при высокой стоимости и малой эффективности систем ПРО их создание и развитие ведет лишь к увеличению гонки вооружений и дестабилизации международных отношений из-за снижения уровня доверия и предсказуемости между странами. Однако соблазн использовать экономическое и техническое преимущество США для достижения подавляющего превосходства в стратегических вооружениях не оставлял в покое американских политиков. Первую такую попытку сделал президент Рейган со своими концепциями "звездных войн" и "империи зла". Попытка эта не удалась. Президент Рейган круто изменил курс, пошел на переговоры и улучшение отношений с Советским Союзом. Эта политика была продолжена и в 90-е годы. Более того, президент Б.Клинтон пошел на сокращение американских военных расходов в результате распада Советского Союза, хотя по некоторым важным вопросам международных отношений позицию России западные страны игнорировали.

Российско-американские отношения развивались очень позитивно в начале президентства Буша-младшего и Путина. Между президентами установились хорошие личные отношения. А после террористического нападения на США 11 сентября 2001 года президент Путин первым заявил о готовности поддержать и помочь США. Однако эти позитивные моменты не получили дальнейшего развития. Во внешней политике США возобладало влияние неоконсерваторов, занявших ключевые посты в администрации. Они взяли курс на жесткую, одностороннюю, силовую политику продвижения и защиты американских национальных интересов в мире, невзирая на протесты и несогласие даже своих ближайших союзников. Позиция и мнение России при этом вообще игнорировались. Российское руководство неоднократно пыталось заявить о своей позиции, однако США не желали ничего менять в своих подходах. Так появилась проблема Ирака и перспектива нарушения военно-стратегического баланса сил в Европе.

На протяжении последних месяцев стороны обменивались жесткими заявлениями в духе холодной войны. Президент Путин назвал односторонние действия США империалистическими и обвинил США в развязывании нового витка гонки вооружений. В качестве ответной меры на действия США Россия провела испытания новой баллистической ракеты и новой крылатой ракеты дальнего радиуса действия, которые способны преодолевать любую существующую систему ПРО. Президент Путин также заявил о том, что у российских стратегических сил могут появиться новые цели в Европе, если там будут размещены элементы американских стратегических сил, которые потенциально могут угрожать безопасности России. Россия также потребовала от своих западных партнеров выполнения договора об обычных вооружениях в Европе и заявила о своем нежелании проводить политику разоружения в одностороннем порядке.

По-видимому, российское руководство сознательно пошло на обострение отношений, чтобы позиция России наконец была услышана. Хотя в западных средствах массовой информации накануне саммита "большой восьмерки" не было недостатка в обвинениях России в развязывании новой холодной войны, в некоторых ведущих изданиях появились статьи, в которых цели политики США стали подвергаться сомнению и критическому разбору. Руководители ряда европейских стран, включая Германию, заявили о необходимости обсуждения тех вопросов, которые волнуют Россию и затрагивают интересы европейских стран. Президент Франции Саркози даже назвал действия США политической агрессией против России. Перед Германией, ответственной за организацию и проведение саммита "большой восьмерки", возникла нежелательная потенциальная перспектива провала встречи глав государств в обстановке обострения отношений между Россией и США.

Такую перспективу, видимо, осознало и американское руководство. По крайней мере, президент Буш свой визит в Чехию начал с миролюбивых заявлений. Он заявил, что Россия не является врагом США. Более того, президент Буш предложил России сотрудничество в создании системы ПРО. Это заявление требует комментария. Сотрудничество России и США желательно, однако для России сотрудничать в размещении системы ПРО в Польше и Чехии равносильно тому, чтобы самим себе рыть яму. Радар в Чехии способен будет контролировать российское пространство вплоть до Урала, а десять ракет перехватчиков могут превратиться в десятки или быть в перспективе заменены более эффективными системами вооружения. Да и размещение элементов стратегических ядерных сил США в Европе станет совершенно новым фактором в балансе сил. Оно явно не будет способствовать росту доверия и взаимопонимания.

Однако само по себе заявление президента Буша давало возможность России внести свои предложения. И президент России Путин не заставил себя долго ждать. На экранах телевизоров было видно: Путин приехал на саммит в хорошем настроении. Он много шутил и оживленно беседовал со всеми участниками. А на двусторонней встрече с президентом США развил тему сотрудничества в противодействии потенциальным угрозам, предложив использовать бывшую советскую станцию раннего ракетного обнаружения, которую Россия ныне арендует в Азербайджане. Эта новость стала сенсацией, поскольку никто не ожидал после такого обострения отношений позитивных предложений от России. Эти предложения, по признанию самих представителей американской делегации, застали администрацию США врасплох. Президент Буш назвал предложение России интересным и сказал, что дал распоряжение изучить его и начать переговоры с Россией по этому вопросу.

На следующий день, в ходе своего визита в Польшу, Буш отказался от подробных комментариев и заявил только, что переговоры по вопросам ПРО будут продолжены как с Польшей, так и с Россией.

Сейчас трудно предсказать, как будут развиваться события. Государственный секретарь США Райс, например, заявила, что предложение России не остановит планы США по размещению элементов ПРО в Чехии и Польше, хотя и согласилась с необходимостью провести переговоры с Россией. В администрации США, да и в американском обществе, предложение России наверняка вызовет споры и разногласия. Какая при этом возобладает точка зрения, предположить невозможно. Однако важно то, что Россия предложила выход из, казалось бы, тупиковой ситуации.

В интересах России, так же как США и Европы, было бы перейти от конфронтации к позитивному обсуждению ситуации и рассмотрению всех возможных вариантов с учетом мнений и интересов всех заинтересованных сторон. Какая бы точка зрения ни возобладала в администрации Буша, США будет трудно отвергнуть предложения России о сотрудничестве в деле защиты от общих угроз после того, как президент Буш сам предложил этот подход. Поэтому есть надежда, что в российско-американских отношениях возобладает взвешенный реалистичный подход, который может вновь привести нас к периоду сотрудничества по важнейшим внешнеполитическим вопросам.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67