"Я - убежденный атеист, но в свое время пригласил в школу читать лекции владыку Питирима"

Почему Министерство образования и науки необходимо разделить на два отдельных министерства? Зачем нам столько университетов? Что нужно для возрождения ПТУ? Почему Церковь не должна проникать в школу? Об этом обозревателю "Русского журнала" рассказывает легендарный директор Московской гимназии #45 Леонид Мильграм.

Минобрнауки нужно разделить на два министерства

"Русский журнал": Леонид Исидорович, сегодня многие говорят о грядущих переменах в структуре Министерства образования и науки. Насколько я знаю, у вас есть свой взгляд на эту проблему?

Леонид Мильграм: Мне представляется, что Министерство образования и науки нужно разделить на Министерство науки и высшего образования и Министерство общего образования. Дело в том, что во всем мире развитие науки происходит не только в академических или отраслевых НИИ, но главным образом - в университетах и университетских лабораториях. И хотя у нас такой традиции нет, в России все же существуют университеты, которые серьезно двигают науку вперед. Их нужно всячески поддерживать.

Высшим образованием нужно заниматься отдельно от общего еще и потому, что у нас возникло огромное количество вузов, и государственных, и частных, которые выдают дипломы неадекватно реальной потребности в тех или иных специалистах. Посмотрите, сколько у нас сейчас выпускают экономистов и юристов! Это нужно как-то планировать! Может быть, давать "государственное задание".

Необходимо провести тщательную, аргументированную аттестацию всех вузов. Проверить, сколько выпускников пошло работать по специальности, а сколько - занялось другой деятельностью и использует только "корочки", причем часто не завоеванные, а приобретенные. Ведь известно, сколько во многих вузах стоит зачет, а сколько - экзамен.

Надо резко ограничить количество университетов и давать это звание только тем, кто является университетом с научной деятельностью. Причем, если таких университетов будет немного, стоит их финансировать отдельной строкой в бюджете (подкрепив это законодательно). Кроме того, я бы предложил приравнять зарплату преподавателей лучших университетов к зарплатам госслужащих.

РЖ: А чем будет заниматься Министерство общего образования?

Л.М.: Оно должно задуматься о пирамидальном обучении. То есть: в начальной и средней школе учатся все, но в средней школе, в 8-9-м классах, нужно проводить факультативные "предпрофильные" занятия, чтобы ученики могли выбрать, чем будут заниматься потом. А в профильные старшие классы - уже отбирать.

Факультативы - платные, но занятия детей, которые не могут платить, должны финансироваться за счет государства.

РЖ: А какие вы предлагаете сделать "профили"?

Л.М.: Естественнонаучные (физмат, химико-биологический) и гуманитарные. Это может определяться тем, какие есть в школе хорошие учителя, а часто - связью школы с определенными вузами.

РЖ: Только что на Парламентском часе в Думе министр Фурсенко предложил еще и технологический профиль. Для подготовки к рабочим специальностям, видимо.

Как возродить ПТУ

Л.М.: Было бы хорошо в 8-9-м классах ввести и технологические предпрофильные факультативы. Что касается рабочих специальностей, то я скажу так: в Министерстве общего образования должен быть комитет по начальному и среднему профессиональному образованию. Причем мне кажется, что нужно принять закон, по которому надо снова вернуть две вещи. Первая - предприятия, возникающие в новых экономических зонах, должны быть соучастниками создания ПТУ (или колледжей). Они могут становиться их соучредителями, заниматься софинансированием.

В городах училища должны поддерживаться предприятиями, которые потом будут пользоваться этой рабочей силой.

Есть и второй рецепт (в Москве это раньше было, а теперь нет): вернуть налоговые льготы предприятиям, которые помогают образованию. У нас в школе были предприниматели, которые в счет этого налога финансировали, например, строительство школьного бассейна. Так мы много чего построили.

Справка: До 2002 года фирмы могли до 5 процентов своей прибыли направлять на благотворительность. Эти расходы уменьшали налогооблагаемую базу. Теперь компании могут жертвовать средства только за счет чистой прибыли. Если фирма оказывает бесплатные услуги или безвозмездно передает свою продукцию, то расходы, которые при этом возникают, не уменьшают ее платежи в бюджет.

От налога на прибыль могут освободить только те компании, которые жертвуют деньги в одном из трех направлений: культура, наука или здравоохранение. Причем льготу они смогут получить только после того, как соответствующее министерство внесет их в список компаний, которые освобождены от налога. А НДС фирмы могут не платить, только если они жертвуют не деньги, а товары, работы или услуги. Однако в этом случае контролеры отказываются принимать к вычету налог на добавленную стоимость, который компания заплатила поставщикам товаров. Поэтому льгота актуальна в основном для фирм, которые оказывают услуги безвозмездно. Ведь в этом случае у них не возникает "входного" НДС.

РЖ: А как вы относитесь к тому, что у нас законодательно вернули полное среднее образование?

Л.М.: Я считаю, что оно годится как формулировка, но при одном условии: если сюда входят и ПТУ (колледжи). Подростки, которые в них учатся, тоже обязательно должны получать полное среднее образование. Но там будет меньшая дозировка некоторых предметов (речь идет о некотором перераспределении часов).

Мне не нравится, что многие сейчас любят ссылаться на Запад

РЖ: Не могу удержаться от стандартного вопроса: как вы относитесь к ЕГЭ?

Л.М.: Во-первых, сами тесты нужно пересмотреть (я говорю о тестах с выбором ответа, таких как: "Какого цвета было платье у Наташи Ростовой?"). А во-вторых, ЕГЭ имеет право на жизнь только как разрешающий документ для сдачи экзаменов в тот или иной вуз. При поступлении можно засчитывать ЕГЭ по непрофильному предмету. Но, как справедливо настаивает ректор МГУ Виктор Садовничий, испытания по профильным дисциплинам вуз должен проводить самостоятельно, чтобы был виден интерес человека к выбранной специальности, уровень его подготовки. Такая система должна быть не только в лучших вузах страны (в этом году так будет в МГУ и еще в нескольких университетах), а везде. А вообще-то, я считаю Единый экзамен безумной идеей.

РЖ: Что вам не нравится в нынешней школе?

Л.М.: Мне не нравится, что многие любят сейчас ссылаться на Запад, на успехи того образования... Я побывал в школах многих стран. В Америке школа больше готовит к жизни. Это так. Но образование, конечно, у нас выше. При желании одно с другим можно совместить.

РЖ: Вы в 45-й школе это умели делать...

Л.М.: Ко мне каждый день приходят бывшие ученики. Главное, что можно о них сказать: они порядочные люди. Грамотные и порядочные. Особая когорта. Дай Бог, чтобы такие ребята способствовали возрождению в стране интеллигенции как социума.

В школе была необыкновенная атмосфера. При том, что оценки ставились не за заслуги именитых родителей (которых было много), а за знания.

У нас учились брат и сестра - дети американского дипломата (я не хотел их брать - мне только американского влияния на хватало. Но американец нашел моего однополчанина, и я не смог им отказать). Дети поучились у нас какое-то время, а потом их отца отозвали в Америку. Они уехали. Но когда был выпускной вечер, они на один день (!) прилетели в Москву. У меня есть их письма. Это потрясает! Потом их отец работал в администрации президента США, и когда Рейган собирался с визитом в СССР, он собрал у себя штаб и просил: какие "изюминки" можно найти? Отец "моих" американских учеников посоветовал ему организовать обмен школами. И первой школой, которая ездила по официальному обмену в США, была наша. Это продолжалось лет пятнадцать. Поездки были за счет государства. Я хочу сейчас издать переписку с американцами (они пишут о посещении России, а мы - об Америке). Там, наверное, страниц сто.

Питирим читал в моей школе лекции

РЖ: А вам не кажется, что наши школьники страшно перегружены, что надо что-то менять?

Л.М.: То, что нужно менять, согласен. Но я не могу понять, когда сокращают, например, количество часов на литературу.

РЖ: ...За счет того, что появляются предметы типа "экономики", а в ближайшей перспективе и "Основ православной культуры". Правда, сейчас говорится о том, что родители вправе выбирать, какую религию будет изучать их ребенок: полкласса - православие, треть - ислам, треть - атеизм... И что якобы для всех найдут своего учителя. Но тут ведь главное - кто будет оплачивать этих учителей. Если Церковь, то это означает, что православные дети будут в основном изучать Закон Божий, а мусульмане - читать свои молитвы (кто платит, тот заказывает музыку). Это совсем не то же самое, что изучать вполне светскую "Историю мировых религий", как предполагалось вначале.

Л.М.: Да. Об этом вопросе я молчу (из-за своей национальности). На самом деле, речь, конечно же, идет о проникновении Церкви в школу. Я - убежденный атеист, но, несмотря на это, в свое время пригласил в школу читать лекции владыку Питирима. Он возил наших ребят в Волоколамский монастырь, где был настоятелем. Правда, мы тогда с Питиримом договорились, что он подходит к религии как к элементу истории культуры, а не вербует детей в церковные ряды. Ребята должны потом сами выбрать свою судьбу.

Я пошел еще дальше. Сумел достать много Библий и раздал их каждому ученику и учителю нашей школы. И ничего страшного не произошло: мир не перевернулся. Я считал и считаю, что Библия - один из классических элементов культуры. Но это не значит, что нужно всех обращать в свою веру. У нас же многонациональное государство!

P.S. :Леонид Мильграм более сорока лет проработал директором Московской гимназии #45. Будучи первокурсником истфака МГУ, был призван в ряды Красной армии. Участвовал в Великой Отечественной войне; награжден орденом Красной Звезды и медалью "За боевые заслуги", орденом Отечественной войны 2-й степени, а также медалью "За победу над Германией". В 2001 году Леонид Мильграм стал Почетным гражданином города Москвы. Среди более двадцати (за все времена!) обладателей этого редкого звания - хирург Николай Пирогов, меценат Павел Третьяков, городской голова Москвы, князь Александр Щербатов; генерал-губернатор, князь Владимир Долгоруков; балерина Галина Уланова, композитор Георгий Свиридов, хирург Валерий Шумаков, ректор МГУ Виктор Садовничий, патриарх Алексий II.

Кстати, среди звезд Большой медведицы есть и звезда Мильграм.

Беседовала обозреватель Наталья Иванова-Гладильщикова

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67